Распределение учебного материала по разделам и темам
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал
УТВЕРЖДАЮ
Директор дальневосточного филиала
д.ю.н. профессор
________________В.В. Кулыгин
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030901 – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – СПЕЦИАЛИСТ
кафедра историко-правовых и социально-экономических дисциплин
РИТОРИКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Хабаровск
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская правовая академия
Министерства Юстиции Российской Федерации»
Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал
РИТОРИКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Хабаровск
Автор:
О. Н. Киянова – доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка, риторики и профессиональной культуры РПА Минюста России
Автор-составитель:
И. И. Акимова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры историко-правовых и социально-экономических дисциплин Дальневосточного филиала РПА Минюста России
Рецензенты:
О. В. Дедова –доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
Д. Б. Милованова – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, риторики и профессиональной культуры РПА Минюста России
Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Риторика» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности».
УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки специалистов.
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен кафедрой историко-правовых и социально-экономических дисциплин ДФ РПА Минюста России, адаптирован автором-составителем с учетом учебных планов дальневосточного филиала РПА Минюста России.
© РПА Минюста России, 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа учебной дисциплины «Риторика» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.
Рабочая программа включает в себя:
- целевую установку;
- содержание учебной дисциплины;
- учебно-методическое обеспечение дисциплины;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Риторика» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника РПА Минюста России.
Материал курса «Риторика» разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности».
Введение данного курса обусловлено тем, что риторика – интегрирующая область гуманитарного знания, создающая коммуникативную основу формирования профессиональных навыков будущего юриста.
Программа направлена на то, чтобы научить будущих юристов эффективно и целенаправленно пользоваться речью в их профессиональной деятельности и тем самым достигать высоких результатов, добиваться поставленной цели.
Предмет «Риторика» призван сформировать у студентов основы речевого мастерства, умение находить возможные способы убеждения, правильного построения аргумента, состоящего из идеи, ее обоснования и расположения, дать практическую риторическую подготовку.
Программа имеет практическую (в том числе профессионально-практическую) направленность.
Задачи курса:
- познакомить студентов с риторикой как научной и практической дисциплиной;
- раскрыть современную концепцию риторики, связанную с формированием осознанной мировоззренческой позиции и компетентным владением аргументацией;
- изложить систему основных понятий общей риторики;
- донести информацию о том, что риторика обобщает опыт общественно-языковой практики и имеет дело с высказыванием как произведением слова, а также с нормами аргументации, отложившимися в культуре конкретного общества;
- сформировать навыки построения высказывания в форме завершенного произведения слова, адресованного определенной аудитории, и умения использовать технику речи в публичных выступлениях.
Цель курса – развитие речевого мастерства студентов.
В процессе изучения материала дисциплины предполагается:
- познакомить студентов с основными речеведческими знаниями (о речи, ее разновидностях, качествах, стилях), с некоторыми профессионально значимыми речевыми жанрами (обвинительная речь, защитительная речь);
- научить студентов производить риторический анализ текста звучащей речи, анализировать публичные выступления (в том числе на судебные темы) и свою собственную речь;
- дать основы знаний и умений, которые понадобятся будущим юристам в их профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание дисциплины составляют основные разделы: риторика как наука убеждения, аппарат риторики, правильность и уместность ораторской речи, красота речи и ее выразительность, подготовка выступления, юридическая риторика. В каждой части излагается теоретический материал, даются практические советы и рекомендации, задания для самостоятельной работы, литература (библиографический список составлен таким образом, чтобы студенты и после изучения курса могли находить в предлагаемых изданиях ответы на возникающие у них вопросы).
Для полноты изложения и лучшего усвоения материала предусмотрены семинары, на которых студенты занимаются риторическим анализом юридических текстов, приобретают навыки публичного выступления, принимают участие в дискуссиях, учатся оценивать публичные выступления.
Распределение учебного материала по разделам и темам