Значение древнегреческой драмы
Античная драма (от греч. "действие") — род литературы, развилась из ритуального действа в честь бога Диониса. Оно обычно сопровождалось хороводами, пляской и песнями. Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях Диониса. Исполнители их танцами и мимикой воспроизводили это сказание. Затем из среды хора выделился ведущий, которому отвечал хор. Роль его часто исполнялась существовавшими уже тогда профессионалами-актёрами. Античная драма представлена в трех вариантах: трагедия, сатировская драма, комедия.
Наследие, оставленное античностью в области искусства, огромно, оно является предметом изучения и подражания во все последующие века. Например, в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные комедии и трагедии по образцу античных авторов. Позже неоднократно обращались к богатому театральному наследию, оставленному античностью, выдающиеся западноевропейские драматурги (Шекспир, Корнель, Расин, Шиллер, Гёте и др.). Многие драматурги XX в. также не раз использовали античные сюжеты и образы (О'Нил, Сартр, и др.).
Ритуальные представления происходили во время празднеств в честь Диониса, которые и являются истоками греческого театра. От дифирамба и происходит греческая трагедия, сохранившая на первых порах все черты мифа о Дионисе. От дифирамбов, повествующих о Дионисе, постепенно перешли к показу их в действии. Драматические произведения давались авторами обычно в порядке состязаний. Авторы же исполняли главные роли, сами писали музыку для трагедий, руководили танцами. Организатором театральных состязаний являлось государство. Театр старались использовать, как орудие агитации и пропаганды своей идеологии.
Три крупнейших трагика Греции — Эсхил, Софокл и Еврипид — последовательно отображали в своих трагедиях идеологию землевладельческой аристократии и торгового капитала на различных этапах их развития. Основной мотив трагедии Эсхила — идея всемогущества рока и обречённость борьбы с ним.
Трагедии Софокла отображают эпоху победоносной войны греков с персами, открывшей большие возможности для торгового капитала. В связи с этим авторитет аристократии в стране колеблется, и это соответственно сказывается на произведениях Софокла. В центре его трагедий стоит конфликт между родовой традицией и государственным авторитетом. Софокл считал возможным примирение социальных противоречий — компромисс между торговой верхушкой и аристократией. Трагедия Софокла признается канонической формой греческой трагедии.
И, наконец, Еврипид — сторонник победы торговой прослойки над землевладельческой аристократией — уже отрицает религию. В произведениях настроенного атеистически Еврипида действующими лицами драма являются исключительно люди. Драматическое действие мотивируется у него реальными свойствами человеческой психики.
Древнегреческая комедия — родилась на тех же празднествах Диониса, что и трагедия, только в другой обстановке. Если трагедия — это ритуальное богослужение, то комедия — продукт увеселений, которые начинались, когда богослужебная часть дионисий, мрачная и серьёзная, оканчивалась. В Древней Греции устраивали тогда шествия (komos, отсюда — комедия) с разгульными песнями и плясками, надевали фантастические костюмы, перебрасывались остротами, шутками, часто непристойными.
Во время этих увеселений и возникли основные элементы комического жанра: бытовая сценка и хоровая песня. Песни свои хор импровизировал. С течением времени активное участие в этих увеселениях стали принимать профессионалы-актёры, которые внесли в них свои постоянные маски и приёмы. Поэты обрабатывали для них мифические сюжеты, сатирически их преломляя. Позже комедии, которые ставились на театральной сцене, касались злободневных политических вопросов. Нередки были случаи запрета постановки тех или других комедий ввиду их непочтительного отношения к правителям и карикатурного показа отдельных сторон государственной жизни.
Гомеровский эпос
Гомер — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи». О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. Принято относить его деятельность к 8-7 в. до н.э. В древности Гомеру, помимо «Илиады» и «Одиссеи», приписывались авторство и других поэм, но современные исследователи обычно считают, что их авторы жили позднее Гомера.
Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, и что эти произведения — результат длительного развития бесписьменного эпического творчества, составлявшего одну из разновидностей греческого фольклора. Они являются первыми письменными памятниками греческой литературы.
Сюжет "Илиады" и "Одиссеи" взят из цикла мифов о Троянской войне. «Илиада» повествует об одном из центральных эпизодов Троянской войны — о событиях десятого года войны, окончившихся смертью Гектора. «Одиссея» повествует о том, как Одиссей, царь Итаки, острова на западе Греции, после долгих и опасных блужданий и приключений вернулся домой к своей жене Пенелопе. В отличие от Илиады, действие которой развивается преимущественно в Трое и вокруг нее и излагается как последовательное повествование, в Одиссее место действия часто сменяется. В противоположность трагической концовке Илиады, в финале Одиссеи торжествует поэтическая справедливость: добрые вознаграждены, дурные уничтожены.
Эпическая техника. Считается, что «Илиада» и «Одиссея» появились как результат устного творчества. Этим обусловлена существенная черта поэм — то, что поэт составляет свои стихи в значительной мере из готовых формул, которые были заранее подобраны так, чтобы вписываться в разные метрические позиции в стихе и описывать стандартные ситуации, которые возникают в соответствии с сюжетом. Т.е. поэт-сказитель использует гораздо больше готового материала, нежели автор, пользующийся бумагой и пером.
Среди прочих особенностей в обеих поэмах следует отметить развернутые сравнения (зачастую представляющие собой живые зарисовки повседневного быта), метафоры (как "лилейные голоса" цикад) и архаизмы.
Влияние на позднейшую литературу. Практически во все периоды европейской литературы Илиада и Одиссея рассматривались в качестве вершины эпической поэзии. Эпические авторы Возрождения и более поздних периодов европейской литературы творили, оглядываясь на Гомера. В сравнительно недавние времена, в особенности в связи с преклонением романтиков перед греками в начале 19 в., многие лирики и прозаики вдохновлялись поэмами Гомера и черпали из них материал для творчества.