О закреплении правильного
Ритмического соотношения длины слогов
В речевом потоке
(Исправление говоров на актерских курсах)
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово...
АННА АХМАТОВА
Особой заботой педагогов по сценической речи является устранение фонетических нарушений норм русского литературного языка, в том числе и мелодических отклонений в звучании фразы. В педагогической практике театральных школ наличие этих отклонений в речи чаще всего обобщенно называют «говором».
Вмешательство педагога по сценической речи в лексический строй речи студентов ограничивается обычно общими рекомендациями и исправлением конкретных ошибок в повседневном общении.
Главная же забота педагога — это привлечение внимания студента к отклонениям от норм орфоэпии, исправление фонетических ошибок в его речи. Наиболее ярко и часто эти отклонения проявляются в произношении гласных звуков. Педагогу приходится подробно знакомить студентов с закрепленными нормативно правилами орфоэпии русского литературного языка. Тем более, что далеко не во всех общеобразовательных школах они включены в программу.
Однако, несмотря на кажущуюся новость для студентов наличия самого этого раздела освоения звучащей речи, стоит обратить их внимание на то, что орфоэпические правила представляют собой, образно говоря, зеркальные отражения гораздо более известных и привычных, своевременно и прочно усвоенных в школе (хотелось бы верить) правил орфографии. Можно сказать, если орфография обеспечивает точность передачи устной речи в записи, то орфоэпия должна восстанавливать звучание устной речи по письменной. Нарушениям же этих правил в речевом общении несть числа. В самом деле: как часто, стремясь к ясности, четкости речи, мы позволяем себе отдельные слова, а иногда и отдельные речевые периоды (такты, син-
тагмы — эти термины мы используем как синонимы) произносить с особым подчеркиванием, так сказать, чуть ли не «по слогам», нарушая тем самым либо фонетическое единство самостоятельно значимых слов, либо непрерывность, связанность, кантиленность интонации фразы. Так бессознательно, а иногда и осознанно, мы следуем за написанием, где речевые звуки передаются буквами, а одно слово от другого отделяется «пробелом» (его мы и реализуем в паузе).
В устной речи слова, связанные между собой по смыслу, должны объединяться в речевые периоды, деление на которые происходит, в первую очередь, различными по длине паузами. В театральной педагогике пользуются различными определениями для обозначения пауз — от самой короткой, так называемой воздушной люфт-паузы, и до «гастрольной», как говорили издавна на русском театре, — прерывающей уже не просто речевой поток, но, точнее, рассекая психологически оправданный процесс речевого действия.
В то же время достаточно часто слитное произношение слов в речевом такте «провоцирует» говорящего на нарушение орфоэпических правил. Так, например, на стыке слов сохраняется звонкость конечных согласных, и мы слышим, например, «уЖутро» вместо «уШ утро».
Готовясь к роли в спектакле, актеру предстоит не только создать «жизнь человеческого духа роли», но и совершать на репетициях, а далее и на спектакле преобразование собственной речи в речь персонажа, в речь своего героя на сцене. Значит, собственная речь актера к моменту выхода на сцену должна быть освобождена от индивидуальных речевых погрешностей, приведена к безусловной литературной, культурной норме. Кроме того, должны быть воспитаны такие качества фонематического слуха, которые могли бы помочь привносить штрихи иных речевых манер в соответствии с требованиями роли.
Конечной целью обучения будет формирование у студента нормативного, стабильного, фонетического оформления речи, максимально приближенного, а еще лучше — полностью соответствующего русской культурной речевой традиции. Для актера, в виде исключения или неожиданного феномена, может теоретически существовать вариант, когда на сцене его персонаж пользуется одной культурной нормой, а в жизни продолжает удерживаться другой — «говорный» вариант (подобно тому, как заикающиеся в жизни актеры — например, Илларион Певцов, — безукоризненно говорят на сцене). Ведь умением создавать особую, речевую манеру, речевую «маску» широко пользуются в театре издавна. Вспомним чередование речи стихотворной у одних и прозаической у других персона-
жей в пьесах Шекспира. Отметим и смешение их в сценах, так сказать, «господ» и «слуг» (сцена Гамлета и могильщика, например).
На деле, в ряде случаев удается приблизить речь к эталонному звуковому оформлению — в соответствии с огромным количеством индивидуальных факторов, в числе которых, наряду со степенью развитости фонематического слуха, способности к подражанию, чувству речевого ритма, прилежанию, наконец, — огромное значение имеет и «востребованность» формируемого навыка как в процессе обучения, так и в дальнейшей творческой жизни в театре.
Традиционно, сразу же после зачисления в СПбГАТИ педагог по сценической речи проводит со вновь принятым курсом вводное занятие. Кроме сведений о строении голосо-речевого аппарата, советов по гигиене голоса и прочих кратких рекомендаций, студенты узнают некоторые правила орфоэпии и получают задание, которое должно быть выполнено к началу занятий.
Мы считаем, что целесообразно дать для начала краткие сведения о норме речи всему курсу без исключения, независимо от степени чистоты, нормативности произношения каждого студента. Представляется важным, чтобы в дальнейшем вся группа не только была оснащена знанием правил преобразования письменной речи в звучащую, но и могла пользоваться единой терминологией.
Домашнее письменное задание заключается в орфоэпическом разборе прозаического художественного текста объемом до двух-трех страниц по упрощенной транскрипции, предложенной педагогом. (Возможно ограничение отмечаемых изменений произношения только гласными «А» и «О»: над ударным слогом — знак ударения, над ПЕРВЫМ ПРЕДУДАРНЫМ слогом - «А-короткое», над всеми СЛАБЫМИ - как ПРЕД-ПРЕДУДАРНЫМИ, так и ЗАУДАРНЫМИ слогами -«Ъ», знак «твердой беглости».) Текст должен быть переписан в отдельную тетрадь разборчиво, через строчку или через две клетки.
В дальнейшем, после проверки летнего задания, все практические занятия направлены на освоение полного артикуляционного оформления гласного в ударном слоге. Ведь всякое искажение артикуляции приводит к нарушению звуковых характеристик гласного, к подмене его другим, что отражается на смысле речи.
Под наблюдением педагога уточняется позиция губ, челюсти, языка для каждого конкретного звука. При необходимости педагог поправляет привычную бытовую артикуляцию студента. Классическая позиция закрепляется не только запоминанием движений артикуляционных мышц, но и зрительно, при помощи зеркала.
Поскольку одним из часто встречающихся недостатков является неполное раскрытие рта, —удобно начинать с гласного «А», требу-
ющего наибольшего раскрытия (в полной артикуляционной позиции нижняя челюсть должна опуститься вниз на два пальца — около 2,5 см). После беззвучной установки артикуляционных позиций гласных в очередности принятой «линейки гласных» У-О-А-Э-И-Ы закрепим мышечные ощущения, связанные с их изменением.
Уже с первых же занятий педагоги могут предлагать студентам рекомендуемые нами образцы индивидуальных и парных заданий.
Задание 1.«Произнесите» беззвучно в замедленном темпе: УУУ— ООО, затем ООО-ААА, ААА-ЭЭЭ и в обратном порядке ЭЭЭ-ААА, ААА—ООО, ООО—УУУ, отрабатывая плавное изменение артикуляции, «соскальзывание», «перетекание» одной артикуляционной позиции в другую. Обратите внимание на положение уголков рта, которые при произнесении«А» не должны раздвигаться по горизонтали более, чем в естественном положении вне речи. (Удобно фиксировать это расстояние кончиками разведенных указательного и среднего пальцев руки.)
Задание 2.После плавного и протяжного чередования гласных артикулируйте в быстром темпе: У!- О!; У! — А!; и т. д., произнося по нескольку раз каждую противопоставляемую пару гласных, постепенно наращивая темп.
Задание 3.Оправдайте произнесение звука «У» объемно, с полной артикуляцией, необходимостью, например, 1 — напугать партнера, 2 — желанием сориентироваться в темноте или тумане, продвигаясь в роли «катера»;
— произнесение звука «О» — удивляясь или изумляясь чему-то;
— звука «А» — соглашаясь с чем-то или сомневаясь в чем-то;
— звука «Э» — не доверяя кому-то или проверяя что-то.
(Мотивации были частично предложены студентами на занятиях. Более расширенные предлагаемые обстоятельства обычно возникают дополнительно.)
Для проверки и закрепления вырабатываемого навыка используем односложные слова, объединенные в группы:
3.1. начинающиеся с гласного: Ах — Ох (Гласный — согласный «Гс»); Акт — Ост («Гсс»).
3.2. заканчивающиеся гласным: нА —дО («сГ»); брА —днО («ссГ»); мглА — в стО («сссГ»).
3.3. имеющие гласный между двумя, а затем и более согласными: рАз — нОс ( «сГс»); брАт — крОт («ссГс»); стАрт — трОмб («ссГсс»); вплАвь — вслАсть («сссГсс»),
Слова для тренинга студенты подбирают сами, в процессе работы обмениваются примерами, исправляя и дополняя материал.
Задание 4.Четко произносите слова первой группы, следя при помощи зеркала за точностью и полностью соблюдения артикуляционной позиции.
Произнесите каждое слово по два раза, сначала наблюдая за артикуляцией в зеркало, а затем — стараясь в точности вызвать те же точные ощущения артикуляционных движений. При необходимости повторять упражнение несколько раз.
Убедившись в том, что правильная артикуляция соблюдается, переходите к материалу второй, а затем и третьей группы слов.
Задание 5.(Выполняется с партнером.) Первый студент беззвучно артикулирует в произвольном порядке гласные (сходство по внешней артикуляции звуков «И» и «Ы« позволяет ограничиться одним из них). Второй — озвучивает. Если качество оформления звука удовлетворяет первого студента, можно перейти к следующей позиции, если нет, — надо повторить несколько раз. Затем тренирующиеся меняются ролями.
Задание 6.(Выполняется с партнером.) Первый артикулирует пары гласных, усиливая, укрупняя вторую, делая на ней ударение: уУ! уО! уА! уЭ! уИ! аУ! аО! — и далее, по «линейке гласных», различимо оформляя артикуляционно (т. е. как по степени огубленности, так и по открытию рта) «первый предударный» и «ударный» слоги.
В дальнейшем освоенную, отработанную и закрепленную артикуляцию гласных звуков, контролируемую сначала педагогом, затем партнером, а далее с помощью зеркала и мышечной памяти самим студентом, необходимо перевести в разряд автоматического навыка. Для закрепления этого навыка используем специально подобранные слова, повторяющие чередование гласных:
укУс укОл удАр кузЕн уйдИ, и т. д.
Задание 7.Подберите слова по образцу и произносите их, соблюдая точную артикуляцию, сначала проверяя ее в зеркале, затем — в паре с партнером:
7.1. начинайте со специально подобранных примеров с гласны-ми-диффтонгами: могУ—Ухать; нУ— Очень; У—Аллы; У—Этой...
7.2. продолжайте со словами: урЮк! УбОр! УгАс!
Когда произношение студента, его артикуляция достигают стабильной нормы, тренинг продолжаем с небольшим мячиком.
Задание 8.Произносите тренировочные слова 1 группы (из Задания 4), одновременно подбрасывая мяч вверх. Пусть гласный звук совпадает с наивысшей точкой полета мяча. Добивайтесь, чтобы слово звучало слитно, согласные были бы «приклеены» к гласному, самому долгому звуку в слове.
Мяч следует подбрасывать легко, невысоко, главное — делать это ритмично, может быть, сначала бросать и ловить одной правой рукой, только потом подключите и левую. Непременно следите за тем, чтобы мяч взлетал строго вертикально, так же как мы направляем вверх сам звук. «Озвучивается» верхняя точка полета мяча (совпадение произнесения гласного звука и момента попадания его в ладонь — неверно).
Дальнейшее закрепление воспитываемого навыка происходит, когда произнесение слов студенты соединяют с шагами.
Задание 9.Произнося односложные слова, на каждом из них делайте попеременные шаги то одной, то другой ногой. Слово — шаг, следующее — еще один.
Задание 10.Произнося односложные слова, одновременно с шагом подбрасывайте мяч вверх.
На определенном этапе освоения индивидуальную работу можно включить в групповой тренинг. Студенты поочередно предлагают слова, повторяемые тут же остальными — уже с мячом, а затем и с шагами...
К освоению закономерностей изменения звучания гласных в трехсложных и многосложных слогах целесообразно переходить только после закрепления точного полного артикуляционного навыка произнесения гласных У, О, А, Э, И, Ы в односложных словах, т. е. под ударением.
Считается, что большинство говорящих по-русски обычно без труда различают три основных типа слогов:
1. УД АРНЫЙ — самый четкий и полный, в составе самостоятельного слова — один (возможны «побочные», дополнительные, ослабленные ударения в сложных, составных словах, они помечены обычно в орфоэпических словарях).
2. ПЕРВЫЙ ПРЕДУДАРНЫЙ - относительно более укороченный, стертый (тождествен ему по этим качествам откры-
тый гласный в начале слова, так называемое «абсолютное начало*»
слова).
3. СЛАБЫЕ (ПРЕДПРЕДУДАРНЫЕ и ЗАУДАР-Н Ы Е) слоги — с гласными звуками, редуцированными до «беглости». В отличие от первого и второго типов их может быть несколько.
Поскольку в русском языке ударение в слове непостоянно и может быть на любом месте, — полезно рассмотреть слоговый состав слова более внимательно. Пользуемся таблицей, которая была предложена преподавателем кафедры сценической речи ЛГИТМиК Клариссой Александровной Лубенской.
Помещая слоги в соответствующие столбцы (отмечая знаком «—» (пропуск) отсутствие в данном слове слогов определенного типа), студент, по нашим многолетним наблюдениям, быстрее наглядно усваивает, что «УДАРНЫЙ» слог входит в состав каждого значимого слова непременно, «1-ый ПРЕДУДАРНЫЙ» может быть, но может и отсутствовать, «ПРЕД-ПРЕДУДАРНЫЕ» слоги могут быть только при наличии «1-ого ПРЕДУДАРНОГО».
Все слоги, следующие заударным, — «ЗАУДАРНЫЕ», их может быть несколько.
Если слово начинается с гласной, — это «АБСОЛЮТНОЕ НАЧАЛО» слова. (Нас интересуют лишь безударные варианты.)
АБСОЛЮТНОЕ НАЧАЛО СЛОВА (укороченный слог) | ПРЕДПРЕДУДАРНЫЕ СЛОГИ (слабые, редуцированные) | 1-Й ПРЕДУДАРНЫЙ СЛОГ (укороченный) | УДАРНЫЙ СЛОГ (полный) | ЗАУДАРНЫЕ СЛОГИ (слабые, редуцированные) |
Заполняя таблицу примерами по образцу, студенты быстрее запоминают названия слогов и присущие им качества (полные — укороченные — слабые). При проверке — для педагога очевиднее становятся индивидуальные ошибки студентов. После выполнения задания дома студенты могут проверять его друг у друга (сначала под контролем или с завершающей проверкой педагога).
Поскольку безударные гласные изменяются не только количественно, но и качественно, в дальнейшем тренинге рассматриваем
их с учетом того, что в безударном положении гласные изменяются неодинаково.
У, Э, И, Ы — теряют в долготе, стираются артикуляционно, но все же отчетливо звукоразличимы в любом положении.
Гораздо сильнее изменяются в безударных положениях звуки «А» и «О»(по одним закономерностям) и звуки, произносимые на месте написанных букв «Е» и «Я» (по другим, как бы параллельным закономерностям).