Обозре'ние политическое, жанр
выработанный немецким драматургом и реж-ром
Э. Пискатором в 20-годы Иногда он приспосаб-
ливал для этой цели наиболее подходящие пьесы,
иногда создавал оригинальные сценарии. П. о,
строились на монтаже фотографии, кинокадров,
репродукций подлинных газетных статей.
Пискатор первым ввел в драматический
спектакль кино, понимая этот прием "не как ин-
тересное обогащение режиссерских возможно-
стей, а как средство сделать видимыми истори-
ческие связи драматического материала и саму
пьесу включить в исторический ход".
ОБОРУДОВАНИЕ СНЕ'НЫ-КОРО'БКИ,
совокупность механизмов, машин, устройств,
приборов, необходимых для осуществления сце-
нического зрелища, составная часть техники
сцены. К нему относятся система подъемов, све-
товое оборудование. Вверху сцены-коробки, под
самым потолком, находятся колосники - дере-
вянная решетка, к к-рой на тросах крепятся
штанкеты - металлические трубы или деревянные
брусья. На штанкетах подвешиваются одежда
сцены, светоаппаратура, детали оформления. Вес
штанкетов и закрепленных на них предметов
уравновешивается набором противовесов - для
облегчения подъема и опускания штанкетов. При
помощи системы подъемов можно быстро менять
плоские декорации, одну поднимая под
колосники, другую опуская на планшет. Здесь же
монтируется барабан горизонта - катушка, на
которую наматывается полотно сценического
горизонта, декорационный подъем - устройство
для подвески мягких и жестких декораций,
состоящее из горизонтальной штанги и тросовой
системы с противовесом, индивидуальный
подъем - устройство, позволяющее поднимать
предметы оформления на одном или нескольких
канатах, кулисная машина - приспособление для
перемещения жестких кулис и др. эл-тов
декораций параллельно портальной стене сцены,
Для быстрой смены декораций служит также
накатная площадка - платформа, перемещаю-
щаяся на катках по планшету сцены, фурки, круг,
подъемно-опускные площадки. Различают
следующие подъемно-опускные площадки: а)
плунжеры - специальные опускные площадки,
устроенные обычно в барабане круга; на них де-
корация подается на сцену снизу, из трюма.
Кроме того, такие площадки, поднятые над
уровнем сцены на разную высоту, создают рель-
еф планшета, необходимый для данной поста-
новки; б) собственно подъемно-опускная пло-
51
щадка - часть планшета сцены, поднимающаяся
над ним на заданную высоту и опускающаяся под
сцену в трюм: в) подъемно-опускной план
(неплановый подъемник) - подъемно-опускная
площадка, занимающая целиком один и? планов
сцены; г) люк-провал - небольшая часть планше-
та, опускающаяся под сцену и служащая для эф-
фекта появления или исчезновения актера.
По стенам вокруг сцены расположены гале-
реи, соединенные между собой узкими мостика-
ми. В некоторых театрах над колосниками, под
самым потолком смонтирован водяной противо-
пожарный занавес (1).
О'БРАЗ,1) (филос.) результат и идеальная
форма отражения предметов и явлений матери-
ального мира в сознании чел-ка. О. на чувствен-
ной ступени познания - ощущения, восприятия,
представления; на уровне мышления - понятия,
суждения, умозаключения. Материальной формой
воплощения О.. выступают практические
действия, язык, различные знаковые модели. 2)
Вид, облик (создать что-л. по своему образу и
подобию). 2) Живое, наглядное представление о
ком- о чем-н. (светлые образы будущего). 4) В
художественном произведении: тип, характер.
(О. скупца - Плюшкин в "Мертвых душах" Гого-
ля). 5) Порядок, направление чего-н., способ (О.
мыслей, О. действий). (Художественный О.,
Документальный О, Маска-0., О- общения. Пла-
стический О., Словесный О., О. события, Лента
образов. Образное решение. Образность. Образ-
ный ход. Образный прием).
О'БРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙлубоже-
ственньш образ.
О'БРАЗ ДЕ'ЙСТВИЯ,внутреннее впечатле-
ние, настроение, вызванное духовным смыслом
массового действия и личным соучастием в нем.
Это впечатление часто ассоциируется со зримы-
ми, ощутимо символическими образами, фоку-
сирующими духовный смысл праздничного со-
бытия (напр., песня А. Пахмутовой ассоциируется
с взлетевшим в небо талисманом Мишкой во
время прощания с Олимпиадой-80 в Москве).
О'БРАЗ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ,Докумен-
тальный образ,
О'БРАЗ-МА'СКА,Маска-образ.
О'БРАЗ ОБЩЕ'НИЯ,внутреннее впечатле-
ние от способа, манеры, атмосферы игрового
общения участников праздника, театрализован-
ного представления. О. о. возникает между ис-
полнителем и зрителем, между ведущим и реаль-
ными героями, между самими участниками
праздничной игры. Образное общение являете
основным художественным материалом создания
образа праздничного жизненного события.
О'БРАЗ ПЛАСТИЧЕСКИЙ,Пластический
образ.
О'БРАЗ СЛОВЕ'СНЫЙ,Словесный образ.
О'БРАЗ СОБЫТИЯ,отображение духовного
содержания жизненных явлений выразительными
средствами театрализации, эмоционально-
образное восприятие участниками жизненно
го смысла праздничного события и своего соуча-
стия в нем.
ОБРАЗОВЛЕ'НТА, Лента образов.
ОБРАЗНОЕ РЕШЕ'НИЕ,совокупность вы-
разительных средств, к-рыми режиссер раскры-
вает свою концепцию произведения, свою худо-
жественную мысль.
О'БРАЗНОСТЬ,изобразительность, яркость,
наделенность образами. Поиск О. не может быть
сведен к какому-то единому правилу или усло-
вию, ибо он заложен в том богатстве художест-
венных индивидуальностей, какими являются
режиссерские стили, их неповторимость. В теат-
рализованных представлениях и праздниках спе-
цифика О. состоит в том. что он определяется
конкретным событием, с которым связана, ухо-
дит в него своими корнями и представляет собой
художественное осмысление, обобщение реаль-
ного факта, оказывающее воздействие на массу
именно силой художественного обобщения ре-
альности.
Различают символическую О., историческую
О. и персонифицированную О.
Символическая О. - совокупность ху-
дожественных образов символического значения
Она используется: 1) для выражения идеи худо-
жественно-массового мероприятия, 2) как прин-
цип построения художественно-массового меро-
приятия (найдя образ, адекватный идее, реж-р
получает логику построения всего представления,
т.н. сценарно-режиссерский ход); 3) как
движущая сила сюжета художественно-
массового мероприятия (символ становится сю-
жетным стержнем всего представления), 4) для
усиления эмоционального фона восприятия ре-
ального жизненного материала. Символическая
О. предполагает поиски условно-знаковой сис-
темы, ассоциирующейся у участников театрали-
зованного действия с идеей по содержанию и
эквивалентной ей по форме.
Историческая О., живое, наглядное
представление событий, имеющих в своей основе
близкие аудитории аналогии в прошлом. Сюда же
относятся и фольклорные истоки, опирающиеся
на народные традиционные основы, ис-
пользующие аллегорические и мифологические
персонажи, костюмированные, художественно-
спортивные состязания.
Персонифицированная О дает возможность
апробировать себя как личность в различных
ролях, подражая избранным героям. Порой по
замыслу организаторов праздника в рамках такой
образности "оживают" предметы. которым
придается характер одушевленных персонажей в
театрализованном действе.
О'БРАЗНЫЙ,изобразительный, яркий, жи-
вой, содержащий образы.
О'БРАЗНЫЙ ПРИЕ'М,ассоциативное, ус-
ловно-игровое выражение смысла массового
действа, театрализованного представления, его
сквозного действия и монтажного построения.
ОБРАЗНЫЙ ХОД, зримое выражение сюжетного
хода и сквозного действия театрализованного
представления, массового действа, дающий
возможность взаимосвязан все его эпизоды и
создать неразрывную цепь последовательно
развивающихся событий, действий.
ОБРАЗОВ Л-Е'НТА,Лента образов
ОБРЯ'Д,совокупность установленных обычаем
действий, в к-рых воплощаются какие-н.
религиозные представления или бытовые традиции.
(Свадебный О., О. посвящения). Компонентами-
народных обрядовых празднеств являются песни,
танцы, игры, присловья, поговорки, пословицы,
заговоры, инструментальная музыка, вобравшие в
себя бесценное творчество народа за многие века.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРЕДЛАГАЕМЫЕ,
Предлагаемые обстоятельства.
ОБЩЕ'НИЕ,1) соприкосновение чел-ка через
органы чувств со всем, что его окружает, включая
неодушевленные предметы. 2) (Психол.) сложный
многоплановый процесс установки и развития
контактов между людьми, порождаемый
потребностями совместной деятельности. Включает
в себя обмен информацией, выработку единой
стратегии взаимодействия, восприятие и понимание
партнера. 2) Осуществляемое знаковыми средствами
взаимодействие объектов, вызванное потребностями
совместной деятельности и направленное на
значимое изменение в состоянии, поведении и
личностно смысловым образованиям партнера.
Общение одна из основных психологических
категорий. Чел-к становится личностью в результате
взаимодействия и общения с др. людьми. В самом
общем виде общение выступает как форма
жизнедеятельности. Потребность в общении
является одной из фундаментальных потребностей
чел-ка. Социальная значимость общения, его
нравственные и эстетические параметры
обусловлены степенью развитости духовных
потребностей и идеальных стремлений индивидов.
3), (В театре) взаимодействие исполнителей между
собой и со зрителем. Этапы сценического О.: а)
исследование места действия; б) выбор объекта:
в) исследование объекта, в результате чего обратить
на себя внимание партнера; г) пристройка к.
партнеру (выбор вариантов поведения); д) передача
своих ви'дений и прием видений партнера (прием -
передача). О. всегда строится на конфликте, на
борьбе. 3) (В театрализованном представлении)
взаимодействие людей художественными
средствами. Это также обмен информацией и
социально-психологические контакты, процесс
установления и обновления уз преемственности и
творчества. В отличие от театрального спектакля
главное условие массового театрализованного
действа - прямое О. со зрителями и превращение их
в соучастники игры. (Игровое О, Образ О.,
Художественное О.
ОБЩЕ'НИЕ МА'ССОВОЕ ТЕАТРАЛИ-
30'ВАННОЕ,Массовое театрализованное об-
щение.
ОБЩЕ'НИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ,Ху-
дожественное общение.
ОБЩЕ'НИЕ ИГРОВО'Е,Игровое общение.
ОБЩЕ'НИЯ О'БРАЗ,Образ общения.
О'БЩИЙ ПЛАН,Дальний план.
ОБЪЕ'КТ(позднелат. objectum - предмет, <
лат. objicio - бросаю вперед, противопоставляю),
I) философская категория, выражающая то, что
противостоит субъекту в его предметно-
практической и познавательной деятельности.
Объективная реальность, существующая незави-
симо от чел-ка и его сознания, являющаяся
предметом познания, практического воздействия
субъекта в формах деятельности, языка и знаний.
выработанных в ходе исторического развития
общества. 2) Предприятие, учреждение, а также
все то, что является местом какой-л. деятельно-
сти (напр., места праздничного действия). 3)
Предмет, явление, на к-рый направлена какая-л.
деятельность (напр., О. внимания).
ОГОНЬ,одно из самых сильных нетрадици-
онных выразительных средств массового теат-
рализованного представления. Костры, символи-
ческие факелы, пылающие буквы, эффекты пи-
ротехники - наиболее распространенные прие-
.мы-3 использования живого О. в театрализован-
ных представлениях и праздниках
ОДЕ'ЖДА СЦЕ'НЫ,мягкие (бескаркасные)
декорации. К О.С. относятся арлекин(З), кулисы,
падуги, занавесы, раздержки, задники, панора-
мы, горизонты, половики, витражи, экраны и т.д.
О. с.: рассчитывается так, чтобы ни при каких
условиях ни с одного места зрительного зала не
было видно ничего лишнего. Кроме этого - О.с.
должна служить декоративным фоном, на к-ром
с добавлением некоторых деталей, можно играть
целые пьесы, представления
О. с. подразделяют на дежурную, концертную
и светопоглощающую.
К дежурной О. с. относятся кулисы по-
плановые, падуги неплановые, неплановый зад-
ник, горизонт. Дежурную О.с. используют в раз-
личных вариантах - и как одежду для репетиции.
и как часть или полностью для оформления
спектакля, и для оформления концертов и тор-
жественных заседаний. Дежурную одежду изго-
тавливают из прочной ткани приглушенных то-
нов, хорошо согласующихся с декорациями.
К концертной О.с. относят комплекты,
состоящие из неплановых падуг и кулис, фоно-
вого задника, а также из нескольких кулис бело-
го и красного цвета, что позволяет разнообразить
оформление и сделать его торжественным. Цвет
концертного оформления может быть светлее,
чем дежурного, но не слишком ярким.
Светопоглощающий комплект О.с. состоит из
неплановых падуг и кулис, задника фонового и
боковиков. Его изготавливают из
черного полубархата, бархата или темной ткани,
имеющей направленный ворс.
Чтобы О. с*, смотрелась "богаче", ее эл-ты
драпируют в складку. (Техника сцены).
ОЛИЦЕТВОРЕ'НИЕ,троп, своеобразная
разновидность метафоры; такое изображение
неодушевленных предметов, растений, живот-
ных, явлений природы и отвлеченных понятий,
при к-ром они говорят, думают и чувствуют как
люди. Прием О. - характерное выразительное
средство в массовых представлениях, сказочных
и фантастических действиях, пластических кар-
тинах.
О НО'МЕРЕ ИНФОРМАЦИЯ,Информация
о номере.
ОПРАВДА'НИЕ,установление в сцениче-
ском произведении причинно-следственных свя-
зей между действиями героев и предлагаемыми
обстоя т ел ьствами
ОРАТО'РИЯ(ит. oratorio, от лат. ого - гово-
рю, молю), крупное муз. произведение для пев-
цов, солистов, хора и. оркестра, написанное на
драматический сюжет-3 и в отличие от оперы
предназначенный для концертного исполнения О.
родственна кантате, но более монументальна,
обладает эпико-драматическим характером и
ясным сюжетом. Сложилась к концу 16 в, как
жанр духовной музыки, позднее появились и
светские О.