IV. Слово учителя о Б.С. Житкове
Борис Степанович Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И. Чуковский), в 1905 г. принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906 г.) и кораблестроительное — Петербургского политехнического института (1916 г.). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал.
Печатался с 1924 г., сначала адресуясь ко взрослой, затем все чаще к детской аудитории, которую он находил, в частности, как постоянный автор детских журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», «Пионер», «Ленинские искры» и др. (морские повести в сб. «Злое море», 1924 г.; рассказ для детей «Дяденька», 1925 г.; «Про обезьянку», 1927 г.; «Кружечка под с елочкой», 1929 г.; «На льдине», 1939 г.; циклы «Морские истории», 1925—1937 гг., «Рассказы о животных», 1935 г.; повести «Удав», «Черные парус», обе 1927 г.; пьесы «Пятый пост», 1927 г.; «Семь огней», 1929 г.; сказочная повесть «Элчан-Кайя», 1926 г.; научно-художественные книги «Про эту книгу», «Свет без огня», обе 1927 г.; «Пароход», 1935 г.; книжки-самоделки, в том числе «Одень меня», 1928 г.).
Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, четкость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, динамизм повествования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торжество добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почетное место в русской детской литературе XX в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будням, сострадание к слабым, в том числе к «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сегодняшнего дня.
Вершина творчества Житкова — повесть-энциклопедия «Что я видел» (опубликована в 1938 г., посмертно), где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными.
Психологизм Житкова, не лишенный социальной тенденциозности в рассказах о взрослых (добрый и жадный хозяин в рассказе «На воде», нищий матрос и корыстолюбивый капитан, благородные революционеры и злые полицейские, черносотенцы и бандиты в рассказах «Вата», «Компас», «Пекарня»), доброжелательно-назидательный — в обрисовке образов детей (которые, взрослея, непременно становятся лучше), особенно точен в повествованиях о животных, которые показаны со всеми видовыми поведенческими признаками и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой (слон, который спасает хозяина от тигра) как создания, в которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка, трудолюбие и доброту слона, обезьянки и т.п.).
Творчество Житкова — классика отечественной детской и анималистической словесности (продолжение традиции Л.Н. Толстого и А.П. Чехова). Наряду с В.В. Бианки и Е.И. Чарушиным Житкова можно считать основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Его произведения оказали существенное влияние на многих детских писателей.
Умер Житков 19 октября 1938 г.
VI. Физкультминутка
VII. Ознакомление с рассказом Б.С. Житкова
1. Первичное чтение учителем и учащимися.
2. Беседа после чтения.
—Понравился ли вам рассказ?
—Какие чувства вы испытали при чтении?
VIII. Словарно-лексическая работа
— Объясните значение слов:
КОРМА — задняя часть судна, лодки и некоторых других транспортных средств.
МАЧТА — вертикальная конструкция на палубе (на парусных суднах — для установки парусов), а также сооружение в виде укрепленного столба (ствола) для разных технических целей.
ПАЛУБА — горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолета, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна. ПОЛИРОВАТЬ — натирать, придавать блестящий, гладкий вид чему-нибудь.
ЛАКИРОВАТЬ — 1) покрывать лаком; 2) идеализировать, приукрашивать.
—Подберите синонимы к словам: всамделишный (взаправдашний (разг.), настоящий, натуральный); смотреть (глядеть, взирать, таращиться, глазеть, вылупиться (прост.), впериться, уставиться (разг.), пялиться, воззриться (прост.), поглядывать, взглядывать и др.); болтаться (висеть, бездельничать, ходить).
—Подберите антонимы к словам: тайком (открыто, явно); торопливо (медлительно).
—Как поняли выражение: «Я сейчас вернусь, живым духом»? (Вернусь очень быстро.)
IX. Итог урока
—Какой рассказ прочитали?
—О ком и о чем рассказывает автор?
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение рассказа, чтение без ошибок.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Шорох,
Шептанье,
Шумок под окном.
Шлепанье легкое..! Кто это — гном?
Шшш! Там, за шторами, возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
(В. Лунин)
1. Отработка навыков разных видов чтения.
—Прочитайте жужжащим чтением.
—Прочитайте шепотом.
—Прочитайте тихим голосом, с ускорением.
—Прочитайте выразительно.
2. Беседа по содержанию стихотворения.
—О чем это стихотворение, как вы поняли?
—Кто из вас любит фантазировать? О чем? Поделитесь.