Организационно-методическая поддержка социокультурной политики на уровне региона
Генеральная цель культурной политики на уровне региона – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для саморазвития культуры путем оптимального использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов.
Переход на стратегию самоорганизации культурной жизни предполагает решение целого ряда задач:[17]
v во-первых, отказ от потребительской ориентации и переход к социально-культурной самодеятельности путем развития широкого спектра социально-культурных инициатив, стимулирования культурно-творческой активности населения, поддержки общественных проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности. Культура должна стать условием совершенствования социальной действительности, сферой самореализации личности;
v во-вторых, инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов, гуманизирующих культурную среду бытования человека, способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию творческой атмосферы в регионе, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию – политических клубов, салонов, добровольных культурно-просветительных обществ, национально-культурных центров, одно- и многопрофильных центров досуга для подростков, пожилых и т. д.
Обозначенное выше условие можно обеспечить путем муниципализации и сдачи на льготных условиях и конкурсной основе в аренду помещений нежилого фонда, пригодных для организации культурно-досуговых центров, клубов, библиотек. Многообразие субъектов социокультурной деятельности создаст альтернативность развития культурной жизни, поможет ослабить монополию государственных структур на формирование культурной политики, обеспечит реальный доступ к культурным ценностям, образовательным и рекреационным учреждениям всем социальным группам и слоям населения;
v в-третьих, ориентация культурной политики на приоритетные социальные группы и категории населения с целью обеспечения «равных возможностей» и реального доступа к культурным ценностям, наращивания «культурного слоя» и развития навыков культурно-творческой деятельности у различных социальных групп и категорий населения, особенно у детей, подростков, молодежи;
v в-четвертых, концентрация материальных и человеческих ресурсов с целью инициирования и поддержания на достаточно высоким уровне «элитных» субъектов социально-культурной самодеятельности, которые для населения территории будут играть роль своеобразных референтов, постоянно повышая «планку» культурной жизни региона;
v в-пятых, развитие территориального своеобразия и многообразия культуры региона за счет предоставления права свободного культурного самоопределения и самовыражения различным национально-этническим группам. Финансируемые из местного бюджета и поддерживаемые различными общественными фондами программы должны обеспечить сохранение и развитие культуры национальных меньшинств во всех ее аспектах, включая сохранение исторических памятников, языка, литературы, религии, народного творчества, способствовать преодолению отчужденности и взаимному признанию самоценности всех культур региона, их взаимообогащению и диалогу;
v в-шестых, создание условий для межрегиональных культурных контактов с территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции, а также с теми регионами, между которыми происходили и происходят интенсивные миграционные процессы и этнические группы которых являются наиболее распространенными в данной местности;
v в-седьмых, отказ от практики финансирования учреждений культуры и досуга за сам факт их существования безотносительно к содержанию их деятельности и переход на финансирование целевых социально-культурных и культурно-досуговых программ, т. е. внедрение договорно-контрактных отношений в культурно-досуговые учреждения и организационно-методические структуры.
Существующие управленческие звенья должны быть поставлены в такие условия, которые приведут естественным путем, без очередной кампании кадровых перестановок, к решению основной для них задачи – созданию условий саморазвития культурной жизни региона, самореализации различных субъектов социально-культурной деятельности.
Сущность социокультурной политики определяется конкретно-историческими условиями ее выработки и реализации. В реалиях современного развития региона возможно выделить два основных значения социокультурной политики.
1.Гуманистический. Социокультурная политика как реальная программа развития учреждений культуры, искусства и досуга, деятельность которых направлена на создание условий саморазвития личности в контексте социально-экономического развития региона.
В настоящее время необходимо консолидировать население региона в едином социокультурном поле, создать условия для равноправия жителей в отношении культурных ресурсов, в творческой самореализации каждого жителя региона. Необходимо расширять сеть организаций культуры, увеличивать количество площадок для предоставления культурных услуг населению в отдаленных от центра районах.
2.Прагматический. Социокультурная политика как имиджевый проект, направленный на создание привлекательного образа региона в российском и международном контексте. Сегодня необходимо популяризировать реальные культурные достижения региона, необходимо создавать условия для их динамичного поступательного развития. Это позволит качественно изменить представление жителей о роли и месте региона в современной российской действительности. На общероссийском уровне позитивный культурный имидж региона будет способствовать дополнительным социокультурным инвестициям на федеральном уровне, повысит привлекательность региона в условиях углубления международного сотрудничества.
Основными составляющими социокультурной политики в регионе являются:
v коммуникация как эффективная процедура обсуждения управленческих решений, направленная на выявление и согласование интересов разнородных субъектов социокультурного процесса;
v совокупность приемов управления развитием сферы культуры, процессами развития искусства, образования и науки;
v освоение, передача и развитие культурного потенциала через организацию социального взаимодействия, осуществляемого средствами культуры; процессы, связанные с развитием социокультурного потенциала членов общества, с приобщением их к культурным ценностям. Ресурсы культуры рассматриваются в этом случае как один из значимых факторов развития общества, их наращивание и развитие подчинены решению социально-экономических и социально-политических задач общества.
Цель социокультурной политики в регионе – целенаправленное, поступательное и динамичное развитие социальной и культурной составляющих регионального пространства.
Задачи социокультурной политики определяются реалиями социально-экономического развития региона и включают следующие позиции:[18]
v выработка и реализация социокультурной политики, соответствующей основным федеральным законам и стратегическим общедемократическим принципам развития современной российской государственности;
v наполнение содержательной стороны социокультурной политик региональными специфическими особенностями, учитывающими социокультурное, этническое и конфессиональное многообразие культуры конкретного региона;
v обеспечение единства социокультурного пространства, равных возможностей для жителей различных регионов и представителей разных социальных групп в получении доступа к культурным ценностям, информации, проявлении и воплощении творческой инициативы с целью развития культурной жизни региона;
v повышение оснащенности учреждений культуры современным оборудованием и программным продуктом, расширение использования информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры;
v становление и развитие новых направлений и форм деятельности муниципальных учреждений культуры.
Принципы социокультурной политики в рамках региона подразумевают постановку и реализацию следующих целеполагающих приоритетов:
v доступность культурных услуг для населения региона;
v сбалансированное территориальное распространение объектов культуры в центре и на периферии в пространстве региона;
v учет многообразия социально-экономических, национальных, религиозных, идеологических, культурных особенностей региона;
v открытость для социокультурного взаимодействия с другими российскими регионами, с культурными центрами ближнего и дальнего зарубежья;
v открытость для инвестирования социокультурных проектов предприятиями различных форм собственности, стимулирование меценатской и спонсорской поддержки учреждений культуры и искусства.
Стратегические приоритеты социокультурной политики региона определяются в соответствии с реалиями современного социокультурного процесса и реализуются в соответствии с:
v Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 15 февраля 2006) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
v Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ (ред.от 15 февраля 2006) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»;
v Федеральной целевой программой «Культура России (2006 - 2010гг.)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года № 740.
Стратегические приоритеты определяются субъектами социокультурного развития путем экспертных оценок и коллективного обсуждения в структурах исполнительной и законодательной власти. Возможно широкое общественное обсуждение в СМИ наиболее значимых социокультурных проектов.В структуре стратегических приоритетов социальной и культурной политики региона можно выделить следующие:[19]v обеспечение условий конструктивного диалога органов государственного управления культурой, муниципальных учреждений культуры, научных организаций по выработке и реализации совместных социокультурных программ и проектов;v государственное стимулирование поступательного развития учреждений муниципального дополнительного художественного образования детей с учетом интересов и возможностей педагогических коллективов конкретных образовательных учреждений;v обеспечение эффективного функционирования непрерывного художественного образования по линии школа – профессиональное учебное заведение – высшее учебное заведение;v сотрудничество с российскими и зарубежными научными центрами и фондами, благотворительными организациями по реализации грантовой поддержки социально значимых для региона культурных проектов.Перечисленные мероприятия имеют стратегическую цель – повышение общеобразовательного и общекультурного уровня населения региона, повышение престижа и социальной значимости сферы культуры и искусства в общественном мнении.Основными задачами методических служб являются организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.
Основными функциями методических служб являются:[20]
v Организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;
v Повышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы;
v Организации участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации областного, всероссийского и международного уровней;
v Создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества;
v Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;
v Разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими клубных учреждений;
v Разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы;
v Сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурно-досуговых учреждений.
Методические центры, кабинеты различных ведомств используют разнообразные методы и средства оказания помощи учреждениям культуры в улучшении содержания их работы. Специалисты методических центров выезжают непосредственно в учреждения культуры, где оказывают практическую помощь в организации и проведении мероприятий, дают консультации, помогают найти и использовать наиболее перспективные направления в работе, организуют семинары, практические занятия, выявляют недостатки, помогают в их устранении.
Методисты изучают культурные запросы населения и определяют возможности их реализации в условиях культурно-досугового учреждения. На базе лучших учреждений культуры, коллективов художественной самодеятельности методисты апробируют, а затем и внедряют в практику результаты исследований, передовой опыт, новую методику и формы работы.
Методические органы выступают организаторами смотров, конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества, выставок, циклов мероприятий, праздников и многих других культурно-досуговых, информационно-образовательных и развлекательных мероприятий. Сложилась положительная практика проведения регулярных учебно-методических мероприятий, таких, как учеба руководителей коллективов художественного творчества различных жанров. Методические центры ведут методико-аналитическую работу на основе материалов, получаемых из учреждений культуры, результатов научных исследований отраслевых научных и учебных центров культуры.
Большое место в деятельности методических центров занимают разработка и выпуск методических материалов в помощь работникам культурно-досуговых учреждений. Данная деятельность основана на повседневном изучении конкретного практического опыта лучших учреждений культуры с учетом новейших научных достижений.