Будда Амитабха в религиозном искусстве
Будда Амитабха
Амитабха (букв. "Безграничный Свет") – один из пяти дхьяни-будд, будда западного направления. В бардо дхарматы Амитабха является после Будды Ратнасамбхавы, на четвертый день.
Из "Бардо Тодрол":
"На четвертый день возникнет красный свет полностью очищенного элемента Огонь. Тогда из чистого красного западного измерения, называемого Исполненное Счастья, явится блаженный Амитабха. Его тело красного цвета, в руках цветок лотоса. Вместе с супругой Пандаравасини он восседает на троне, покоящемся на павлинах. Его сопровождают два бодхисаттвы, Авалокитешвара и Манджушри, и две бодхисаттвы, Гита и Алока. Всего в пространстве радужного света появится шесть образов будд.
Сияющий красный свет скандхи различения (санскр. saṃjñā, тиб. 'du shes, представления, понятия) в её чистом измерении – Различающая Мудрость, украшенная дисками радужного света, ясная и чистая, будет идти к тебе из сердца Амитабхи с супругой…"
Основным каноническим текстом, связанным с представлениями об Амитабхе, является сутра "Сукхавативьюха". До достижения состояния будды Амитабха был бодхисаттвой по имени Дхармакара. Много кальп назад он зародил в сознании решимость создать особый мир будды (санскр. buddha-kṣetra, тиб. sangs rgyas zhing, букв. "поле будды"), обладающий всеми совершенствами, где могли бы перерождаться все страдающие существа, имеющие веру в него. После достижения состояния будды Амитабха создал такой мир, который стал называться Сукхавати (санскр. Sukhavati, тиб. bde ba can – Дэвачен, букв. "Исполненное Счастья <Измерение>", "<Мир>, наполненный счастьем"), и стал им управлять.
Упоминания об Амитабхе появились в текстах, относящихся к колесницам Махаяна и Ваджраяна. Амитабха упоминается в сочинениях таких индийских Учителей, как Асанга и Нагарджуна. Будда Шакьямуни стал рассматриваться как воплощение Амитабхи.
Амитабха сидит в медитативной позе на лотосовом троне, на нём украшения Самбхогакаи, на голове – корона. Руки Амитабхи сложены в дхьяна-мудре (мудра медитирующего), в его руках – лотос, символизирующий очищение от привязанностей и альтруизм. Лотос – символ семейства Амитабхи.
Имеются изображения, где Амитабха держит в сложенных руках патру (горшок для подаяния пищи).
Когда бардо мирных божеств заканчивается, и начинается бардо гневных божеств, Будда Амитабха проявляется как Падма-Херука.
Другие изображения: Амитабха и два бодхисаттвы: Авалокитешвара и Ваджрапани
Будда Амита́бха (санскр. «безграничный свет») — самая почитаемая фигура в буддийской школе Чистой земли. Считается, что он обладает множеством достойных качеств: поясняет универсальный закон бытия в Западном раю и принимает под своё покровительство всех, искренне взывавших к нему, вне зависимости от их происхождения, положения или добродетелей. Догмат о милости Амитабхи к воззвавшим к нему является краеугольным камнем амидаизма. Амитабха является самым известным и популярным из Пяти Будд Мудростив буддизме Ваджраяны, происходящих от первоначального Ади-будды, эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам.
Учение
Предания гласят, что Амитабха был когда-то царём, который, познакомившись с буддийским учением, отрёкся от трона, стал монахом, взяв себе имя Дхармакара («свершающий Дхарму»). Он решил стать Буддой, и обрести во владение Чистую страну или Землю бесконечной радости, в которой все, кто воззвал к его имени, смогут возродиться в будущей жизни. В виду этого Амитабха дал свои Сорок восемь обетов, в восемнадцатом и девятнадцатом из которых он обещал не достигать высочайшего просветления до тех пор, пока не поможет всем разумным существам в своем Западном раю, «Земле высшего блаженства» (Сукхавати, «земля счастья», яп. Дзёдо или яп. гокураку). Обеты Амитабхи и основные принципы доктрины амидаизма изложены в Амитабха-сутре и в Сутре бесконечной жизни.
Будда Амитабха в религиозном искусстве
Иконография Амитабхи почти не различается с иконографией Будды Шакьямуни, так как оба они изображаются с одинаковыми атрибутами «достигшего Пробуждения» и не имеют каких-либо отличительных черт. Однако, Амитабха традиционно изображается с дхьяни-мудрой (мудрой медитации, как на статуе Большого Будды в Камакура) или с витарка-мудрой, и только Шакьямуни присуща бхумиспарша-мудра.
Также в иконографии Амитабхе обычно сопутствуют его помощники— Авалокитешвара (справа) и Махастхамапрапта (слева).
Изображают Амитабху обычно в красной гамме цветов — в тибетском буддизме красный цвет олицетворяет любовь, сострадание и эмоциональную энергию. Из сторон света Амитабхе «принадлежит» запад, в связи с чем он символизирует закатное солнце. Он олицетворяет высшую мощь природы, излитую на землю, доступную всем разумным существам. Уникальным атрибутом и символом Амитабхи является лотос, олицетворяющий чистоту, открытость и мягкость.
Тибетская танка (икона) Амитабхи
ДХЬЯНИ-БУДДЫ
Дхьяни-будда Акшобхья, тибетская танка, конец 13 в., Академия искусств Гонолулу. Фон украшен множественными изображениями пяти Дхьяни-будд.
Дхьяни-Будды, Будды Высшей мудрости — пять Будд, которые в тибетском буддизме символизируют собой пять аспектов Высшей Мудрости изначального Будды — Ади-Будды.
Пять Дхьяни-Будд в классификации "Трех Тел Будды" (Трикая) соответствуют телу Самбхогакая, свободного от страстей и привязанностей, выраженных пятью скандхами. В Ваджраяне Дхьяни-будды не считаются реально существующими в пространстве и времени, они — антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из пустоты (шуньяты) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего.
Сам термин образован от слова Дхья́на (санскр. «сосредоточение, созерцание») — медитативное состояние, один из уровней самадхи.
Ниже представлены Дхьяни-Будды в порядке их манифестации (проявления) в бардо смерти и соответствующие им скандхи - пять составляющих, необходимых для создания личности, в соответствии с феноменологией буддизма. Именно совокупность пяти скандх составляет «Я» инкарнированного индивидуума, в терминологии Карла Густава Юнга — самость. Эти группы являются пятеричной классификацией, в которой Будда подытожил все физические и умственные явления существования, и в частности те, которые кажутся непросветленному человеку его «эго» или личностью.
1. Будда Вайрочана соответствует сознанию, различению (виджняна)
2. Будда Акшобхья соответствует форме (рупа)
3. Будда Ратнасамбхава соответствует ощущениям (ведана)