Архаический период (VII - VI вв. до н.э.)

7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н.э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Классический период (5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.)

Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.

Эллинизм

Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н.э. — период упадка эллинизма и его гибели.

Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги, зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры. Детством человечества, порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие.

Эллину был чужд ограничивающий способности узкий профессионализм. Прославленный скульптор мог построить храм, написать ученый трактат, создать прекрасную фреску. Умение выражать чувства различными художественными способами - в архитектуре, скульптуре, живописи, поэзии, музыке - было свойственно человеку этой далекой от нас эпохи в большей степени, нежели в последующие века европейской истории. Насколько глубоко люди того времени сознавали свои возможности и ценили высокое значение искусства и силу художника, создавшего из грубого материала волнующие произведения, свидетельствуют строки древнего поэта Овидия:

"То, что названье теперь носит статуй работы Мирона,
Грубых бесформенных тел некогда груда была.
Чтоб получилось кольцо, надо золото прежде расплющить;
Ваша одежда была шерсти нечистым комком.
Камень нетесаный стал теперь изваяньем Венеры,
Что выжимает власы, выйдя нагая из волн".

Древним грекам были известны различные виды искусства. Всемирно прославлены их величественные храмы, трудно назвать человека, который бы не восхищался пропорциями в рисунках на греческих вазах. Но особенно было присуще эллинам пластическое воплощение чувств. Даже в сложных архитектурных сооружениях греков прежде всего выступает их пластическая основа. Философское понимание мира приобретало тогда особенную пластическую конкретность в мифологических образах, в метких афористических высказываниях. Менее всего была свойственна эллинам отвлеченность мышления, захватившая позднее сознание их европейских потомков. Слова Л. Н. Толстого о Гомере вполне приложимы к памятникам эллинского искусства вообще: "Это вода из ключа, ломящая зубы, с блеском и солнцем и даже с соринками, от которых она кажется еще чище и слаже".

Недосягаемой вершиной воспринимаются творения классических скульпторов - Мирона, Поликлета, Фидия, или прекрасные здания афинского Акрополя. Однако не менее значительные памятники были созданы и в другие периоды эллинской культуры. Различают несколько этапов в истории древнегреческого искусства. В крито-микенский, или эгейский, период (III-II тысячелетие до н. э.) достигает расцвета не только искусство мастеров критского государства, но могучей силой оказывается творческая активность ахейских племен на Балканском полуострове. От XI до VIII века до н. э. продолжается период, называемый условно гомеровским, характеризующийся широким распространением керамики и мелкой пластики геометрического стиля. Архаическая эпоха, приходящаяся на VII-VI века до н. э., была временем возникновения самостоятельных городов-государств на Балканском полуострове и бурного развития искусства. Классический период охватывает V и IV века до н. э. В его пределах различают раннюю классикy - первую половину V века до н. э., высокую классику - третью четверть V века до н. э. и позднюю классику - IV век до н. э. На поздний период греческого искусства III-I веков до н. э. - эпоху эллинизма - приходится сильная эллинизация культуры народов, живших в бассейне Средиземного моря.

Греческое искусство было далеко не однородным в различных областях античного мира. Художники ионической школы, работавшие в городах Малой Азии и на островах Эгейского моря, создавали памятники, непохожие на те, что появлялись в мастерских дорических городов - Аргоса, Сикиона, Спарты. Своеобразные художественные произведения возникали в среде аттических скульпторов, вазописцев и зодчих. Эти отличия были свойственны мастерским, по существу близким территориально друг к другу. А между тем памятники эллинского искусства можно найти в различных районах Европы, отделенных десятками тысяч километров: в Испании и Средней Азии, в Африке и на северных берегах Черного моря.

Древние греки создали в полном смысле слова новую культуру. Им были знакомы достижения науки и искусства народов Востока - египтян, финикийцев, ассирийцев, и все же они пошли своим путем как в области новых социально-политических образований, так и в отношении художественно-эстетических взглядов на мир.

Культура и искусство эллинов всегда привлекали внимание людей, для которых они были уже историей. В средневековье, в эпоху Возрождения, в столетия нового времени художники видели в искусстве древних греков прекрасный образец, неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения. Во все времена человек со свойственной ему пытливостью стремился проникнуть в тайну совершенства древнегреческого искусства, разумом и чувством стараясь постичь сущность эллинских памятников.

"Надобно переселиться в век Гомера, сделаться его современником, жить с героями и царями-пастырями, чтобы хорошо их понимать. Тогда Ахиллес, который на лире воспевает героев и сам жарит баранов, который свирепствует над мертвым Гектором, и отцу его, Приаму, так великодушно предлагает и вечерю и ночлег у себя в куще, не покажется нам лицом фантастическим, воображением преувеличенным, но действительным сыном, совершенным представителем великих веков героических, когда воля и сила человечества развивалась со всей свободой... Тогда мир, за три тысячи лет существовавший, не будет для нас мертвым и чуждым во всех отношениях".

Чтобы прочесть книгу, надо знать как минимум азбуку. Чтобы читать книгу мировой культуры, необходимо знать смысл тех или иных символов, имен, сюжетов. Персонажи античной и библейской мифологии для нас, европейцев, - та же азбука. Не зная ее, невозможно прочитать по-настоящему ни Данте, ни Шекспира, ни Пушкина, ни Мандельштама. Античные и библейские образы глубоко укоренились в нашем сознании и стали источником творчества не только для поэтов и художников, но и для ученых, исследователей целого ряда областей - от астрономии до медицины. Знания, заложенные в бесхитростных древних легендах и мифах, оказались универсальными.

Многие поколения европейской интеллигенции воспитывались на произведениях древних авторов, в стихии двух мифологических систем. Одни зубрили трудные греческие и еврейские имена, другие вдохновенно разыгрывали сцены великих битв Троянской войны, но, так или иначе, уже школяры узнавали буквы, из которых складывались великие произведения европейского искусства и литературы. Имена Актеона и Минервы, Саломеи и Есфири, Иуды и Лазаря вызывали в памяти вполне определенные образы и ассоциации.

Для современного же человека - и, увы, не только школьника! - произведения классики зачастую оказываются ребусом, который надо разгадывать с помощью сносок, ссылок и примечаний. Прекрасный дворец, наполненный сокровищами мудрости и фантазии, заперт для него на замок. И право же, стоит потрудиться, постигая забытый язык древности в поисках волшебного слова "Сезам", которое откроет нам путь в сокровищницу.

Надо признать, что за последние годы в нашей стране возрождается интерес к классике. Новая роль церкви в обществе способствует популяризации библейских и евангельских сюжетов. Попытки воссоздать утраченные было связи с домом европейской культуры заставляют обращаться к античной мифологии и ученых, и литераторов, и режиссеров, и педагогов. Переиздаются сборники древних мифов, их переложения, переводятся труды европейских исследователей, пишутся пересказы мифологических сюжетов для детей и романы для взрослых.

В статьях, посвященных античной мифологии, читателя может озадачить количество вариантов, версий того или иного предания, иногда существенно различающихся между собой. Дело в том, что, в отличие от библейской, античная культура не оставила нам своего "священного писания" - книги, где были бы собраны канонизированные, то есть признанные единственно верными, изложения мифов. В какой-то степени эту роль взяли на себя произведения Гомера, Гесиода, афинских трагиков - Эсхила, Софокла и Еврипида, труды Овидия, Плутарха и других знаменитых писателей древности. Большинство мифов мы знаем именно в их интерпретации. Но другие авторы излагали эти же мифы по-своему, основываясь, по-видимому, на каких-то других, не дошедших до нас, источниках. Будучи менее популярными, эти параллельные версии тем не менее дополняют и обогащают общеизвестные сюжеты красками и подробностями, любопытными для читателя и драгоценными для исследователя.

Правда, такое равноправие версий, отсутствие четкого канона имеет и свои неудобства - это может вести к нарушению строгой хронологии и курьезным "открытиям". Например, в мифе о рождении Афины, по одной версии, богине помогает появиться на свет Гефест, раскроивший Зевсу голову топором, по другой же - Гефест был рожден Герой уже после этого события, именно в отместку за то, что Зевс породил Афину. В одних источниках сказано, что вся Троянская война длилась десять лет, в других же ее начало отсчитывается со дня первого, неудачного похода греков к берегам Мизии, после которого прошло еще восемь лет до вторжения в Троаду, - в этом случае получается, что юноше, "почти ребенку", Телемаху к моменту возвращения Одиссея исполнилось никак не меньше двадцати восьми лет!..

Существуют расхождения не только в сюжетах, но и в трактовке, интерпретации тех или иных образов. Очень различаются между собой Прометей у Эсхила - герой, самоотверженно принесший себя в жертву людям, и Прометей у Гесиода - лукавый обманщик, пытающийся досадить верховному владыке Зевсу. Мудрый и многострадальный у Гомера, Одиссей в произведениях других авторов предстает низким лгуном, не гнушающимся самыми коварными измышлениями. Благородный и простодушный Неоптолем, описанный Софоклом в одной из трагедий, оказывается кровожадным и бесчеловечным разрушителем Трои, а отважный и справедливый Тесей - неверным возлюбленным, бросившим свою Ариадну на пустынном берегу острова. Но эти же противоречия античной мифологии создают неоднозначность, богатство образов и являются одной из причин столь долгой жизни мифа в традиции нашей культуры.

Сказанное относится в основном к сюжетам и образам древнегреческих мифов. Римская мифологическая система отличается меньшим своеобразием. Древнейшие местные культы - этрусские и италийские, - переплетясь с греческими преданиями и легендами, образовали пантеон богов, во многом копирующих уже известные божества Эллады. Немногие оригинальные римские легенды не отмечены той фантазией, по-детски безудержной и в то же время простодушной, что присуща греческим сказаниям. Возводя свое происхождение к героям древней Трои, заимствуя их богов, их легенды, латинские авторы в то же время доносят до нас неповторимый характер своего народа - римскую доблесть, римский рационализм, римское, никому более не свойственное, искусство управлять другими племенами и народностями.

Римляне же сохранили для нас и многие памятники греческой культуры - некоторые скульптуры дошли до нас только в римских копиях, а иные легенды - лишь в "Метаморфозах" Овидия. Латынь была распространена в средневековой Европе, и поэтому античные боги более известны под своими латинскими именами - вспомните полотна знаменитых живописцев, изображающие римских богов Марса, Минерву, Цереру, Венеру, Вулкана, Юпитера (при этом имена героев и героинь остались греческими: Персей, Даная, Елена, Гектор, Андромеда, Ясон, Эдип и др.). Нередко смешиваясь, переплетаясь, обрастая новыми подробностями и продолжениями, эти мифы образуют единый и неповторимый мир античности, подчиненный своим законам гармонии и этики, то есть своим понятиям о красоте и справедливости.

№3

Наши рекомендации