Сентиментализм. Его идейные и эстетические принципы. Проза Н.И. Карамзина

чувства, или, как говорили в России в 18 в., чувствительность. От этого слова (по-французски sentiment) получило название и само литературное направление. В отличие от классицизма, основой которого был рационализм, сентиментализм опирался на философию Локка, объявившего отправной точкой познания — ощущения. Чувствительность понимается как область эмоций, переживаний, как способность отзываться на радости и страдания других людей. В русском сентиментализме героями-антагонистами стали крепостной крестьянин и помещик-крепостник. чувствительности крестьян противопоставлено душевное огрубение, жестокость помещиков. Сентименталисты-демократы не идеализируют жизнь крестьян, не боятся показать ее антиэстетические подробности: грязь, нищету. Чувствительность героев представлена от умиления и радости до гнева и возмущения. Одним из ее проявлений может быть суровое возмездие своим обидчикам. Ранее других противников классицизма в русской литературе появился и оформился сентиментализм. Его развитие было связано с Карамзин, главным образом с его художественной прозой. К началу 90-х гг. относятся литературные дебюты Карамзина.

Художественные принципы карамзинской прозы. Высшая задача искусства- в обнаружении истинной, жизненной сущ­нос­ти человека, его души. Это осн принцип сентиментализма, представителем которого и стал Карамзин. Карамзин ввел в русскую литературу целый ряд важных тем. Тема города. До него при изображении города, особенно заграничного, его преж­де всего сравнивали с привычным русскому человеку типом города, причем сравнивали не для того, чтобы выявить специфические черты. Нет, все непохожее на русские города отрицалось как дикость и варварство. Тема дружбы. Дружба для него - не идейная связь, но прежде всего особый вид любви. Идеологические аспекты дружбы, важные для Радищева, отходят у Карамзина на второй план. Тема детства. К. сумел по­ка­зать атмосферу детства, навсегда ушедшую из души взрослого че­ло­ве­ка, но в чем-то и оставшуюся, притягательную и желанную. Радостная нос­тальгия детства ро­ди­лась в нашей словесности под пером Ка­рам­зи­на Новый художественный язык и стиль. Стиль становится глубоко содержательным, естественным. Стиль Карамзина-прозаика разнообразен. трезвость и четкость де­та­ли­зи­ро­ван­ных описаний сменяется взволнованной поэтичностью, ме­лан­хо­ли­чес­кая грусть и мягкий юмор идут рука об руку. язык его про­зы идеально отобран для того, чтобы передать требуемое содер­жа­ние. Стиль К оказался в высшей степени исторически продуктивным, так как имел большое количество последователей. Отношение к человеческой личности. сумел уви­деть он человеческую личность. характер автора-повествователя и прин­ципы изображения героя. Характер автора-повествователя. “Творец всегда изо­бражается в творении…” Многие повести открываются вступлениями, пред­ста­вляющими собою передачу мыслей и чувств повествующего автора. Находящиеся в силь­ной позиции начала текста, они задают тональность целого про­изве­дения. Принципы изображения героя. человек предстает как сложная, нередко противоречивая личность. Его характер включает несхожие, под­час разнонаправленные начала. наиболее показательна “Бедная Лиза”. 4. Понимание задач искусства. Духовный аскетизм, понимание того, какое место в мире занимает поэт. Карамзин никогда не видел в авторе духовного руководителя. Писатель должен воспитывать читателей патриотически, эстетически, нравственно – но не духовно. Писатель – художник, и это самодостаточно, он не должен стремиться к решению тех конечных и страшных вопросов бытия, которые находятся вне ведения искусства.

12. А.М. Горький – драматург. Проблематика, образы, особенности творческого метода. Рассмотрение спорных образов и проблем пьесы «На дне» в школе. Пьесы Горького в литературоведении 20 века. О пьесе Горького «На дне»Особенности драматургии.Острый социальный конфликт в сочетании вечного и актуального. Горький выступил «главным начинателем и создателем общественно-политической линии театра», по словам Станиславского.Движение сюжета определяется не уровнем бытового конфликта, а общественным. Резкие столкновения героев как отражение позиции различных социальных групп, классов, идейных течений.Подтекст (продолжение традиций А.Чехова) как понимание сюжета не в виде узкой системы действия (внешней интриги), а как столкновение противоборствующих сил.Герой – свободный духом даже «на дне»…(Позднее героем – это человек труда).Трагедия личности в буржуазном обществе.Моральный приговор. Проповедь разума, правды, свободы, высокого назначения человека.Афористичность языка. Пьеса М. Горького “На дне” по праву является одним из лучших драматических произведений писателя. Об этом говорит невероятный успех ее на протяжении длительного времени в России и за рубежом. Пьеса вызвала и до сих пор вызывает разноречивые толкования по поводу изображенных характеров и своей философской основы. Горький в драматургии выступил как новатор, поставив важный философский вопрос о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. “Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?”, - это слова самого М. Горького. Невероятному успеху и признанию пьесы “На дне” способствовала также удачная постановка ее на сцене МХТ в 1902 году. В. Н. Немирович-Данченко писал М. Горькому: “Появление “Дна” одним ударом проложило целые пути театральной культуре... Имея в “На дне” образец подлинно народной пьесы, мы считаем этот спектакль гордостью театра”. М. Горький выступил как создатель нового типа социальной драмы. Он верно, правдиво изобразил среду обитателей ночлежки. Это особая категория людей со своими судьбами и трагедиями. Уже в первой авторской ремарке мы встречаем описание ночлежки. Это “подвал, похожий на пещеру”. Нищая обстановка, грязь, свет, идущий сверху вниз. Это еще более подчеркивает, что речь идет о самом “дне” общества. Сначала пьеса называлась “На дне жизни”, но потом Горький поменял название - “На дне”. Оно полнее отражает идею произведения. Шулер, вор, проститутка- представители изображенного в пьесе общества. Хозяева ночлежки также находятся на “дне” моральных правил, они не имеют в душе никаких нравственных ценностей, несут в себе разрушительное начало. Все в ночлежке происходит вдали от общего течения жизни, событий в мире. “Дно жизни” это течение жизни не захватывает. Персонажи пьесы ранее принадлежали к разным слоям общества, но сейчас всех их объединяет одно - их настоящее, бесперспективность, неспособность изменить свою судьбу, да и какое-то нежелание это сделать, пассивное отношение к жизни. На первых порах от них отличается Клещ, но после смерти Анны и он становится таким же - он утрачивает надежду вырваться отсюда. Различное происхождение определяет поведение, речь героев. Речь Актера содержит цитаты из литературных произведений. Речь бывшего интеллигента Сатина насыщена иноязычными словами. Слышится негромкая, неторопливая, успокаивающая речь Луки. В пьесе множество различных конфликтов, сюжетных линий. Это отношения Пепла, Василисы, Наташи и Костылева; Барона и Насти; Клеща и Анны. Мы видим трагические судьбы Бубнова, Актера, Сатина, Алешки. Но все эти линии идут как бы параллельно, нет общего, стержневого конфликта между героями. В пьесе мы можем наблюдать конфликт в сознании людей, конфликт с обстоятельствами - это было необычно для русского зрителя. Автор не рассказывает подробно историю каждого ночлежника, и все же мы имеем о каждом из них достаточно сведений. Жизнь одних, их прошлое, например, Сатина, Бубнова, Актера, драматична, сама по себе достойна отдельного произведения. Обстоятельства вынудили их опуститься на “дно”. Другие, такие как Пепел, Настя, с рождения познали жизнь этого общества. В пьесе нет главных героев, все занимают примерно одинаковое положение. В перспективе же у них нет никакого улучшения в жизни, которая удручает своим однообразием. Все привыкли, что Василиса бьет Наташу, все знают об отношениях Василисы и Васьки Пепла, все устали от страданий умирающей Анны. Никто не обращает внимания на то, как живут другие; связей между людьми нет; никто не способен прислушаться, посочувствовать, помочь. Не зря Бубнов повторяет, что “ниточки-то гнилые”. Люди уже ничего не хотят, ни к чему не стремятся, считают, что все на земле лишние, что их жизнь уже прошла. Они презирают друг друга, каждый считает себя выше, лучше других. Все сознают ничтожность своего положения, но не пытаются выбраться, перестать влачить жалкое существование и начать жить. А причина этого в том, что они привыкли и смирились. Но не только социально-бытовые проблемы поднимаются в пьесе, герои спорят также о смысле человеческой жизни, о ее ценностях. Пьеса “На дне” является глубокой философской драмой. Люди, выброшенные из жизни, опустившиеся на “дно”, спорят о философских проблемах бытия. М. Горький поставил в своем произведении вопрос о том, что полезнее человеку: правда реальной жизни или утешительная ложь. Этот-то вопрос и вызвал столько споров. Проповедником идеи сострадания, лжи служит Лука, который всех утешает, всем говорит добрые слова. Он уважает каждого человека (“ни одна блоха не плоха, все черненькие”), видит в каждом доброе начало, считает, что человек все может, если захочет. Наивно пытается пробудить в людях веру в себя, в свои силы и возможности, в лучшую жизнь. Лука знает, насколько важна для человека эта вера, эта надежда на возможность и реальность лучшего. Даже просто доброе, ласковое слово, слово, поддерживающее эту веру, способно дать человеку опору в жизни, твердую почву под ногами. Вера в свою способность изменить, улучшить собственную жизнь примиряет человека с миром, так как он погружается в свой выдуманный мир и живет там, прячась от пугающего его реального мира, в котором человек не может себя обрести. И в реальности этот человек бездеятелен. Но это касается только слабого, потерявшего веру в себя человека. Поэтому такие люди и тянутся к Луке, слушают его и верят ему, потому что его слова — чудодейственный бальзам на их измученные души. Анна слушает его потому, что он один посочувствовал ей, не забыл про нее, сказал ей доброе слово, которого она, может быть, никогда и не слышала. Лука вселил в нее надежду на то, что в другой жизни она не будет страдать. Настя тоже слушает Луку, потому что он не лишает ее иллюзий, из которых она черпает жизненные силы. Пеплу он дает надежду на то, что тот сможет начать жизнь заново там, где никто не знает ни Ваську, ни его прошлого. Актеру Лука говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, в которой тот сможет вылечиться и снова вернуться на сцену. Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: “Человек может добру научить...” Другим обитателям ночлежки не нужна философия Луки, поддержка несуществующих идеалов, потому что это более сильные люди. Они понимают, что Лука лжет, но лжет из сострадания, любви к людям. У них возникают вопросы о необходимости этой лжи. Все рассуждают, и у каждого есть своя позиция. Все ночлежники участвуют в споре о правде и лжи, но не очень серьезно относятся друг к другу. В противовес философии странника Луки Горький представил философию Сатина и его суждения о человеке. “Ложь - религия рабов и хозяев... Правда- бог свободного человека!” Произнося монологи, Сатин не рассчитывает в чем-либо убедить окружающих. Это его исповедь, итог его долгих размышлений, крик отчаяния и жажда действия, вызов миру сытых и мечта о будущем. Он с восхищением говорит о могуществе человека, о том, что человек создан для лучшего: “человек - это звучит гордо!”, “человек выше сытости”, “не жалеть..., не унижать его жалостью... уважать надо”. Этот монолог, произносимый среди оборванных, опустившихся обитателей ночлежки, показывает, что вера в подлинный гуманизм, в правду не угасает. Пьеса М. Горького “На дне” является острой социально-философской драмой. Социальной, так как в ней представлена драма, вызванная объективными условиями жизни общества. Философский же аспект драмы каждым поколением переосмысливается по-новому. Образ Луки долгое время оценивался однозначно отрицательно. Сегодня, ввиду исторических событий последнего десятилетия, образ Луки прочитывается во многом иначе, он стал гораздо ближе к читателю. Я считаю, что однозначного ответа на вопрос автора нет. Все зависит от конкретной обстановки и исторической эпохи.Театр ГорькогоЧеловек! Это — великолепно! ...Все в человеке, все для человека! М. Горький В словах о “гордом человеке” — всего прекрасного на земле, прозвучавших более полувека тому назад, Горький со всей “илой неколебимой веры и убежденности выразил гуманистический смысл “единой темы” своего творчества—“темы воинственной, революционной”, полной исторического оптимизма, с ней он пришел в театр. В начале девятисотых годов Горький испытывает небывалый подъем творческих сил. К драматургии Горький обратился, чтобы “вмешиваться в самую гущу жизни”. Писатель охвачен жаждой деяния, у него бунтует “солнце в крови”, он убежден — “настало время нужды в героическом”, он верит — “новый век — воистину будет веком духовного обновления” людей. Ничто не может помешать Горькому — ни арест, ни ссылка “под надзор”. Он пишет и в Петропавловской крепости, и в Арзамасе, и в Нижнем Новгороде — под неусыпным оком полиции. “Я охвачен пламенем! Я хочу работать, хочу — страстно. И что мне министры, прокуроры, приговоры?” Только что окончив пьесу “Мещане”, он спешит сообщить друзьям: “Непременно зимой же буду писать другую. А эта не удастся — десять напишу, но добьюсь, чего хочу! Очень захватила меня эта форма письма”. Начиная с 1901 года до конца своей жизни Горький не оставлял трудного искусства драматурга. За тридцать с лишним лет он написал около двадцати пьес, среди которых — “Мещане”, “На дне”, “Егор Булычев и другие”, “Варвары”, “Зыковы”, “Враги” и многие другие, каждая по-своему, составили целую эпоху не только в творчестве писателя, но и в истории русского театра. Собранные воедино пьесы Горького — правдивая драматическая биография времени; ее содержанием явилась история “разрушения личности” мещанина, индивидуалиста и рождение нового сознания, нового психологического типа — “человека миропонимания”,— как называл его Горький. “Мещане” — это не просто дебют Горького, но и дебют нового героя, которого ждала, искала, о котором мечтала свободолюбивая Россия. Герой пьесы Нил знает, что хочет в жизни. Вот что услышал русский читатель и зритель после грустно-лирических монологов чеховских героев о безысходности настоящегои о далеком прекрасном будущем, к которому они не ведали путей. Нил предстал как живое олицетворение будущего, приблизив его, заставив поверить в его реальность. В пьесе идет нравственный суд над мещанством. В пьесе “На дне”, как утверждал автор, его занимали “общефилософские вопросы”: что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука”? Странник Лука появляется в ночлежке в самый разгар спора ее обитателей — Клеща, Бубнова и Васьки Пепла — о совести и чести: нужны ли они людям дна? Лука труслив и осторожен. В опасный момент, когда убивают Костылева, он исчезает, как “исчезают грешники от лица праведных”. Горький создал пьесу широкого эмоционального звучания, сумев передать противоречивую гамму человеческих состояний — от вдохновенных речей Сатина о Человеке до смертного отчаяния Актера. С убежденностью мыслителя, страстностью гражданина, с вдохновенной одержимостью художника Горький-драматург сокрушал “религию рабов и хозяев”, разоблачая ее “по всей длине истории” и утверждая Правду свободного человека, силу его мысли, его разума. Горький расширил содержание драматического произведения до масштаба эпоса. Пьесы Горького проникнуты радостной верой в неиссякаемую талантливость человека, в силу его бесстрашной мысли. Драматург создал не только новый репертуар русского театра, но и “новую философию”.

13. Романтизм как литературное направление. Поэзия Жуковского: эволюция, роль. Анализ одного произведения. Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе в конце 18в. Как результат разочарования в идеях Просвещения. Кризис в Европе, неудовлетворенность результатами Великой французской революции. Наивысш расцвет 1 пол 19в. Основными представителями литературы Европейского романтизма являются: Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, Ж. Санд Особенности европейского романтизма: Пессимизм ; Обращение к вечным идеалам, разлад с современной действительностью; Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком разладе) Самоценность отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром

Исключительный герой, исключительные обстоятельства. В России романтизм после 1812г. как результат отказа Александра 1 в продолжение либеральной политики и начала реакции. Имеет ряд национальных особенностей: Исторический оптимизм; Внимание к прошлому страны;

Идеальный герой: гражданин-патриот или гуманный человек, наделенный чувством любви и глубокого христианского сострадания. Жанры романтической литературы:Повыш интерес к Л. и душев миру человека в эпоху романтизма способствовал необычайному расцвету лирических и лиро-эпических жанров. Жизнь воспринималась романтиками в движении, в борьбе противоп-й, отразилось на изображ прошлого – родился исторический роман. Обращаясь к фольклору, романтики часто воплощали легенды в жанре баллады - сюжетной песни драматического содержания. Эпоха романтизма отмечена и расцветом художественного перевода.

Однажды Жуковский сказал: « Жизнь и поэзия одно».

Так как житейская биография автора совпадает и не совпадает с его лирической « биографией», то в литературоведении ввели понятие – лирический герой. Л.г. – это образ, в котором запечалилась личность автора, его идеальное « я». Особенность л.г. Жуковскогообобщён, его мысли, чувства мало индивидуализированы. Для того, чтобы выразить внутренний мир, оживляет в слове добавочные эмоциональные оттенки, скрытые в самом слове. У Ж пейзаж всегда сопряжён с настроением. Именно Жуковскому принадлежит заслуга расширения поэтического словаря русской лирики. Своими элегиями Жуковский вдохнул в русскую поэзию новое содержание и преобразовал её строй. Первоначально, элегия – это грустная лирическая песня о смерти. Затем элегией стали называть песнь о всякой утрате, потому как утрата чувства, желания – это подобие смерти, исчезновение в небытиё. известность, была элегия-перевод Томаса Грея, « Сельское кладбище». о смерти, а размышляет поэт на кладбище. Т элегия кладбищенской. Элегия, в которой господствует размышление, касающееся самых разных явлений, называется медитативной. В зависимости от предмета размышления разделяют историческую, философскую, и унылую, в которой поэт размышляет о своей несчастной судьбе. одухотворять и одушевлять всё сущее –в элегии « Море». С мыслями о человеке, Ж. одухотворяет море, природа не равнодушна, не мертва. Как и в душе человека в душе моря тоже скрыта своя, особенная тайна. БалладыБольшинство баллад на темы западноевропейского средневековья. три типа баллад – « Русские» («Людмила», «Светлана»), «античные» ( Ахилл, Кассандра, Жалобы Цереры) и « Средневековые» (Рыцарь Роллон, Замок Смальгольм, или Иванов вечер и пр.) С 1808 г. Ж создает 39 баллад. Перед Ж –переводчиком стояла задача «Переложения »баллад мира западноевр писателей на русские нравы, разработки русского литературного языка, развитие в нем смысловой музыкальности. В основе большинства его баллад тема преступления и наказания, причем наказанию отводится главное место. В балладе «Светлана» Ж окружает героиню народным колоритом.

Ж — 1й рус поэт, сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы — все то, что для человека составляет ее прелесть, — но как бы одухотворить природу чувством и мыслью воспринимающего ее человека. “Заслуга Ж, собственно перед искусством состояла в том, что он дал возможность содержания для русской поэзии”, — писал Белинский.

Листок

От дружной ветки отлученный,Скажи, листок уединенный,Куда летишь?.. "Не знаю сам;Гроза разбила дуб родимый;С тех пор по долам, по горамПо воле случая носимый,Стремлюсь, куда велит мне рок,Куда на свете все стремится,Куда и лист лавровый мчится,И легкий розовый листок."

Наши рекомендации