III. Изучение нового материала. 1. Работа с учебником

1. Работа с учебником.

— Откройте учебники на с. 148. Прочитайте имя поэта, жизнь
и творчество которого мы будем изучать на уроке.

(Дети читают: Иван Саввич Никитин.)

— Что вы о нем помните?

2. Рассказ учителя о поэте.

Никитин Иван Саввич родился 3 октября 1824 г. в Вороне­же в зажиточной мещанской семье. Учился в Воронежском духовном училище и Духовной семинарии, но не окончил ее. Разорение отца и тяжелые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора. В 1859 г. он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую биб­лиотеку, ставшие центром литературной и общественной жиз­ни города.

Первые стихи Никитина, проникнутые религиозными мо­тивами, появились в печати в 1853 г. Затем все более в творче­стве поэта ощущается стремление к реализму. Никитин опи­сывал горестную судьбу городского труженика и крестьянина-бедняка, тяжкую женскую долю.

Любовью к родине полны стихотворения «Русь», «Встреча зимы». В историю русской прозы Никитин вошел как автор «Дневника семинариста». Выдающийся мастер русского поэти­ческого пейзажа, он с глубокой любовью, проникновенным ли­ризмом воспроизвел картины родной земли. На слова Никити­на, одного из самых ярких крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен. Умер 28 октября 1861 г. в Воронеже.

IV. Физкультминутка

V. Работа над стихотворением

«В синем небе плывут над полями...»

1. Самостоятельное чтение стихотворения.

2. Словарно-лексическая работа.

3. III. Изучение нового материала. 1. Работа с учебником - student2.ru Объясните значение слова «Межа». (Граница земельных участков.)

4. Подберите синонимы к словам: грезит {мечтает), восторг {восхищение).

5. Подберите антонимы к словам: прохладный {жаркий, знойный), восторг {огорчение, печаль, скорбь, тоска).

6. Назовите эпитеты. (Синее небо, золотые края, теплый ве­чер, прохладная ночь, чистое поле, красное зарево...)

7. Как вы представляете себе золотые края облаков и золо­тое сияние звезд? В чем необычность эпитета «золотой»?

8. Назовите мысли и чувства, которые выразил поэт в том стихотворении.

3. Выразительное чтение стихотворения. (Дается время на подготовку.)

V. Итог урока

— Помогают ли последние строчки стихотворения понять
отношение поэта к природе?

— Вспомните, а что вы удивительного замечали в природе?
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихот­
ворений И.С. Никитина (найти в других сборниках) и выучить
одно из них по желанию.

Урок . Тема: Н.А. Некрасов. Стихи

Цели: расширить знания детей о творчестве Н.А. Некрасо­ва; обучать правильному чтению стихов; пополнять словарный запас; развивать память, речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина, под­готовленное учащимися.

III. Введение в тему

1.Повторение.

— Ребята, узнайте, откуда эти строчки и кто их автор.

В августе, около «Малых Вежей», С старым Мазаем я бил дупелей. («Дедушка Мазай и зайцы». Н.А. Некрасов.)

Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел, был сильный мороз. («Мужичок с ноготок».)

— Да, это стихи Николая Алексеевича Некрасова. Что вы
помните о его жизни и творчестве? (Дети отвечают .)

2. Слово учителя о Н.А. Некрасове.

Детские годы Николая Алексеевича Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Осенью 1824 г., выйдя в отставку в чине майора, здесь поселился вместе с се­мьей в родовом имении его отец, Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862). В Грешневе он вел обычную жизнь мелкопомес­тного дворянина, в распоряжении которого было лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотичного характера, отец Некрасова не щадил своих подданных. Доставалось под­властным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, осо­бенно мать поэта, Елена Андреевна (умерла в 1841 г.), женщи­на доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Го­рячо любя детей, ради их счастья и спокойствия, она терпеливо занималась их воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол.

Крепостническое самодурство в те годы было явлением за­урядным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу Некрасо­ва, потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне, но и горячо любимая, «русокудрая», голубоокая мать поэта.

От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твер­дость духа, завидное упрямство в достижении цели и с ранних лет заразился охотничьей страстью, которая способствовала искреннему сближению его с народом.

В Грешневе завязалась сердечная привязанность Некрасо­ва к русскому крестьянину, определившая впоследствии ис­ключительную народность его творчества. В автобиографии Некрасов писал: «Сельцо Грешнево стоит на низовой Ярославско-Костромской дороге... Барский дом выходит на самую до­рогу, и все, что по ней шло и ехало, и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства».

Некрасов учился в Ярославской гимназии. В 1838 г. уехал в Петербург, где посещал занятия в университете в качестве воль­нослушателя. Отец за это оставил его без материальной под­держки. Он прошел тяжелую школу «петербургских мытарств», которые позже нашли отражение в стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

В 1847—1866 годах Некрасов был издателем и фактическим редактором журнала «Современник».

IV. Физкультминутка

Наши рекомендации