Технологическая культура
Экономика – форма взаимодействия человека со средой, содержанием которой является обеспечение общественной жизни материальными благами в результате целенаправленного воздействия на природу.
Экономическая культура - система ценностей идеалов хозяйственной деятельности человека в обществе, воплощаемых особенностями производства. В более узком значении, экономическая культура есть специфический для общества социально транслируемый уровень развития способностей человека как субъекта хозяйственной деятельности.
Культурология позволяет рассматривать экономику как сферу общественной жизни человека системно. Во-первых, главным субъектом экономической деятельности является человек, который определяет цели, средства, методы хозяйствования в соответствии со своими потребностями, мотивами, интересами. Во-вторых, экономические преобразования осуществляются живыми людьми, со сложившимися представлениями о смысле и достойном образе жизни, о собственности, богатстве, взаимоотношениях людей. В-третьих, человек не является исключительно экономическим существом. Он имеет многоплановое мировоззрение, идеалы, внеэкономические интересы и цели, эмоциональную и иррациональную жизнь. В этом смысле экономика выступает не просто как жизнеобеспечение, а как сфера самореализации личности, ее творческого потенциала. В-четвертых, эта деятельность осуществляется не только конкретным, «живым» человеком, но и в конкретных исторических и культурных условиях.
Наука – форма познавательной деятельности, основанная на допущении существования объективного мира, чьи процессы закономерны и доступны органам чувств и мышлению человека.
Наука предстает, во-первых, как особая совокупность знаний; во-вторых, как особый вид деятельности; в-третьих, как особая отрасль общественного труда. Будучи сегментом культуры, наука есть деятельность по производству новых знаний о мире и человеке, выражающих внутреннюю сущность исследователя и обладающих объективной значимостью.
В современном обществе наука представляет собой сложное, многозвенное, глубоко внутренне расчлененное духовное образование. Ее возможности и границы определены очертаниями социальной практики. Она позволяет заглянуть за близлежащие цели, рационализировать весь жизненный процесс. Наука выступает как сложно организованная система знаний и как социокультурный институт.
Техника – система искусственных средств и способов деятельности, предназначенных для облегчения и повышения эффективности процессов производства и обслуживания потребностей общества.
Техника, во-первых, образует искусственную среду обитания человека, являясь «материальным телом» культуры; во-вторых, выступает способом ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества; в-третьих, является одной из важнейших знаковых систем культуры, несущих в себе социальную информацию.
Вопросы и задания для контроля:
1. Какое содержание вкладывают в понятие «морфология культуры»?
2. Какие подходы к структурированию культуры существуют в культурологи?
3. Как решается в культурологии вопрос о первичности материи или духа?
4. Какие сферы включает в себя духовная культура?
5. Какие сферы включает в себя социальная культура?
6. Какие сферы включает в себя технологическая культура?