Отношение к материальным и духовным общественным ценностям: забота о сбережении и приумножении общественного достояния, охрана природы
Этика гуманизма предлагает следующий каталог общих нравственных ценностей – честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надёжность, благожелательность, доброжелательность, не причинение зла другим людям, не причинение ущерба частной или общественной форме собственности, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество. «Каждой общественно-экономической формации, говорится в словаре по эстетике под редакцией В.А. Беляева, присущ свой тип культуры, что не означает, однако, разрыва в историческом развитии культуры, полного уничтожения предшествующей культуры, отказ от культурного, в том числе художественного наследия (Слов. Беляев с. С.167).
Нравственная культура, как часть общей культуры, носит конкретно-исторический характер. Она остро реагирует на изменения в обществе. То, что было нормой вчерашнего дня, например, табакокурение, увлечение спиртными напитками, отношение к природе как к неисчерпаемой кладовой, возвеличивание человека в ранг «царя» природы и т. п., находит нравственное осуждение в современном обществе. Причем, что отрадно, этот процесс в последние годы начинает приобретать характер глобальных масштабов. Вышесказанное весьма существенно для нашего исследования, для формирования компетентности будущих преподавателей изобразительного искусства в области воспитания духовной культуры учащихся. Педагог, как носитель культурных ценностей, сам должен показывать учащимся пример нравственности, гуманности и т. п.
Потребность в этническом, патриотическом и идеологическом воспитании на современном этапе развития государства и системы образования не только насущна, но и закономерна. Их обусловленность связана с глубинными экономическими, социально-политическими и психологическими потребностями общества и человека.
Нельзя не согласиться с утверждением В.В. Буткевича, что современной молодёжи навязываются приоритеты земных интересов над нравственными, а также над патриотическими ценностями и чувствами. Традиционные основы воспитания подменяются «более современными», западными; христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересам к иностранным языкам и иностранным традициям. Патриотическое воспитание, считает В.В. Буткевич. – это «… формирование патриотизма как интегративного качества личности, включающего в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственной символики, символики других стран, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление национальных чувств и культуры межнационального общения» БУТкевичС. 21.
В этом определении, на наш взгляд, в свете происходящих событий в станах ближнего и дальнего зарубежья особенно существенно высказывание относительно воспитания у молодёжи уважения к государственной власти, государственной символике, символике других стран. Нам представляется, современный преподаватель изобразительного искусства должен уметь формировать у учащихся средствами преподаваемого предмета умение разбираться в политической ситуации в стране и за рубежом, способствовать освоению учащимися разнообразных духовных ценностей.
К.И. Шик, на основании проведённого им исследования, приходит к выводу, что патриотические ценности в системе ценностных ориентаций современной молодёжи Республики Беларусь не занимают лидирующие позиции, а патриотическое воспитание в основном сводится к военно-патриотическому. По мнению исследователя, не совсем правильно, так как патриотизм включает в себя изучение национальной литературы, музыки, спорта и других достижений страны. В этой связи важно заинтересовать молодёжь новыми видами и формами патриотической воспитательной деятельности[ ] Шик
Нередко в суждениях молодых людей просматривается потребительское понимание патриотизма. Отношение к Отечеству рассматривается с позиций удовлетворения своих материальных потребностей. Задачу патриотического воспитания в условиях занятий изобразительным искусством мы видим в культивировании в молодёжной среде таких ценностей, как, прежде всего, любовь к Родине. При этом стремимся довести молодёжи мысль, что Родину, как и мать, любят бескорыстно, а не за то, что она нам что-то даёт, а потому, что в её земле находятся могилы предков, которые обрабатывали эту землю, защищали от разного рода захватчиков и оставили её нам свободной и независимой. Патриотическое воспитание, согласно нашей позиции, должно быть направлено на приобщение подрастающего поколения к героическому прошлому страны, трудовым свершениям народа, на служение интересам своего Отечества, на бережное отношение к материальным и духовным ценностям этноса, его культуре, традициям, обычаям, понимание самоценности культуры каждого народа, проживающего в Республике Беларусь. Существенно в этой работе привитие чувства ответственности, чувства долга перед своим народом, чувства гордости за красоту природы, которая, в отличие от многих Европейских государств, во многом сохранена в её естественном, первозданном виде, формирование сознания в направлении сохранения и приумножения эстетического многообразия природы.Недостаточно провести беседу на уроке изобразительного искусства о красоте и беззащитности природы перед непродуманной хозяйственной деятельностью человека в природе, недостаточно только выполнять рисунки на темы природы. Необходимо так строить учебно-воспитательную работу, чтобы у учащихся формировалась потребность оказывать помощь природе, заботиться о ней. Опыт показывает «эстетика малых дел» способствует формированию у учащихся таких качеств, как бережливость, отзывчивость, чувство гражданина, заботливого хозяина.
Следует заметить, что и в эстетическом, и в художественном, и в нравственном, и в экологическом, и в этническом, и в патриотическом, и в идеологическом воспитании можно выделить общую задачу – приобщение воспитанников к системе научных знаний, ценностных установок общества, которые будут определять характер всей их деятельности (отношение к людям, к материальным и духовным ценностям, природе и т. д.), иными словами, стремление воспитать личность духовно богатую, ориентированную «… на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов» (слов. Коджасп. с. 40.)
В отечественной науке говорится, что в основе кризиса любой общественной системы лежит идеологический кризис. Вместе с тем и возрождение социума связано с обновления общественных идеалов, утверждения новых приоритетов в обществе и новой системы ценностей. Ориентация на духовные ценности человечества как основополагающего принципа развития общества предопределило направление данного исследования.
Как известно, основное предназначение официальной идеологии это поддержание стабильности в обществе. Формирование и укрепление чувственного отношения, любви к Отечеству занимает в ней центральное место. «Служение и преданность граждан родине, своему государству, - подчёркивает Л.В. Лойко, - консолидирует общество, служит фундаментом государственности, является гарантией национальной безопасности. С 8. … Патриотизм стимулирует качество работы во всех отраслях народного хозяйства без различия форм собственности» Там же С. 9. (Л.В. Лойко. О государственной идеологии и национальной идее. – Мн.: Амалфея, 2004. – 80 с.)
Надо сказать, упоминание об идеологии нередко вызывает в преподавательском корпусе неоднозначную реакцию. Это и настороженность и ассоциации с тоталитарными режимами. Непонимание того, что они сами, как члены общества, носители его традиций, культуры, духовного склада нации играют основную роль в формировании идеологии, выражающейся в законах, нормативных актах, программах государства, лозунгах и т. п. Государственные институты лишь уточняют и закрепляют в законах то, что принято и признанно обществом. Неслучайно, государственная идеология понимается как совокупность (система) традиций, правил, законов, предпочтений, преимуществ и ограничений, предопределяющих развитие общества и государства. «… официальная идеология это атрибут государственности, её духовная конституция» [Лойко Л.В О гос идеолог с. 4-5] . Близкими официальной идеологии по содержанию, утверждает Л.В. Лойко, представляется понятие «духовные ценности народа (нации). Разница между которыми «… видится в том, что официальная идеология не только констатирует лучшие достижения нации, но и закрепляет их, а также стимулирует преодоление слабостей и отставаний» [Лойко с. 5 ].
Представляется важным проектировать и осуществлять идеологическое воспитание учащихся на занятиях по изобразительному искусству на принципах объективности, вариативности, свободы выбора позиций и оценок воспитанниками в пределах общечеловеческих ценностей, руководствуясь интересами государства. «Любой гражданин должен осознавать основополагающие идеи, ценности и цели, положенные в основу организации и деятельности белорусского общества и государства, считает В.А. Мельник, сознавать свою причастность к их формированию и реализации» [С.11 Мельник, В.А. Проблема обеспечения концептуальной целостности курса «Основы идеологии белорусского государства / В.А. Мельник. Вышэйшая школа, №11, 2011]Нами определены важнейшие задачи идеологического воспитания подрастающего поколения на занятиях по изобразительному искусству. Это:
1) формирование взглядов и убеждений, отражающих идеалы белорусского государства, национальное самосознание, уважения и любви к своей Родине, её историческому прошлому и настоящему;
2) воспитание активной жизненной позиции, умение противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям в молодёжной среде;