Концепция коллективного бессознательного
Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (1875–1961) испытал сильное влияние Фрейда и, в свое время, поддерживал его теорию. Однако в 1913 г. наступил разрыв в их отношениях из-за неприятия К. Юнгом совершенно оригинального утверждения З. Фрейда о том, что мозг является «приложением к половым железам». Собственные исследования К. Юнг построил на основе анализа сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на глубоком изучении мифологии, трудов античных, позднеантичных и средневековых философов.
● Основные работы: «Психологические типы» (1921), «Аналитическая психология и воспитание» (1936), «Психология и алхимия» (1952), «Архетип и символ» и др.
◘ Главная идея – концепция коллективного бессознательного, т.е. одновременно с существованием бессознательного в личности, признает существование бессознательного в коллективе.
● Юнг ввел в культурологию понятие «архетипа».
Из факта существования бессознательного в коллективе Юнг делает вывод о том, что однообразное является присущим всему человечеству свойством, структурные элементы которого представлены «архетипами». Из них впоследствии получила развитие каждая индивидуальная духовность. «Все основные формы и основные стимулы мышления коллективны. Все, что люди единодушно расценивают как всеобщее, коллективно, так же как и то, что всеми понимается, всем присуще, всеми говорится и делается».
По мнению Юнга, коллективное бессознательное существует в душе человека в виде архетипа[26] уже при рождении. Архетипы сопровождают человека на протяжении всей его жизни и проявляют себя через символы. Следовательно, мифология является выражением коллективной психики. Особое место среди архетипов в своих исследованиях Юнг отводил персоне, тени, аниме, анимусу и самости.
Персона (от лат. маска) представляет публичное лицо человека, т.е. то, как он ведет себя в обществе других людей. Она необходима в повседневной жизни, но одновременно является и в определенной степени источником опасности, т.к. может привести к деградации личности, постоянно подменяя индивидуальность.
Тень представляет бессознательную противоположность тому, что индивид стремится утвердить в своем сознании. Она являет собой источник неприемлемых агрессивных импульсов, аморальных мыслей, страстей и т.д. Однако в то же время тень представляет и источник жизненной силы и творческого начала, т.к. обуздывая собственные негативные побуждения, человек формирует в себе личность.
Кроме того, Юнг полагал, что бессознательное имеет черты, присущие противоположному полу, а человек в своей целостности является двуполым существом. Таким образом, анима выступает бессознательной женской стороной мужской личности, которая выражается в таких символах, как мать, женщина, душа, Дева Мария. Следовательно, анимус представляет внутренний образ мужчины в женщине, который ассоциируется с символами отца, мужчины, героя, Иисуса Христа. На протяжении многовекового взаимодействия полов эти архетипы эволюционировали в коллективном бессознательном.
Самость Юнг выделил как наиболее важный архетип и назвал сердцевиной личности, вокруг которой объединены другие элементы. Ощущение гармонии и целостности собственной личности индивид испытывает в тех случаях, когда достигнута интеграция всех аспектов души. Таким образом, развитие самости является главной целью жизни человека. Ее символом является мандала и ее многочисленные интерпретации: абстрактный круг, нимб святого и т.п. По мнению Юнга, эти символы встречаются в снах, фантазиях, мифах, религиозном и мистическом опыте. Причем религию он считает уникальной силой, помогающей человеку в его стремлении к целостности[27].
К. Юнгу принадлежит заслуга в создании теории психологических типов (экстраверт-интраверт), которая стала отправной точкой в осуществлении им сравнительного анализа различных типов культур. Согласно его точке зрения, мышление представлено двумя типами: логическим, т.е. экстравертным, и интуитивным, т.е. интравертным. Развитие западной культуры он отождествляет с экстравертным мышлением, традиционной, в том числе и стран Востока, – с интравертным. В культурах с интравертным мышлением особую ценность имеют сновидения, галлюцинации, ритуалы и т.п., так как именно они позволяют вступить в контакт с коллективным бессознательным и создать своеобразное равновесие сознательного и бессознательного.
В отличие от Фрейда, Юнг понятие либидо отождествлял с творческой энергией. В процессе исследования и анализа развития западной культуры он пришел к выводу, что эпоха Просвещения, принесшая новый взгляд на давно привычные вещи, и привела человечество к атеизму. Осознание того, что боги не существуют, тем не менее не привело к исчезновению присущих им функций, они лишь ушли в сферу бессознательного. Это способствовало переизбытку либидо, ранее находившему выражение в культе идолов. В итоге обратный поток либидо значительно усилил бессознательное. Оно оказало мощное давление на сознание и привело к Французской революции, вылившейся в массовых убийствах. Таким образом, социально-политические кризисы и потрясения в западноевропейских странах Юнг связывал с вторжением архетипов в жизнь общества.
Важнейшую задачу культуры он видел в освобождении человека из состояния одержимости и бессознательности. Исходя из этого сам человек, считал Юнг, должен проникнуть в бессознательное и сделать его достоянием сознания, но не оставаться в нем и не отождествлять себя с ним.
Концепции Юнга вызывали оживленные споры и критику. Но совершенно очевиден тот факт, что первоначальное развитие культуры самым тесным образом связано с достаточно сильным влиянием бессознательного и это влияние оставило свои следы во многих сферах.