Глава I Садово-парковое искусство
Древнего Мира
Египет
На первой ступени человеческой культуры мы встречаем страну, которая благодаря климату и своеобразию местных условий раньше других пришла к необходимости создания зеленых массивов и развитию садового искусства. Это - Египет. Эпоха, о которой мы говорим - 2000 лет до нашей эры. Первые сады Египта были простыми виноградниками, окруженными стенами. Но рисунки на камнях, найденных при раскопках гробниц, говорят нам уже о более высоком уровне садово-паркового искусства, о прекрасных частных садах, принадлежавших фараонам, знати и духовенству. Таков был сад знатного египтянина в эпоху Аменофиса Ш-го. Рисунок сада был найден при раскопках в Фивах, Такой и сад при доме первосвященника в Эль-Амарне.
Планировка египетского сада строго регулярна. Все элементы сада симметрично группируются вокруг центральной оси композиции. Сад окружен, обычно, высокими стенами, отделяющими его от окружающего мира. Это типичный прием всех восточных народов, прошедший через тысячелетия и нашедший сове отражение также в композиции арабских садов в Испании XIII - XIV вв. Кроме главной, опоясывающей сад стены, каждая часть сада также имела свои внутренние стены. Небольшие калитки соединяли отдельные части сада. Прямоугольные бассейны были непременной принадлежностью египетского сада. Главное здание помещалось на центральной оси композиции. К нему шли аллеи, крытые виноградом. По бокам главного здания симметрично располагались беседки. Роскошные деревья доставляли необходимую тень. Весь ансамбль был строго продуман и гармонично скомпонован. Нас поражает ясность, четкость и логика плана.
Египтяне были прекрасными садоводами. Уже в те древние времена они умели делать беседки из винограда и акклиматизировать чужеземные растения. В одной из египетских летописей есть описание экспедиции царицы ХАТШЕПСУТ в страну ПУНТ. Из этой страны были привезены 32 дерева, исторгавшие благовонную смолу, которая была необходима египтянам для культа богов. Эти деревья прекрасно акклиматизировались на египетской почве.
Большое распространение имела в Египте и культура цветов.
Ассирия и Вавилон
Садово-парковое искусство Ассирии и Вавилона относится к более поздней эпохе. Это примерно IX-й век до нашей эры. Вавилону принадлежит заслуга создания собственно парков, отличающихся от садов Египта своими большими размерами ихарактером использования. Это увеселительные и охотничьи парки. Такие парки могли возникнуть только в стране богатой лесной растительностью.
В Египте, где ценился каждый клочок плодородной земли, орошаемой Нилом, не могли возникнуть большие парковые массивы.
Охотничьи парки вавилонян были очень велики. По свидетельству древних писателей они были строго регулярны и обильно снабжены водой. Вода протекала по прямым каналам в прямоугольные бассейны. Парки украшались большим количеством павильонов-беседок. Интересной особенностью вавилонских охотничьих парков было устройство искусственных насыпных холмов, на вершине которых устанавливался павильон. Это были видовые холмы, с которых открывались красивые перспективы на сад. Холмы были густо засажены деревьями, а на вершину спирально поднималась дорога. Этот мотив мы встречаем впоследствии в значительно более позднюю эпоху в Италии периода Ренессанса и даже в русских садах.
Вавилон знаменит своими висячими садами. Греки считали их одним из чудес света и с восторгом о них отзывались. Особенно знамениты были висячие сады Семирамиды, но, очевидно, что это был привычный для Вавилона прием композиции сада. Речь здесь идет о садах, расположенных на последовательных террасах. В подземных помещениях окружавших эти сады, располагались служебные помещения и механизмы для подъема воды на террасы. Перекрытие террас было очень массивно, снабжено свинцовой прокладкой для водонепроницаемости сводов и покрыто слоем растительной земли.
Примеры террасированных садов мы встречаем и в более поздние эпохи. Так в Ширазе, столицы Персии, в стране, где старые традиции сохранились на протяжении тысячелетий, мы встречаем террасированные сады в XVIIIвеке. Это так называемые Сады Трона. Более близким для нас примером террасированного сада является сад ИЗОЛЯ белла на ЛАГО МАДЖОРК в Италии, относящийся к эпохе итальянского барокко XVII в. созданный не без влияния висячих садов Вавилона.
Греция
В то время как на Востоке пышным цветом расцветили роскошные парки царей и придворной знати в Греции мы не встречаем частных садов. Как раз в классические времена расцвета греческой культуры, в то время как в изобразительных искусствах наблюдается пышный расцвет, о частных садах Греции ничего неизвестно. В Греции не было, как на Востоке, властителей, имевших неограниченную власть и средства для создания садов.
Развивающаяся демократия зорко следила за тем, чтобы ни один из греческих родов не приобрел морального или материального превосходства над другими. Поэтому развитие греческого сада надо искать совершенно в другой области. В Гомеровском эпосе мы часто встречаем упоминание о священных рощах. В них приносили жертвы богам, на алтаре, окруженном тенистыми деревьями. Постоянно рядом с алтарем упоминается источник и священное дерево. Этот культ священного дерева встречается повсеместно на Востоке на протяжении многих веков. Часто к этой композиции добавляется еще тенистый грот. Гомер в Одиссее дает прекрасное описание священной рощи нимф в Итаке. Центром композиции является художественно обработанный водоем, в которой с высокой скалы низвергаются воды источника. Вокруг водоема по кругу посажены влаголюбивые тополя. На вершине скалы помещен алтарь, на котором странники приносили свои жертвы нимфам. Эта священная роща была произведением трех граждан из Итаки, имена которых упоминаются Гомером. Здесь мы имеем первое описание Нимфея. Оно дает нам образец законченной композиции, которая в более позднее время в Риме и еще более в эпоху Ренессанса получила широкое распространение, как излюбленный парковый мотив — тенистый грот с водяными устройствами в окружении богатой растительности.
Условия, не позволявшие частным гражданам, создавать богатые сады, были благоприятные для развития в Греции общественных садовых устройств. И действительно мы видим, что на этом пути развивают греки свое садовое искусство, приведшее в период расцвета греческой культуры к блестящим результатам.
Одновременно со священными рощами богов возникли в «после-гомеровское» время священные рощи героев-основателей городов, родоначальников знатных греческих родов, которым поклонялись как богам.
Места эти назывались «герооны». К культу героев присоединялись ежегодные состязания, регулярно повторявшиеся в день, посвященный памяти героя. Их первоначальная основа - ритуальные игры при погребении, упоминаемые еще у Гомера.
Из культа героев возникли столь характерные для греческой жизни состязания «агоны». Крупнейшие состязания, однако, посвящались не героям, а агонам. Агоны происходили в священных рощах, где для состязания колесниц устраивались ипподромы, окруженные рядами высоких деревьев. Постепенно растущее в Греции значение атональных игр вызвало необходимость в создании постоянных мест для гимнастических упражнений молодежи. Их называли гимназиями. Устройство их всегда связано с герооном.
Так знаменитейший греческий гимназий - Академия возник в священной роще героя Хекадемоса и получил от его имени свое название. Он постепенно превратился в образцовую школу воспитания молодежи. При Кимоне этот сад был богато обводнен, засажен тенистыми деревьями, обрамлявшими прямые аллеи для прогулок и езды. К этому же времени относится начало озеленительных работ в греческих городах. В них устраиваются небольшие общественные сады, украшенные по периметру колоннадами, озеленяется агона в Афинах и других городах. Гимназии, расположенные в городах, были небольших размеров, но четыре главные гимназии Афин, расположенные за пределами города, имели прекрасные, богато украшенные парки. Гимназии трактовались как места общественных собраний, где население собиралось для физических упражнений и философских бесед. В гимназиях собирались философы со своими учениками и в них именно проходили все знаменитые диалоги Платона и других философов. Витрувий дает нам описание гимназия. Он говорит о перистиле, окруженном помещениями для бесед философов. К нему примыкает собственно спортивная школа, главным элементом которой было крытое помещение, называемое греками «ксистос». Первоначально это название применялось греками к открытому спортивному полю, покрытому стриженым акантом, заменявшим наш газон в Греции. От стрижки аканта и произошло название ксистос. Это были площадки для спортивных упражнений, густо засаженные по краям платанами. Впоследствии для возможности занятия спортом в любое время стали устраивать крытые помещения, называя их тем же именем. Римляне, однако, заимствовали это устройство от греков еще в тот период, когда ему соответствовала открытая площадка, поэтому у римлян ксистом называлось просто часть сада, постепенно утратившая свое первоначальное значение спортивной площадки. За ксистом в греческой гимназии обычно располагался стадион или ипподром. Витрувий описывает только главные части гимназия.
Известно, что кроме них гимназий включал прекрасные, богато обводненные сады, храмы, алтари с большим количеством скульптурных украшений. В гимназиях устраивались также плавательные бассейны.
Мы имеем интересные данные о гимназиях в ДЕЛЬФАХ и в Пергаме. Первый из них расположен на двух террасах. К более древним частям относится подпорная стена и расположенная ниже нее перистиль, вокруг двора, предназначенного для игры в мяч. Вокруг перистиля группировался ряд помещений. Эти сооружения относятся к VI веку до нашей эры. На верхней террасе расположено поле для гимнастических упражнений, за которым сохранились остатки крытого помещения для спорта, построенного в IV веке. В это же время была расширена нижняя терраса и на ней построен плавательный бассейн круглой формы. Вокруг построек размещался сад. Единственный гимназий более позднего времени известен нам по раскопкам - это гимназий в Пергаме. Он расположен на трех террасах с разницей уровней между соседними террасами в 12-14 м. Грандиозные подпорные стенки поддерживают уступы горы. На каждой террасе расположены постройки. На средней из них, вероятно, находились сады. На верхней террасе был расположен главный перистиль с окружающими его помещениями. Вокруг построек был разбит большой сад. Интересно отметить, как мало уделяли греки лестницам. Они не являлись важным декоративным элементом композиции, как в период Итальянского Ренессанса. В Греции и Риме они служили только утилитарному назначению - как средство перехода от одного уровня на другой, поэтому греки размещали их в стороне в случайных местах вне связи с основным ансамблем.
Гимназий в Пергаме относится безусловно к наиболее богатым сооружениям этого рода. В нем выражена сила и величие пергамского искусства, резко отличающее его от скромного гимназия в Дельфах. О классических гимназиях Греции, расположенных на плоской местности, мы, к сожалению, почти не имеем материалов, поэтому не можем составить себе полного представления о них.
В греческих гимназиях мы первый раз в истории садово-паркового искусства встречаем общественные сады, предназначенные для отдыха и развлечений всего населения. Однако потом произошло изменение в развитии гимназиев: постепенно начинается строительство частных гимназиев, где философы могли вести беседы со своими учениками, изолированно от городской толпы. Платон первый построил себе гимназий. Его примеру последовали и другие. В это время начинается также устройство садов и в греческих городах.
В общественных греков с их спортивными полями, аллеями для прогулок, стадионами и ипподромами должны мы искать характерные черты греческого садового искусства. Их значение можно особенно оценить при изучении римского искусства при знакомстве с композицией римских вилл. Только в римском искусстве четко выявляются основные принципы композиции греческого сада.
Римская империя
С эпохой римской цивилизации мы входим в период более знакомый историкам. Правда, мы в большинстве случаев имеем дело только со словесными описаниями, но эти описания становятся определеннее. По ним можно составить представление о замысле автора. Однако весь облик сада нам все же остается неизвестным. Отсутствие планов не дает нам возможности представить общую композицию виллы. Только раскопки виллы Адриана в Тиволи несколько пополняют этот пробел в наших знаниях.
В период конца Республики (1-й век до нашей эры) в Риме началось строительство большого количества вилл. Строительная горячка охватила наиболее передовые и обеспеченные слои римского населения, которые стремились обосноваться за пределами душного и пыльного города. Цицерон один из первых показал пример и начал строить свои многочисленные виллы в окрестностях Рима и в Тоскане.
В результате такого строительства началось разделение вилл на различные типы. Прежде всего, хозяйственная часть - «villa rustica» отделилась от «villa urbana». Последнее слово не обозначало городскую или пригородную виллу. Для такой виллы применялось название «villa subur-bana». «villa urbana» обозначала увеселительный дворец, предназначенный для отдыха и развлечений. Такая вилла имела городской характер планировки, т.е. без хозяйственных устройств, откуда и произошло ее название. У римлян существует еще один тип виллы - именно «villa fructuaria»,включающая фруктовые сады, как главный элемент виллы. Интересно отметить, что знатные римляне имели большое количество вилл, разбросанных по всей территории Римской империи. У Цицерона было, кроме основного имения, еще 17 вилл, которые давали ему возможность отдыхать у себя дома при путешествиях по всей стране.
В композиции римской виллы чувствуется определенное греческое влияние. Философ Цицерон, считавший себя наследником греческих философов, мечтал о возрождении греческого искусства в Риме. Можно с уверенностью сказать, что Римская вилла строилась по образцу греческих гимназиев. У Цицерона была вилла, которую он назвал Академией по образцу афинской философской школы. У Плиния также часть сада виллы Тускулум названа Академией, другая Лицеем по образцу одноименного греческого гимназия. Однако эти сады не имели устройства для спортивных игр. Греческие формы, перенесенные в Рим, утратили свое первоначальное назначение. Широкое распространение в Риме получили Нимфеи, которые строились по греческому образцу в виде грота с источником в тени деревьев. Внутренность украшали туфом и раковинами.
Наиболее подробное описание римской виллы дает нам Плиний младший. В своих письмах, которые считаются единственными систематическими описаниями вилл Римской эпохи, Плиний дает описание своей тосканской виллы, которую он называет виллой ТУСКИ. Это прежде всего вилла urbana без хозяйственных построек. Описание делится на три части: I) описание главного здания; 2) описание построек, расположенных на горе; 3) описание сада. Надо отметить, что римская вилла состояла из целого ряда отдельных зданий и павильонов, иногда без особой системы разбросанных по участку. В этом тоже сказывается подражание Греции. Также и в вилле Туски мы видим отдельные группы зданий.
В первой части дается описание входного портика, за которым расположен небольшой дворик, украшенный четырьмя платанами и фонтаном в центре. Вокруг нег группируются помещения главного дома. Перед главным фасадом дома расположен декоративный партер - ксист. В эпоху Плиния этот термин совершенно утратил сове первоначальное значение, которое он имел в греческом гимназии. Сохранилась только непременная связь ксиста с портиком. Ксист в это время трактовался просто, как декоративный партер, часто украшенный стриженым буксом и фонтанами. От ксиста вела аллея в сад, главным украшением которого были разнообразно подстриженные деревья, преимущественно в форме животных. Мы не знаем точно, когда началась в Риме стрижка растений. Известно только, что Плиний приписывает это изобретение некоему МАТИУСУ, другу Августа, а Цицерон указывает имя садовника, который с особым искусством умел производить стрижку. Имя его - Топиариус. Отсюда и произошло название фигурной стрижки - opus topiarii или иначе топиарные работы. Это название сохранилось и до настоящего времени.
Наиболее интересно для нас описание третьей части виллы, именно сада. Это сад-ипподром, типичный для римской эпохи. Первоначальное значение ипподрома, как поля для спортивных состязаний, здесь совершенно утрачено. Сохранилась только характерная греческая форма ипподрома в виде прямоугольника с одним закруглением. Опять мы встречаем здесь подражание Греции. Ипподром лежит ниже главного здания. Он представлял в центре открытую площадку, удобную для обозрения. По краям был посажен ряд тенистых платанов, которые, благодаря обвивающему их плющу, создавали сплошную зеленую стену. Перед деревьями находился ряд геометрически подстриженных кустарников. В закругленной части ипподром был украшен кипарисами. Здесь же находился розариум. По контуру ипподрома проходил ряд параллельных дорожек, разделенных стенками из букса. На конце ипподрома была расположена открытая, находящаяся на колоннах мраморная беседка, обвитая виноградом (стибадиум). В ней имелся целый ряд водяных устройств, в числе них водоем, на котором во время празднеств плавали блюда в форме кораблей, наполненные изысканными яствами.
В глубине сада, за стибадиумом, был расположен небольшой парковый павильон для отдыха владельца виллы в жаркие дни. Сад был богато обводнен. Трубы проходили по всей его территории и снабжали водой части виллы.
Это наиболее подробное описание сада, которое мы имеем. Его план обусловлен формой ипподрома, но греческие элементы, перенесенные на римскую почву, утратили в этой композиции полностью свое первоначальное значение.
Вторая вилла Плиния резко отличалась по своему типу от Тосканской виллы Туски. Вилла Лаурентинум это тип приморской виллы, расположенной близко от Рима, построенный одновременно как villa urbana и villa rustica. Но хозяйственные постройки были сгруппированы в стороне и не мешали развитию основной композиции, ориентированной на море. Здесь мы встречаем те же элементы - сад-ипподром, портик с ксистом, который трактуется просто как цветочный партер. Террас не было, так как местность плоская, но были две видовые башни, с верха которых открывался роскошный вид на море. Реставрация по описанию дает нам образец очень совершенной композиции. Надо думать, что подлинная вилла не имела такой правильной и четкой организации. Во всех описаниях вилл не хватает одного элемента - лестниц. Они опять, как и в Греции не играли роли в основной композиции и располагались в стороне от нее.
Императорская вилла Альбино, расположенная на ряде террас над Альбинским озером, так же, как и все римские виллы, не составляла единого композиционного целого и включала целый ряд построек, органически друг с другом не связанных, но раскопки этой виллы свидетельствуют, во всяком случае, о грандиозности замысла. От этой виллы сохранились остатки театра и целого ряда портиков. Интересны остатки громадных резервуаров воды, из которых один на 36 столбцах вмещал 20000 куб. м. воды, а второй - 16000 куб. м. Они снабжали водой все части виллы и в том числе грандиозный нимфей, изображенный на гравюре Пиранези. Во времена римских императоров этот грот был богато украшен мозаикой и скульптурами и представлял одну из интереснейших построек виллы. Несмотря на всю грандиозность деталей виллы, эта вилла не дает нам представления обо всем ансамбле в целом. В этом отношении значительно интереснее другая вилла, о которой мы можем более подробно судить по раскопкам. Эта вилла АДРИАНА в ТИВОЛИ. Вилла была расположена на крутом подъеме с разницей в уровнях в 40 м. Главный вход располагался с северной стороны, где проходила большая Тибуртинская дорога из Рима. Сюда же были обращены и фасады дворцов. В деталях виллы чувствуется сильное греческое влияние. Император, вернувшийся после поездки в Грецию, захотел построить свою виллу по греческому образцу. В ней имеются сады, носящие название Академия, Лицей и др., но благодаря длительному бессистемному расхищению остатков виллы, сейчас очень трудно точно определить назначение отдельных сооружений. Посетитель, входивший с севера, минуя несколько театров и портиков, подходил к ипподрому. От него осталась сейчас только одна стена, названная архитектором Пирро Лигорно, принимавшим участие в раскопках «ПОЙКИЛЕ». Это греческое слово указывает на то, что стена была прежде украшена живописью. Даже в виде полуразрушенной руины эта стена производит грандиозное впечатление и говорит о непривычных для нас масштабах декоративных сооружений римлян. В центре ипподрома был виден прямоугольный бассейн. За ипподромом выше в гору был расположен сад, названный «КАНОП» в честь одноименного курорта близ Александрии. Он имел большой водоем для катаний на лодках и был украшен множеством египетских статуй. Около ипподрома, в его северному углу, находилось интересное сооружение под названием нататориум. Это небольшой островок, окруженный кольцевым каналом. На островке были найдены небольшие постройки, предназначенные для птиц. Очевидно, это был тип вольера - один из излюбленных мотивов садового искусства всех последующих эпох. Здесь мы встречаем первый пример такого сооружения. К этому сооружению примыкали основные сооружения дворца. Они группировались вокруг нескольких перестилей, образуя ряд, случайно соединенных между собою групп. Из них наиболее интересен нимфей с целой системой водяных устройств, в виде водяной лестницы, водоемов и фонтанов. Между зданиями, расположенными на разных уровнях, изредка помешались лестницы, не игравшие никакой роли в композиции. Вилла богато обводнена. В садах и во внутренних помещениях были размещены водоемы для рыбы, колодцы, фонтаны. План расположения всех элементов виллы говорит еще о полном неумении создать единый ансамбль и об отсутствии единства всей композиции. К понятию такого единства садово-паркового искусство пришло значительно позднее.
В самом Риме в начале императорской эпохи строились общественные сады. Рим не только был окружен кольцом прекрасных садов, но и в центре его, по свидетельству писателей, было много зелени. Витрувий требовал, чтобы для оздоровления города в нем устраивались сады. При императоре Августе был устроен общественный сад - Портик Ливии. План этого сада охватывал территорию в 115 на 75 м с углубленным партером в середине участка. В партер вела лестница, шириной в 25 м. В окружающий сад стене были устроены полукруглые и прямоугольные ниши. Партер был окружен портиками. В центре партере - бассейн. Этот просто оформленный сад был разбит на боскеты и партеры правильной формы. Аллеи, по описанию Плиния, были украшены перголами. Вся композиция напоминает греческий образец.
По примеру Портика Ливии в Риме были устроены еще портики ВИПСАНИИ, портик ОКТАВИИ и др. Эти сады предназначались для общественных гуляний, для развлечений молодежи и для отдыха населения города. Это уже определенный тип общественного городского сада.