Киноискусство (кинема-

ТОГРАФ)(< гр. kineina, род. п. kineinatos -
движение и ... граф), род иск-ва, произведения к-
рого создаются с помощью киносъемки реальных
или специально инсценированных событий,
связанных единым сюжетом и материализован-
ных в кинофильме. В К. синтезируются эстетиче-
ские свойства литературы, театра, изобрази-
тельного иск-ва и музыки на основе только ему
присущих выразительных средств. Основные
выразительные средства К.: кадр и его компози-
ция, кинематографический план (крупный или
портретный, в т. ч. деталь, средний, общий),
ракурс, свет и цвет, движение в фильме - способ
художественной организации экранного про-
странства и времени, монтаж.

КИНОЛЕ'НТА ВИ'ДЕНИЙ,Ле/нтаобразов.

КИНОФИЛЬМ(< англ, film - пленка), 1)
совокупность фотографических изображений
(кадров), последовательно расположенных на
кинопленке, связанных единым сюжетом и
предназначенных для воспроизведения на экра-
не; произведение киноиск-ва, в узком смысле -
фильмокопия. 2) Аудиовизуальное произведение,
созданное в художественной, хроникально-
документальной, научно-популярной, учебной,
анимационной, телевизионной или иной форме
на основе творческого замысла, состоящее из
изображения, зафиксированного на кинопленке
или на иных видах носителей и соединенные в
тематическое целое последовательно связанных
между собою кадров и предназначенное для вос-



приятия с помощью соответствующих техниче-
ских устройств.

КИЧ (КИТЧ)(< нем. Kitsch - халтура; < нем.
verkitschen - удешевлять; < англ, for the kitchen -
«для кухня», подразумеваются предметы плохого
вкуса, недостойные лучшего употребления), 1)
специфическое явление, относящееся к самым
нижним пластам массовой культуры; синоним
стереотипного псевдоиск-ва. лишенного художе-
ственно-эстетической ценности и перегруженного
примитивными, рассчитанными на внеш. эффект
деталями (К. «мир плохого вкуса»). 2)

Порицательное наименование произведений, к-
рые дешевым средствами, рассчитанными на
вкусы широких кругов, претендуют на то, чтобы
производить эстетическое впечатление и счи-
таться произведениями иск-ва (К. - сфера «под-
дельности», «неподлинности»).

КЛАССИФИКАЦИЯ(< лат. classis - разряд,
класс и facere - делать), особый случай примене-
ния логической операции, суть к-рой деление
объема понятия. Классификация представляет
собой некоторую совокупность делений (в иск-ве
и яит-ре. напр.. на роды, классы, виды, жанры).
Обычно различают естественные К., в к-рых в
качестве оснований деления выбирают признаки,
выявляющие существенные сходства и различия
между предметами и имеющие познавательное
значение (напр., деление иск-ва на виды:
Архитектура, Балет, Изобразительное иск-во,
Исполнительское иск-во. Кинетическое иск-во,
Киноиск-во, Монументальное иск-во. Музыка,
Пантомима, Сценическое иск-во. Театр, Танец,
Телевидение. Фотоиск-во, Хореография. Цирковое
иск-во, Эстрадное иск-во) и искусственные
(т.н. вспомогательные) К., в к-рых используют
признаки, несущественные для самих предметов,
но удобные для целей систематизации (напр.,
деление видов иск-в на жанры или напр., из рода
исполнительских иск-в выделение -иск-ва
актера, иск-ва режиссера. иск-ва

балетмейстера, иск-ва вокалиста и т. п.). К.
позволяет ориентироваться в многообразии
объектов и является источником знания о них.
Всякая К. - результат нек-рого огрубления дей-
ствительных граней между родами, видами и
жанрами, т. к. они условны и относительны. С
развитием знаний о предмете иск-ва происходит
уточнение и изменение К. (Виды концертов,
Жанр).

КЛАССИЧЕСКИЙ(< лат. classicus - перво-
классный, образцовый). 1) античный и тем самым
образцовый (согласно идущим от Ренессанса
представлениям). 2) Связанный с изучением
античных языков и литератур. 3) Относящийся к
классицизму, свойственный классицизму. 4)
Созданный классиком, совершенный, признанный
образцовым (напр., классик отечественной
эстрады А. И. Райкин). 5) Совершенное произве-
дение иск-ва, получившие признание как шедев-
ры, сохраняющие значение художественного

образца в истории иск-ва (напр., К. танец, К. му-
зыка).

КЛИП,1) микровидеофильм, содержанием к-
рого является набор аудиовизуальных ат-
тракционов, быстро сменяющихся звуко-
зрительных картин, ритмически организованных
муз. сопровождением. К. выражает образ песни и
ее исполнителя в неожиданном сочетании корот-
ких реальных и фантастических кадров, в «быст-
ром» коллаже, в декоративной, орнаментальной
раскадровке пространства с применением совре-
менных приемов компьютерной графики. 2) Вид
зримой песни.

КЛУБ(англ, club), I) общественная органи-
зация культурно-просветительного характера,
объединяющая людей одной профессии (напр., К.
предпринимателей), одних интересов (шах-
матный К., К. фанатов), одного социального кру-
га (женский К., детский К.) для совместной дей-
ствий, отдыха, занятий и т. п. 2) Здание (собст-
венно К., Дом культуры. Дворец культуры, куль-
турно-деловой центр и т. п.), помещение (в т. ч. и
подвальное) такой организации. (Кабаре}.

КЛУБНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ,драматурги-
чески и режиссерски выстроенное действие об-
щественного или художественного характера,
происходящее на сценах или в помещениях клу-
ба. Таким событием может быть встреча с инте-
ресным чел-ком, очередной выпуск устного жур-
нала, диалог-диспут и т. п. (Клубный вечер).

КЛУБНЫЙ ВЕ'ЧЕР,1) (в широком смысле)
всякий клубный акт. осуществляемый с целью
организации культурного досуга трудящихся в
вечернее время. 2) (В узком смысле) определен-
ная программа, ограниченная временем и рамка-
ми помещения (помещений) конкретного клуб-
ного учреждения, рассчитанное на массовое вос-
приятие и участие.

Классификация К. в. может проходить по не-
скольким основаниям. По характеру клубные
вечера условно подразделяют на общественно-
политические, производственно-технические,
морально-этические, ф из культурно-спортивные.
литературно-художественные и т. д.; по
целевому назначению - на юбилейные (страны,
города, предприятия, чел-ка и т.д.), праздничные
(революционные, профессиональные и т. д.),
обрядовые (связанные с посвящением в
профессию, свадьбой и т.д.). событийные
(открытие предприятия, новоселье, досрочное
выполнение производственных заданий пред-
приятием и т. д.); по структуре подразделяют на
простые и многоэл-тные; по составу участников -
для детей, для взрослых, для молодежи,
студентов, воинов, интеллигенции (творческой,
научной, технической), ветеранов труда,
пенсионеров, домохозяек и т. п.; по количеству
участников- камерные и массовые; по в ы р
азительным средствам - одножанровые
(вечера литературные, музыкальные, киновечера,
театральные, вечера танцев и т. п.) и
многожанровые; по



методу использования выразительных средств -
иллюстративные и театрализованные (Метод
иллюстрации. Метод театрализации). В самом
общем виде в К. в. можно выделить несколько
частей: информационно-логическую,

художественную, художественно-

документальную и массовую. Преобладание той
или иной части формирует тип К. в. Если
центральное место в нем занимает информаци-
онная часть, то такой вечер относят к разряду
вечеров науки или вечера вопросов и ответов.
Если преобладает художественно- документаль-
ная часть, то это тематический вечер. Преобла-
дание только художественной - либо вечер-
концерт, либо киновечер, либо вечер поэзии и т.
д. Если же преобладает массовая часть, то он
относится к вечерам отдыха, дискотекам, кон-
курсам.

КОЛЛЕКТИВ(< лат. collektivus - собира-
тельный), относительно компактная социальная
группа, объединяющая людей, занятых решением
конкретной общественной задачи (К. трудовой,
учебный, военный, спортивный, молодежный и т.
п.) (Оркестр, Хор, Постановочная группа).

КОЛЛИЗИЯ(< лат. collisio - столкновение),
1) столкновение противоположных сил, стремле-
ний, интересов, взглядов, характеров, обстоя-
тельств. В драматическом произведении К. опре-
деляет собой движение сюжета и разрешается в
финале, произведения. Типы разрешения К. раз-
личны в зависимости от жанра произведения. 2)
Скрытый, не выявленный конфликт, зреющее
столкновение, требующее своего выхода, пред-
чувствие конфликта. 3) Внутренне противоречие,
конфликтная ситуация, вызывающая противо-
борство действующих сил 4) (В массовом дейст-
ве) драматическая К. заключена в самом жизнен-
ном факте и в сопряжении исторического доку-
мента с сегодняшней жизненной ситуацией,
требующей образного выражения в театрализо-
ванном действии. К. существует не только в сю-
жете сценария, но и в общении со зрителем, с
реальными героями - участниками массового
действа.

КОЛЯДА',старинный рождественский обряд
прославления праздника Рождества Христова
песнями, а также сама песня.

КОМБИНАЦИЯ(< позднелат. combinatio -
соединение). 1) сочетание, взаимное расположе-
ние чего-л. в определенном порядке (напр., К.
цветов). 2) Пластическая композиция трюков,
структурно законченная составная часть цирко-
вого номера. 3) (В спорте, балете) сочетание
движений, учебных, тренировочных эл-тов.

КОМЕ'ДИЯ(< гр. komodia), 1) в. Древней
Греции - представление, развившееся из песен,
исполнявшееся во времена карнавальных про-
цессий в честь бога Диониса. 2) Жанровая разно-
видность драмы, в которой действие и характеры
трактованы в формах комического; противопо-
ложен трагедии. По принципу организации ко

мического действия различают К.: положений,
основанный на хитроумной, запутанной интриге
(«Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров
иди нравов - на осмеянии отдельных гипертро-
фированных человеческих качеств («Тартюф»
Ж.Б.Мольера); идей, где высмеиваются уста-
ревшие или банальные идеи (пьесы Б. Шоу). По
характеру комического различают К. сатириче-
ские, («Ревизор» Н. В. Гоголя), юмористические
(«Турандот» К. Гоцци), трагикомедии. В слиянии
с др. видами иск-в различают К.-балет, ко-
мическую оперу, кинокомедию.

КОМЕ'ДИЯ ДЕЛЬ А'РТЕ(ит. commedia
dell'arte - комедия масок), (др. название - импро-
визационная комедия), вид ит. театра (16 - 17 вв.),
сочетавший в себе черты веселого карнавала,
народного фарса и «учебной комедии», сыгранной
на буффонный лад. Персонажи К. д. а. являли
собой не индивидуализированные характеры, а
социально-психологические типы, "маски",
делившиеся на три группы - маски господ (глупый
жадный купец Панталоне, фанфарон и трус
Капитан, ученый болван Доктор юриспруденции
из Болоньи, педантичный, назойливый Тарталья и
др.), слуги (Серветта, Коломбина, Пульчинелле и
дзанни Бригелла и Арлекин) и влюбленные.
Сценарий представлял собой сюжетную схему, и
актеры импровизировали диалог на ходу,
подхватывая реплики партнера. Игровую стихию
К. д. а. определяли импровизационные буффонные
трюки - т. н. лаццо Динамичность и яркость
зрелища, ансамблевость, буффонада, гротеск -
характерные черты комедии масок.

Режиссура XX в. часто обращается к вырази-
тельным средствам К. д. а. Г. Крэг, В. Э.
Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов по-своему
интерпретируют темы и образы старого ит. театра.
Такими эл-тами, как маска, жест, выразительная
пластика, стремительность развития действия,
интрига оперирует современная эстрада.

КО'МИК,актерское амплуа. Актер, испол-
нявший комические (комедийные) роли.

КОМИ'ЧЕСКОЕ(< гр. komikos - веселый,
смешной, от ko'mos - веселая ватага ряженых на
сельском празднестве Диониса в Древней Греции),
категория эстетики, означающая смешное.
Восходит к игровому, коллективно самодеятель-
ному смеху, напр., в карнавальных играх, В ходе
развития культуры обособляются виды К. - иро-
ния, юмор, сатира. Различают высокие виды К,
(напр.. образ Дон Кихота у Сервантеса) и забав-
ные, шутливые виды (каламбур, дружеские шаржи
и т.п.). Для К., отражающей противоречия •
реальности, важна игра на утрировке величины
предметов (карикатур), на фантастических соче-
таниях (гротеск), сближении далеких понятий
(острота). На К. основан один из главных видов
драмы - комедия. По словам Аристотеля, К. есть
«ошибка и безобразие, никому не причиняющее
страдания и ни для кого не пагубные».



КОМПИЛЯ'ЦИЯ(< лат. compilatio. букв. -
ограбление), накопление выписок, собрание до-
кументов; составление сочинений на основе за-
имствования чужих исследований или чужих
произведения (литературная К.) без самостоя-
тельной обработки источников (собственных
обобщений или интерпретаций), работа, состав-
ленное таким методом; несамостоятельное
произведение.

КОМПЛИМЕ'НТ (фр. compliment),1) лест-
ное замечание в адрес кого-л., похвала; любез-
ные, приятные слова, лестный отзыв. 2) (В цирке)
прямое обшение со зрительным залом, отчужде-
ние создаваемого манежного образа, Стилистика
К. подчиняется общей стилистической направ-
ленности эпохи, актерским возможностям ис-
полнителя, постановочным задачам. К. в жесте
очень условен, это скорее не действие, а пласти-
ческий знак, символ действия.

Наши рекомендации