III. Изучение нового материала. 1. Работа с учебником
1. Работа с учебником.
— Откройте учебники на с. 148. Прочитайте имя поэта, жизнь
и творчество которого мы будем изучать на уроке.
(Дети читают: Иван Саввич Никитин.)
— Что вы о нем помните?
2. Рассказ учителя о поэте.
Никитин Иван Саввич родился 3 октября 1824 г. в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Учился в Воронежском духовном училище и Духовной семинарии, но не окончил ее. Разорение отца и тяжелые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора. В 1859 г. он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.
Первые стихи Никитина, проникнутые религиозными мотивами, появились в печати в 1853 г. Затем все более в творчестве поэта ощущается стремление к реализму. Никитин описывал горестную судьбу городского труженика и крестьянина-бедняка, тяжкую женскую долю.
Любовью к родине полны стихотворения «Русь», «Встреча зимы». В историю русской прозы Никитин вошел как автор «Дневника семинариста». Выдающийся мастер русского поэтического пейзажа, он с глубокой любовью, проникновенным лиризмом воспроизвел картины родной земли. На слова Никитина, одного из самых ярких крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен. Умер 28 октября 1861 г. в Воронеже.
IV. Физкультминутка
V. Работа над стихотворением
«В синем небе плывут над полями...»
1. Самостоятельное чтение стихотворения.
2. Словарно-лексическая работа.
3. Объясните значение слова «Межа». (Граница земельных участков.)
4. Подберите синонимы к словам: грезит {мечтает), восторг {восхищение).
5. Подберите антонимы к словам: прохладный {жаркий, знойный), восторг {огорчение, печаль, скорбь, тоска).
6. Назовите эпитеты. (Синее небо, золотые края, теплый вечер, прохладная ночь, чистое поле, красное зарево...)
7. Как вы представляете себе золотые края облаков и золотое сияние звезд? В чем необычность эпитета «золотой»?
8. Назовите мысли и чувства, которые выразил поэт в том стихотворении.
3. Выразительное чтение стихотворения. (Дается время на подготовку.)
V. Итог урока
— Помогают ли последние строчки стихотворения понять
отношение поэта к природе?
— Вспомните, а что вы удивительного замечали в природе?
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихот
ворений И.С. Никитина (найти в других сборниках) и выучить
одно из них по желанию.
Урок . Тема: Н.А. Некрасов. Стихи
Цели: расширить знания детей о творчестве Н.А. Некрасова; обучать правильному чтению стихов; пополнять словарный запас; развивать память, речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина, подготовленное учащимися.
III. Введение в тему
1.Повторение.
— Ребята, узнайте, откуда эти строчки и кто их автор.
В августе, около «Малых Вежей», С старым Мазаем я бил дупелей. («Дедушка Мазай и зайцы». Н.А. Некрасов.)
Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел, был сильный мороз. («Мужичок с ноготок».)
— Да, это стихи Николая Алексеевича Некрасова. Что вы
помните о его жизни и творчестве? (Дети отвечают .)
2. Слово учителя о Н.А. Некрасове.
Детские годы Николая Алексеевича Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Осенью 1824 г., выйдя в отставку в чине майора, здесь поселился вместе с семьей в родовом имении его отец, Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862). В Грешневе он вел обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотичного характера, отец Некрасова не щадил своих подданных. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна (умерла в 1841 г.), женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия, она терпеливо занималась их воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол.
Крепостническое самодурство в те годы было явлением заурядным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу Некрасова, потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне, но и горячо любимая, «русокудрая», голубоокая мать поэта.
От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели и с ранних лет заразился охотничьей страстью, которая способствовала искреннему сближению его с народом.
В Грешневе завязалась сердечная привязанность Некрасова к русскому крестьянину, определившая впоследствии исключительную народность его творчества. В автобиографии Некрасов писал: «Сельцо Грешнево стоит на низовой Ярославско-Костромской дороге... Барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало, и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства».
Некрасов учился в Ярославской гимназии. В 1838 г. уехал в Петербург, где посещал занятия в университете в качестве вольнослушателя. Отец за это оставил его без материальной поддержки. Он прошел тяжелую школу «петербургских мытарств», которые позже нашли отражение в стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».
В 1847—1866 годах Некрасов был издателем и фактическим редактором журнала «Современник».
IV. Физкультминутка