Больше 100 лет со дня его рождения (1904г)

Ведущими музыкантами-педагогами, каким был, например, Лев Аронович Баренбойм, особо выделялись на протяжении всего двадцатого столетия всего лишь 4 системы общего музыкального воспитания: Эмиля Жак-Далькроза (Швейцария), Золтана Кодаи (Венгрия), Карла Орфа (Австрия) и Дмитрия Кабалевского Россия).

Система Д.Б. Кабалевского имела свою логику, строилась на важнейших ключевых проблемах музыкознания.

Он полагал, что за годы обучения в школе, ученик должен открыть для себя все популярные жанры музыки, в том числе симфонию, оперу, кантату, инструментальный концерт и т.д. Фактически ставил задачу создания рынка для музыкальной продукции. Его формулировка цели до сих пор кочует по программам музыки «воспитать у учащихся музыкальную культуру как часть общей духовной культуры личности ребенка». Ключевое слово «культура» было введено в целевые установки, но этой культурой не всегда обладали преподающие.

Основные идеи системы музыкального воспитания:

Идея 1. Сделав опору на жанровый стержень, методику Д.К. выбрал такую: от знакомыхпесен, танцев, маршей – к каждому из жанров. Здесь и от простых песен – до непростых народных, авторской песни и романсов, от польки и вальса до танцев народов мира и шопеновских вальсов, мазурок, полонезов, балета, танцев в опере. Во поле береза стояла – потом 4-я симфония Чайковского. Марш из балета «Щелкунчик» – потом 2-3 номера из балета.

От маршей – к торжественным шествиям из опер и балетов, частям симфоний. Он думал облегчить этим вхождение детям в незнакомую музыку.

Другая идея – сделать как бы атлас музыки мира, показать интернациональное и национальное. Он внес в программу довольно много стран и республик бывшего Союза через всемирно известного композитора и известную народную песню. Исполнение песен дано на национальных языках и на русском. Не было раньше в программах японской народной песни «Вишня» или азербайджанской «Цыплята» в записи на национальных языках. Это вносит неповторимую красоту. Некоторые уроки так и назывались – «Путешествие в Польшу, или Америку, Австрию, Италию».

Третья идея – дать логику познания музыки в темах четвертей, при этом с Э.Б. Абдуллиным обосновав метод забегания вперед, возвращения назад. Каждая тема нужна всегда. (Интонация, развитие музыки, форма в музыке, музыкальный образ, музыкальная драматургия и др.). Дал пусть не совсем ясно, но теорию музыкознания в кратком понимании таких тем. Так, например, в теме развитие музыки он считал нужным показать, механизм сочинения музыки. (Если очень кратко - развитие интонаций на основе принципов повтора и контраста с помощью средств музыкальной выразительности). Повтор интонации, повтор фразы, предложения, части. Какой повтор? Где контрастные интонации, темы, части? Ученики с этим справлялись.

Четвертая идея – поставить слушание музыки на другую высоту, наравне с пением (раньше уроки музыки назывались уроками пения), постараться решать уроки в разных видах работы, в том числе и игре на детских музыкальных инструментах. Но акцент - на слушании музыки. Считал, петь надо учить больше в хоре, хотя не исключал каждый класс – хор.

Пятая идея - основы музыкознания – всем детям. Разработал систему ключевых и частных знаний о музыке, закрепляемых в ключевых и частных умениях. Распределил по классам, увязав с ключевыми темами.

Шестая идея - дать наконец учителю полноценный методический комплекс.Планирование, включающее музыкальный репертуар, распределенный по урокам с методическими пояснениями, уникальная фонохрестоматия (отдельно первый голос песни, отдельно второй, потом запись хора, потом только аккомпанемент и много другое), нотные хрестоматии с музыкой для слушания и пения (вообще вошли впервые в жизнь, раньше были для учителя только песенники), таблицы, слайды, методическая литература для учителя.

Седьмая – подарить учителю массу методических находок, больших и маленьких, пробудить методическое творчество. Например, как вызвать у ученика интерес к четвертому квартету Бородина?

Теперь непосредственно о структуре программы.

В начальных классах занятия начинались проблемным вопросом первого урока: Кто нужен, чтобы была музыка?Ответы ребят (композитор, исполнитель, слушатель) предполагалось соединить с целенаправленным просвещением и обучением по трем важнейшим видам музыкальной деятельности– сочинению, исполнению и восприятию музыки и закончить такой темой всю начальную школу. Предполагалось это не только в общем, но и в лицах и музыке, и что портреты композиторов и исполнителей, дополняемые стенгазетами будут украшать стены кабинета музыки, показываться на слайдах. Давал четко темы четвертей:

Первый класс.

1.Три кита в музыке – песня, танец, марш.

Легендой о трех китах, на которых по представлениям древних держится Земля, как опорным сигналом создавал представление, что все большое музыкальное поле, музыкальная страна держится на трех китах, которых ребята слышали, знают. Фактически, снятие комплекса невозможности изучения музыки.

О чем говорит музыка?

Фактически – содержание в музыке. Учил говорить о содержании в музыке. Детям 70-х годов давал алгоритм из двух вопросов. Что музыка выражает? Что изображает? При этом, как учителя живописи учат различать цвета, давал кроме «грустно» и «весело» несколько привязанных к произведениям определений эмоциональных состояний в эпитетах. Позднее все стали пользоваться словариком музыкальных эмоций В. Ражникова. С другой стороны, поддерживал свободу фантазии ребенка.

Наши рекомендации