Сущность и природа традиций
Расcматривая культуру, ее динамику и статику, мы сталкиваемся с явлениями ее изменчивости, прехождения, событиями неповторяющимися и уникальными, а также с теми, которые сохраняются в культуре, имеют устойчивую, повторяющуюся форму – это обряды, обычаи, праздники, знаки, символы, ритуалы, церемониалы и т.д. Все эти формы культуры носят название «традиционные», «традиции».
Понятие традиция произошло от латинского слова: trado, traditio и имеет две составляющих – trans и do, что означает «передавать». Последнее означает, что под традицией понимается отношение, которое устанавливается между прошлым, настоящим и будущим культуры. Культурная традиция выражает преемственность, а вместе с тем воплощает в себе историческую логику процесса преемственности культур.
В русском языке слово традиция используется в трех планах:
Оно служит выражением некоторых общих черт, особенностей целого ряда культурных явлений, таких как обряд, ритуал, обычай и др., и раскрывает действительную природу этих явлений, связанную с обеспечением преемственности в развитии культурных форм.
Нередко понятие традиция употребляется наряду со словом обряд, ритуал как культурная форма, однопорядковая с ними, например, воинская традиция.
Это слово служит родовым понятием для таких слов, как обычай, обряд, ритуал, праздник и в обыденном языке употребляется часто как синоним.
Следует сразу сказать, что в современном языке устанавливается определенная связь тождества и различия между словами традиция и обычай. Совпадение их заключается в том, что оба понятия служат для выражения общего, повторяющегося, массовидного в культуре, имеющего нормативный характер, не обеспечивающийся специальным аппаратом власти, государством. Вместе с тем следует отметить, что традиция, по сравнению с обычаем, распространяется на более широкий круг явлений: мы говорим о «революционных», «технических», «научных» традициях, но не говорим об аналогичных обычаях. Получается, что сфера действия традиции расширяется, а сфера применения слова обычай сужается. Традиция способна к трансформации, видоизменению, чего не скажешь об обычае. Обычай – то, что обычно, обыденно, повседневно. А все новое, ранее не известное, не существующее – оно не повседневно, не обычно, оно еще не институализировалось в обычай. Но поскольку это «необычное» может повторяться, т.е. передаваться, стать традицией, оно может превратиться в обычай.
Традиция является выражением общего закона преемственности, непрерывности развития, эволюции, чисто количественных изменений культуры. Но традиция отличается от других видов преемственности, в частности, наследования.
Культурное наследство есть определенный результат предшествующего культурного развития общества. Это определенное «культурное достояние». Это та основа, над которой будет надстраиваться будущая культура. Но в то же время это и определенный процесс освоения того богатства, той совокупности культурных ценностей, которые созданы предшествующим поколением и предназначены для освоения их потомками, это «культурное наследование». Не все в культурном достоянии входит в культурное наследие. Культурное наследие – та часть культурного достояния, которая предназначена для наследования, освоения будущим поколениям со стороны поколений уходящих. Мы бы сказали, что это и есть ценности культуры.
Со стороны входящего в жизнь нового поколения осваивается не все культурное наследие. Часть этого культурного наследия отбрасывается как устаревшая, часть обновляется, а часть принимается в целостном виде; кроме того, новое поколение может пересмотреть культурное достояние и в национальном, и общечеловеческом масштабе и ввести его в разряд своего наследия. Не все, что отвергли «отцы», отвергается и «детьми». «Богаты мы, едва из колыбели ошибками отцов и поздним их умом», – отметит поэт. Должны ли новые поколения осваивать, наследовать и ошибки «отцов» как культурное достояние человечества, не вошедшее в разряд национального культурного достояния? Наверное, нет.
Таким образом, понятие наследования имеет значение и преемственности, традиции и смысловой оттенок отбора, выбора, который является дополнительным для него. В этом случае традиция – это форма преемственности, а значит и наследования. Но наследование предполагает дополнительно еще и отбор, селекцию наследуемого материала культуры.
Культурное наследие – достаточно широкое понятие. Оно охватывает и область производительных сил, материальных продуктов деятельности людей, и материальные формы их отношений. Но в культурное наследие входят и духовные продукты и виды деятельности, накопленные предшествующими поколениями людей.
Некоторые авторы считают, что традиция охватывает область только общественных отношений людей (Плахов. С. 32, 33). С этой точки зрения считается, что наследие шире, чем традиция, «ибо оно охватывает не только традиции и не только общественные отношения во всей их целостности, включающей наряду с устойчивыми и изменчивые компоненты, но и материальные предметы». «В другом же плане понятие наследия уже, чем понятие традиции, так как последняя имеет целый ряд значений помимо «наследства», «наследуемых общественных отношений» (Плахов. С. 40).
По нашему мнению это далеко не так. От поколения к поколению в культуре передаются и осваиваются прежде всего производительные силы общества, материальные и духовные. Вновь вступившие в жизнь индивиды несвободны в выборе тех производительных сил, которые созданы не ими, а предшествующими поколениями. Эти производительные силы они находят готовыми и вынуждены их осваивать, наследовать, хотят они этого или не хотят. Вместе с готовыми производительными силами они находят и сложившиеся на их основе материальные формы общения, производственные отношения, а в целом – исторически конкретный способ производства. Это находит свое подтверждение в языке. Мы говорим: «традиционная техника», «традиционная технология», подчеркивая тем самым материальность, вещественность традиции. Таким образом, традиция – это прежде всего материальное образование, охватывающее область отношений человека к природе (производительные силы) и область отношений людей друг к другу (область общественных отношений людей). Поэтому традиция – это такая форма культуры, которая господствует над человеком как закон, подчиняет его себе, определяет его выбор и способы деятельности. Традиция в условиях социально разделенного общества выступает как чуждая сила, находящаяся вне поля контроля и воздействия человека. Как социальная сила естественно выросшая вместе с самим индивидом и как закон подчиняющая его своей воле.
Традиции, представленные с их материальной, в частности, вещественной, природной стороны, изучаются естественными науками, например, техника, технологии, единицы измерения стандарты, нормали, инструкции – это также традиции, т.е. то, что подлежит передачи новым поколениям.
Гуманитарное знание интересует общественная сторона традиций, связанная с утверждением в обществе материальных и духовных форм общения, общественных отношений. Культурологию интересует культурная традиция, включающая в себя как ту, так и другую стороны традиционной жизни.
В традиции мы можем видеть их содержание и форму. Эти связи и отношения охватывают как природную сторону традиций, так и социальную. В свою очередь, в социальной стороне традиций мы можем выделить их материальное и духовное содержание и материальную и духовную формы.