Заведующий постановочной
ЧА'СТЬЮ,ответственный за работу техниче-
ского цеха театра. Дворца культуры (декораторов,
.машинистов и рабочих сцены). Под его ру-
ководством определяется технология установки
декораций, их монтировка и их смена во время
сценического действия. 3. п ч. работает под ру-
ководством главного режиссера и главного ху-
дожника.
ЗАВЯЗКА,1) (в театре) момент обнаружения
коллизии, возникновение конфликта, второе
(основное) событие в пьесе (см. Событийный
ряд), меняющее жизнь персонажей, к-рое впо-
следствии приводит неизменно к точке напряже-
ния. 2) (В массовом представлении) момент
включения зрителя в игровой образный ход дей-
ствия. Психологическое назначение 3.: не только
дать некое событие - толчок к развитию действия,
но и продолжать развивать у аудитории на-
строение соучастия, сопереживания, к-рое начи-
нает формироваться уже экспозицией представ-
ления, вечера, праздника и т. д.
ЗАДА'ЧА,I) (в широком смысле) данная в
определенных условиях (напр., в проблемной
ситуации) цель деятельности, к-рая должна быть
достигнута преобразованием этих условий со-
гласно определенной процедуре, 3. включает в
себя требования (цель), условия (неизвестное) и
искомое (неизвестное), формулирующееся в во-
просе. 2) (В театре) 3. сценическая определяет
действие актера в воображаемом мире роли,
спектакля и складывается из трех эл-тов:
действие (что делаю), цель (для чего делаю) и
приспособление (как делаю).
ЗА'ДНИК,составная часть одежды сцены,
представляющее собой цельное полотнище, за-
мыкающее последний план кулис. 3. может быть
однотонным, расписным, присобранным.
ЗАКАЗ СОЦИАЛЬНЫЙ,Социальный заказ.
ЗАКО'НЫ ПРАЗДНИЧНОГО
ДЕ'ЙСТВИЯ,необходимые, существенные, ус-
тойчивые, повторяющиеся принципы, вырабо-
танные многолетней практикой режиссуры, ка-
тегоричные в силу логики человеческого воспри-
ятия. Выделяют следующие 3. п. д.: закон комму
никации действующих сил праздника, т. е.
установление тесной связи (контакта) между
действием и его восприятием;
закон приближения праздника к массе зрителя,
выражающийся в поиске как можно большего
числа рассредоточенных центров праздничного
действия, сочетающихся с логикой развития
действия, логикой сцепления образного строя,
логикой композиции; закон концентрации
внимания зрителей, выражающийся в
объединении массы зрителей и се
сосредоточенности на стержневой теме действия.
ЗАКО'НЫ СЦЕНИ'ЧЕСКИЕ,Сценические
законы.
ЗАКРЫТЫЙ МОНТАЖ,один из видов
технического .монтажа, применяемый в театра-
лизованных представлениях на стадионе. 3. м.
включает эл-т отвлечения внимания зрителей от
выполнения участниками массового номера пе-
реходного перестроения. Чаще всего он приме-
няется, когда на поле стадиона нужно вынести и
установить гимнастические снаряды и другие
конструкции. 3. м. имеет успех только при одно-
стороннем ракурсе обозрения. (Открытый мон-
таж).
ЗА'МЫСЕЛ,1) задуманный план действий,
деятельности, намерение. 2) Заложенный в про-
изведении смысл, идея. 3) (В иск-ве) исходное
представление художника о своем будущем про-
изведении, его более или менее осознанный про-
образ, с к-рого начинается творческий процесс.
Планы, заявки, наброски, этюды, эскизы, режис-
серская экспликация - наиболее распространенные
формы внешней фиксации 3. Различают 3.
драматургический и режиссерский 3.
драматургически и предполагает
определение коллизии исходного жизненного
события, определение действующих сил театра-
лизованного представления и развития их столк-
новения (драматического конфликта), определе-
ние композиции театрализованного представле-
ния, монтажных эпизодов. В массовом театрали-
зованном действии драматическая коллизия-]
существует не только в сюжете сценария, но и в
общении со зрителем, с реальными героями -
участниками праздника.
3. режиссерский-это преддверие, образное
видение целостной пространственно временной
модели массового театрализованного действия
(концерта, представления, игры, праздника);
эмоциональное и зримое ощущение его идеи,
темы, формы и т. д. Режиссерский 3. является
первоначальным, исходным моментом
подготовки. Он вызывается жизненным событи-
ем, жизненной проблемой, к-рая волнует людей
и самого режиссера. Он определяет сценарный и
режиссерский ход, образное воплощение жиз-
ненной темы.
Основными факторами, влияющими на ха-
рактер режиссерского 3. являются: идейно-
тематическая направленность представления,
экономические возможности постановки, участ-
ники и их возможности, временны'е условия по-
становки, репетиционные и сценические воз-
можности постановки, личность самого автора-
постановщика - его гражданская позиция, миро-
воззрение, жизненные принципы, опыт и вкус.
ЗА'МЫСЛА ИСТОРИЯ,История замысла,
ЗА'НА ВЕС, приспособление, закрывающее
сцену от зрительного зала. По своему назначе-
нию различают: 1) пожарный (огнезащитный)
несгораемый 3., проходящий по красной линии,
изготавливается -из металла и др. проти-
вопожарных материалов; опускается в случае
пожара и наглухо отделяет сцену от зрительской
части. 2) основной (антрактный) 3. - раздви-
гающееся или подъемно-опускное полотнище,
чаще всего используемое в начале и конце сце-
нического действия, а также в антракте, распо-
лагается перед пожарным 3. Он оформляет зер-
кало-сцены и является частью интерьера зри-
тельного зала, поэтому должен согласовываться
по цвету и фактуре с его архитектурой, а также с
портальной падугой, с портальной кулисой; 3)
интермедияный (супер) - поднимающееся вверх
полотнище; на сцене может быть использовано
несколько супер 3. для смены действия или
концертных номеров; располагается в глубине
сцены за пожарным 3.; 4) живой 3. -массовая
картина (мизансцена), образующая смену
номеров представления или отдельных моментов
театрализованного действия; 5) спина - 3.
(шторка), ракурс сценический, в пантомиме
полный поворот чрез спину заверша-
ет эпизод и начинает следующий. Если на
языке движения игра лицом к зрителю есть
произнесение пластического текста, то закрытая
поза в пластике - пауза. Чередованием открытых
и закрытых поз реж-р помогает актеру
распределить его силы и краски на весь
спектакль. (Спинная мизансцена), б) Световой
занавес.
По технологии создания различают 3.:
живописные (расписанные); аппликационные,
состоящие из основы и апплицированного по
основе изображения;
транспорантные расписанные, но с
вырезанными контурами предметов и деталей, к-
рые должны светиться: зари, солнца, луны, бли-
ков на воде, окон, сцен пожара, следа от летящего
самолета и т.д,; ажурные- задники с прорезями, к-
рые делают, когда они должны «играть» как в
дневных, так и в ночных сценах. (Вода. Дым).
ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ,1) способность за-
нять внимание, воображение. «Даже самая
«серьезная» трагедия в театре может эстетически
сопереживаться только в том случае, если зрите-
ля она «занимает», т. е. если она доставляет ему
духовное удовольствие» (К. С. Станиславский).
2) Интересный. 3) (В массовом действии) одно из
условий развлекательности, театральной игры,
игра ума, вызванная неожиданными поворотами,
«загадками» сценического или площадного
действия, доставляющее духовное удовольствие
зрителям. (Ср., Развлекательность).