История строительства музея
В июне 1943 года фонд заказал строительство нового музейного здания знаменитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту.
Интересные факты
· Музей Соломона Гуггенхайма использовался в съёмках таких фильмов, как «Интернэшнл» (The International), «Люди в чёрном» (Men in Black), «Однажды в Риме» (When in Rome), «Пингвины мистера Поппера» (Mr. Popper’s Penguins).
Выставки
Музей Гуггенхайма проводит грандиозные выставки, призванные показать искусство целых цивилизаций — Африка: искусство континента, Китай: пять тысячелетий, Империя ацтеков. Уникальная по своим масштабам и художественной ценности выставка Россия(куратор с Российской стороны — З. И. Трегулова). Выставка предложила вниманию зрителей шедевры российского искусства с 13 столетия до наших дней, а также коллекции мирового уровня, собранные российскими царями и промышленниками, произведения выдающихся художников О. Кипренского, Д. Левицкого, К. Брюллова, А. Иванова, И. Репина,И. Крамского, Н. Ге, М. Врубеля, В. Серова, К. Малевича, М. Шагала, А. Дейнеки,А. Лактионова и других.
В настоящее время музей Гуггенхайма посещает примерно три миллиона зрителей в год, а с открытием филиала в Лас-Вегасе число посетителей удвоится.
Музей Соломона Гуггенхайма(англ. Solomon R. Guggenheim Museum) —музей искусства в США, одно из ведущих собраний современного искусства в мире. Ведёт свою историю с создания в 1937 году Фонда Гуггенхайма. Основатель музея — меценат Соломон Роберт Гуггенхайм.
История строительства музея
В июне 1943 года фонд заказал строительство нового музейного здания знаменитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту.
Об архитекторе здания музея
Интерьер музея
Архитектор Фрэнк Ллойд Райт прожил девяносто два года, за свои семьдесят два года творческой деятельности спроектировал 800 и построил около 400 зданий. Кроме музея, наиболее известны блистательные проекты: «Дом Джекоба» вМэдисоне (штат Висконсин) — удобное жилое здание для людей среднего достатка, офис фирмы «Джонсон — Уэкс» в Расине (штатВисконсин) — здание без окон. Вилла «Дом на водопадах» (Фоллинг-Уотер) в Бер-Ране (штатПенсильвания), который был назван критиками самой замечательной жилой постройкой XX века, Школа-мастерская в Скоттсдейле (штат Аризона), получившая название «Тейлизин-Уэтс».
Выбор места строительства музея Гуггенхайма пришелся на участок примыкающий к огромному зелёному массиву Центрального парка между 88-й 89-й улицами на Пятой авеню. Проектируя здание, архитектор ушел от существующих моделей, а предложил зрителям подняться на лифте на верхний этаж и по внутренней непрерывной спирали спускаться вниз, осматривая по пути экспозицию, как на самом пандусе, так и в примыкающих к нему залах.
Архитектура
Внешне музей выглядит как перевёрнутая пирамидальная башня. Это здание считается одним из самых ярких произведений архитектуры XX века. Строительство музея было завершено в 1959 году, когда Соломона Гуггенхейма и Фрэнка Райта уже не было в живых.
Интересные факты
· Музей Соломона Гуггенхайма использовался в съёмках таких фильмов, как «Интернэшнл» (The International), «Люди в чёрном» (Men in Black), «Однажды в Риме» (When in Rome), «Пингвины мистера Поппера» (Mr. Popper’s Penguins).
Выставки
Музей Гуггенхайма проводит грандиозные выставки, призванные показать искусство целых цивилизаций — Африка: искусство континента, Китай: пять тысячелетий, Империя ацтеков. Уникальная по своим масштабам и художественной ценности выставка Россия(куратор с Российской стороны — З. И. Трегулова). Выставка предложила вниманию зрителей шедевры российского искусства с 13 столетия до наших дней, а также коллекции мирового уровня, собранные российскими царями и промышленниками, произведения выдающихся художников О. Кипренского, Д. Левицкого, К. Брюллова, А. Иванова, И. Репина,И. Крамского, Н. Ге, М. Врубеля, В. Серова, К. Малевича, М. Шагала, А. Дейнеки,А. Лактионова и других.
В настоящее время музей Гуггенхайма посещает примерно три миллиона зрителей в год, а с открытием филиала в Лас-Вегасе число посетителей удвоится.
Московский музей современного искусства (также известный благодаря своей английской аббревиатуре как«MMoMA», что получило отображение на его эмблеме и в адресе веб-сайта) —московский муниципальный художественный музей; открылся 15 декабря 1999 года. Первый в России государственный муниципальный музей, целиком специализирующийся наискусстве XX и XXI веков. Исполнительный директор музея — Василий Церетели.
История
Музей открылся 15 декабря 1999 года при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы. Основателем и директором музея стал президентРоссийской Академии художеств Зураб Церетели. Его личная коллекция, состоявшая более чем из 2.000 работ известных мастеров XX века, положила начало музейному собранию. Позднее фонды музея значительно пополнились, и в настоящее время это одно из самых представительных собраний отечественного искусства XX и XXI столетия. Коллекция музея постоянно растет за счет закупок и даров.
Сегодня музей располагается на пяти площадках в историческом центре Москвы. Основное здание, в котором размещается постоянная экспозиция и проводятся временные выставки, расположено на улице Петровке, в бывшем особняке купца Губина,— памятнике конца XVIII века, построенном русским архитектором Матвеем Казаковым. Кроме того, в распоряжении музея находятся два выставочных пространства: пятиэтажное здание в Ермолаевском переулке и просторная галерея на Тверском бульваре. Музей также проводит выставки в Государственном музее современного искусства Российской Академии художеств(Гоголевский бульвар, 10) и в Музее-мастерской Зураба Церетели на Большой Грузинской, 15.
Коллекция музея
Авангард
Ядро коллекции музея составляют произведения классиков русского авангарда начала ХХ столетия. Многие работы, приобретенные на аукционах и в галереях Европы и США, были возвращены на родину из-за рубежа. Среди них полотна Казимира Малевича, Марка Шагала, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Александры Экстер, Аристарха Лентулова, Владимира Татлина, Павла Филонова и Василия Кандинского, скульптурыАлександра Архипенко и Осипа Цадкина. Кроме того, музей гордится своим уникальным собранием работ грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани.
·
«Компания заходите»Нико Пиросмани. До 1917 г. Металл, масло. 96,5 Х 70,5
·
«Автопортрет» Казимир Малевич. 1934 г. Холст, масло 55 Х 45
Нонконформисты
Внушительный раздел экспозиции посвящен творчеству художников-нонконформистов 1960х-1980х годов. Это работы мастеров, которые в свое время были «подпольными», а ныне широко известны в России и за рубежом, в том числе Ильи Кабакова, Анатолия Зверева, Владимира Яковлева, Владимира Немухина, Виталия Комара и Александра Меламида, Дмитрия Краснопевцева, Леонида Шварцмана, Сергея Алфёрова, Корюна Нагапетяна и других.
·
Оскар Рабин. Натюрморт с сеткой, 1989. Холст, масло, смешанная техника, коллаж. 53х73
·
Олег Целков. Семья, 1985 (?). Холст, масло. 144,5х113
Современные художники
Музей поддерживает развитие современного искусства в России и постоянно пополняет свою коллекцию. Сейчас в разделе актуального искусства представлены произведенияБориса Орлова, Дмитрия Пригова, Франсиско Инфанте, Олега Кулика, Александра Бродского, Айдан Салаховой, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Виктора Пивоварова, Константина Звездочетова, Андрея Бартенева, Сергея Чеснокова-Ладыженского, Юрия Шабельникова, и других художников.
·
Владимир Дубосарскийи Александр Виноградов. «Рыжая стерва с искусственным ртом», 2003. Холст, масло. 195х145
·
Виктор Пивоваров. «Синяя мышь с тремя хвостами». Холст на оргалите, масло. 55,5х55
·
Юрий Шабельников. «Солдатам труда». Холст, уголь, соус. 300х400
Музейные здания
Петровка, 25
Здание построено в 1793 году по проекту знаменитого русского зодчего Матвея Казакова. В XVIII веке оно являлось главным домом городской усадьбы богатого уральского промышленника и купца Михаила Павловича Губина. В 1880 году главный дом сдали под гимназию. Известно, что в ней учились знаменитый поэт-символист Валерий Брюсов и братья Бахрушины. После революции для здания опять началась новая жизнь. В 1920 году бывшая гимназия была определена под Институт физиотерапии и ортопедии. Весь советский период, вплоть до того момента, когда особняк был передан в музейное назначение, здесь располагалось больничное учреждение. За это время внешняя отделка и интерьер сильно обветшали, потребовалась капитальная реставрация. В результате теперь посетитель музея может видеть уникальные росписи потолков особняка, выполненные в классицистическом духе. Элементы интерьера — парадная лестница, оркестровая ниша в бальном зале, керамические печи — до сих пор доносят до нас атмосферу московской старины. Идея приспособить особняк под помещение для музея современного искусства не является случайной. В сочетании старых и новых форм, в близком соседстве абсолютно разных эпох и для художника, и для зрителя открывается возможность самоопределения в синтетическом пространстве культуры. Этот элемент свободной игры с историческим материалом свойственен постмодернистской эстетике в целом. Опыт экспозиции произведений современного искусства в архитектурном пространстве иной эпохи хорошо известен странам Европы.
Помимо выставочных залов, в здании музея находится кафе «Март» и киоск книжного магазина «Гилея»
Ермолаевский, 17
Второе здание Московского музея современного искусства расположено по адресу: Ермолаевский переулок, дом 17. Оно было построено по проекту архитектора Д. С. Марковав 1914 году для Московского архитектурного общества на вклады архитекторов. В этом здании общество размещалось до 1932 года, когда было распущено. В советское время дом принадлежал Московскому союзу художников, здесь проводились молодежные выставки, и располагались творческие мастерские. По стилистике здание относится к популярному в свое время неоклассицизму, пришедшему на смену модерну. 3 декабря 2003 года здание было открыто для посетителей как выставочная площадка Московского музея современного искусства. Здание является объектом культурного наследия федерального значения[1].
Тверской бульвар, 9
7 февраля 2007 года Московский музей современного искусства открыл свою новую выставочную площадку на Тверском бульваре. С конца 1960-х годов это пространство служило творческой мастерской нынешнему президенту Российской академии художеств Зурабу Церетели. В разное время гостями мастерской были знаменитые поэты и писатели, певцы и музыканты, художники, ученые, журналисты, общественные деятели.