Оформительские принципы московского художественного театра
1 Станиславский К Моя жизнь в искусстве М , 1972 С 166
2 Из письма И Е -И Н Крамскому от 31 марта 1874 г//Переписка Крамского М, 1954 С 303
3 Там же 2сент 1874 г С 253
4 Цит по Бачелис Т Шекспир и Крэг М , 1983 С 26
5 Сарабьянов Д. Суриков и европейская историческая картина второй половины XIX века // Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980. С. 151.
6 Из письма К.С. Станиславского - А.Е. Грузинскому // Станиславский К.С. Собр. соч. М., 1960. Т. 7. С. 493.
7 Виноградская И. Жизнь и творчество К.С. Станиславского. М., 1971. Т. 1. С. 37.
8 Там же. С. 105.
9 Там же. С. ПО.
10 Там же. С. 159.
11 Там же. С. 138.
12 Эскизы Врубеля хранятся в музее MX AT.
13 Виноградская И. Указ. соч. С. 140.
14 Наврозов Федор Николаевич (1843-1903), декоратор императорских театров.
15 Соллогуб Федор Львович, художник-любитель, скончался в 1890г. (Виноградская И. Указ. соч. С. 131.)
16 Один из участников постановки "Отелло" в Обществе искусства и литературы И.А. Попов вспоминал: "Константин Сергеевич показал за чаем макет сцены на Кипре. Он сам его смастерил. Вышло немного аляповато, но очень интересно по удобству для развития в нем сценического действия. На макете был показан целый квартал восточного города. Небольшая площадь и в нее вливались кривые улички. Громоздились двух- и трехэтажные дома и лачуги с плоскими крышами" (Виноградская И. Указ. соч. С. 173).
17 Цит. по: Чушкин Н. Симов - родоначальник нового типа театральных художников // Ежегодник Московского Художественного театра. 1953-1958. М., 1961. С. 377.
18 Симов В. Фрагменты воспоминаний // Нехорошее Ю. Декоратор Художественного театра
Виктор Андреевич Симов. М., 1984. С. 218. '9 Там же С. 221. 20 Там же. 2'Там же. С. 213.
22 Там же. С. 223.
23 Мы гораздо больше говорим о Станиславском как художнике-режиссере, тесно связанном с оформительскими поисками МХТ. Режиссерские опыты Немировича-Данченко были гораздо дальше от проблем зрительно-пластических. Поэтому акцент сделан на оформительских идеях Станиславского.
24 Симов В. Указ. соч. С. 227.
25 Виноградская И. Указ. соч. С. 238-239.
26 Из переписки К. С. Станиславского с В. И. Немировичем-Данченко // Ежегодник Московского Художественного театра. М., 1945. С. 318.
27 Ростоцкий Б., Чушкин Н. "Царь Федор Иоаннович" на сцене МХАТ. М.; Л., 1940. С. 67.
28 Виноградская И. Указ. соч. С. 237.
29 Ростоцкий Б., Чушкин Н. Указ. соч. С. 67, 68.
30 "Царь Федор" Алексея Толстого в Московском Художественном театре. Баку, 1925. С. 20-21. В отношении костюмов постановщиков упрекали в недостаточно точном следовании эпохе. Так, П. Гнедич на страницах "Мира искусства" писал: «... все кафтаны в "Федоре" принадлежали не XVI, а XVII веку, то же следует сказать и про головные уборы, как женские, так и мужские». Там же. С. 24.
31 Симов В. Фрагменты воспоминаний. С. 231.
32 Ростоцкий Б., Чушкин Н. Указ. соч. С. 90.
33 Там же. С. 199.
34 Там же.
35 Там же. 94.
36 Строева М. Режиссерские искания Станиславского. 1898-1917. М., 1973. С. 26.
37 Наши рассуждения подтверждаются тем, что репродукция картины Симова "Опала митрополита Филиппа" находилась в режиссерских материалах, собранных Станиславским к "Царю Федору Иоанновичу".
38 Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. С. 248.
39 Строева М Указ соч С 60
40 Симов В Указ соч С 243
41 Там же
42 Строева М Указ соч С 60
43 Цит по кн Шах-Азизова Т Реальность и Фантазия ("Снегурочка" А Н Островского и ее судьба в русском искусстве последней трети XIX и начала XX в) // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX в М , 1982 С 254
44 Для оформления этой картины Станиславский широко привлекает материал народного искусства, привезенный Симовым Здесь братины, ковши, туеса, квасницы, лестница старинного фасона, столбы разные и мн др
45 Из режиссерского плана "Снегурочки"— см Строева М Указ соч С 62, 63
46 Станиславский К Моя жизнь в искусстве С 251,252
47 Там же С 254
48 Нехорошее Ю Указ соч С 41
49 Шах-Азизова Т Указ соч С 254
50 Симов В Фрагменты воспоминаний С 248
51 Рудницкий К Русское режиссерское искусство 1898-1907 М , 1989 С 168
52 Там же С 168
53 В этой картине Симову долго не удавался эффект освещения, он не мог найти различные оттенки лунного света «Тут пришел мне на помощь С Т Морозов, наш главный пайщик Отыскивание "настоящей" луны крайне заинтересовало Морозова Он выписал из-за гра ницы целую серию специальных лаков мы вместе производили различные пробы над окраской сколько комбинаций было перепробовано, пока добились наиболее естественного освещения », - писал художник Симов В Фрагменты воспоминаний С 250
54 Станиславский К Моя жизнь в искусстве С 299
55 Там же С 259, 260
56 Андреев Л Письма о театре Письмо второе//Шиповник СПб , 1914 Кн 22 С 251
57 Симов В Фрагменты воспоминаний С 235
58 Симов строил планировки квартир так, чтобы с помощью открытых дверей зритель полу чил представление о расположении комнат дома (Некрасова О Виктор Симов М , 1952 С 25)
59 Цит по Чушкин Н Указ соч С 388 6« Там же С 388
61 Рудницкий К Указ соч С 84, 86
62 Левитан И Письма, воспоминания, документы М.1956 С 93 « Гладков А Мейерхольд М , 1990 Т 1 С 149, 150
64 Виноградская И Указ соч С 260
65 Из письма А П Чехова - Л В Средину от 24 сентября 1901 г // Чехов А П Поли собр соч и писем В 30 т М, 1974-1983 Т 10 (Письма) С 84
66 Цит по Чушкин Н Указ соч С 398
67 Станиславский К А П Чехов в Московском Художественном театре // Ежегодник Московского Художественного театра 1943 М, 1945 С 130
68 Чехов А П Три сестры//Чехов А П Указ соч Т 12/13 С 109
69 Строева М Указ соч С 76
70 Федоров-Давыдов А Русский пейзаж конца XIX - начала XX века М , 1974 С 30
71 Зингерман Б Пространство в пьесах Чехова // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века С 315
72 Чехов А П Три сестры С 181
73 Чушкин Н Указ соч С 399
74 Из письма А П Чехова - К С Станиславскому от 5 февраля 1903 г // Чехов А П Указ соч Т 11 (Письма) С 142
75 Из письма А П Чехова - К С Станиславскому от 10 ноября 1903 г // Чехов А П Указ соч Т 11 (Письма) С 302
76 Из письма К С Станиславского - А П Чехову // Станиславский - К С Собр соч Т 7 С 276
77 Из письма А П Чехова - К С Станиславскому от 5 ноября 1903 г // Чехов А П Указ соч Т И (Письма) С 298
78 Чушкин Н Указ соч С 405
79 Виноградская И Указ соч С 442
80 Симов В Моя работа с режиссерами // Березкин В Художник в театре Чехова М , 1987 С 192
81 Из письма А П Чехова-О Л Книппер-Чеховой от 14 октября 1903 г //Чехов А П Указ соч Т 11 (Письма) С 274
82Немирович-Данченко В "Вишневый сад" в Московском Художественном театре // Ежегодник Московского Художественного театра, 1943 С 174
83 Цит по Чушкин Н Указ соч С 404
84 Чехов писал Станиславскому "Кстати сказать, этот III акт сильно волнует меня Действие III акта происходит не в какой-то гостинице, а в гостиной" (Из письма А П Чехова - К С Станиславскому от 5 ноября 1903 г //Чехов А П Указ соч Т 12 (Письма) С 565-566
85'Чехов А П Вишневый сад//Чехов А П Указ соч Т 12/13 С 235
86 Станиславский пишет Чехову "Помните, в прошлом году Симов показывал Вам макет, выработанный для тургеневской "Где тонко, так и рвется" Тогда мы решили, с Вашего одобрения, сохранить декорацию для последнего акта Вашей пьесы Я смотрю на макет теперь и нахожу, что с некоторыми изменениями он очень подходящ (для 4 акта)» (Из письма К С Станиславского - А П Чехову // Станиславский К С Собр соч Т 7 С 268, 269
87 Чушкин Н Указ соч С 406
88 Там же С 407
89 Строева М Указ соч С 127-128
90 Из письма К С Станиславского - А П Чехову//Станиславский К С Собр соч Т 7 С 271
91 Чехов А П Вишневый сад С 206
92 Цит по Зингерман Б Указ соч С 320
93 Зингерман Б Указ соч С 301
94 Чехов А П Вишневый сад С 209
95 Виноградская И Указ соч 1973 Т 3 С 86
96 Из письма А П Чехова К С Станиславскому от 23 ноября 1903 г // Чехов А П Указ соч Т И (Письма) С 312
97 Станиславский К С Моя жизнь в искусстве С 310
98 Из письма К С Станиславского - А П Чехову // Станиславский К С Собр соч Т 7 С 275
99 Из письма А П Чехова - Л С Мизиновой от 23 октября 1899 гг // Чехов А П Собр соч М, 1971 Т 25 С 282
100 Из письма - А П Чехова - Вл И Немировичу-Данченко от 22 августа 1903 г // Чехов А П Указ соч Т 11 (Письма) С 242
101 Чехов А П Вишневый сад С 219
102 Зингерман Б Указ соч С 304
103 Симов В Моя работа с режиссерами//Березкин В Художник в театре Чехова С 194
104 Там же
105 Там же С 193
106 Шах-Азизова Т Современное прочтение чеховских пьес (60-70-е годы) // В творческой лаборатории Чехова. М , 1974 С 347
107 и3 ПИСЬМа А П Чехова О Л Книппер-Чеховой от 10 апреля 1904 г // Чехов А П Указ соч Т 12 (Письма) С 581
108 Строева М Указ соч С 87
109 Соловьева И Первые встречи с Горьким // Режиссерские экземпляры К С Станиславского В 6 т М , 1986 Т 4 С 10
110 Строева М Указ соч С 88, 89 1'' Соловьева И Указ соч С 10 112 Там же
113 Строева М. Указ. соч. С. 95.
114 Гиляровский В. Когда мы были молоды // Ежегодник Московского Художественного театра, 1943. С. 228, 230, 232.
115 Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. С. 296, 297.
116 Эти материалы систематизированы и впервые опубликованы Н. Пушкиным в его статье "Симов - родоначальник нового типа театральных художников".
117 Качалов В. Из воспоминаний: Пьесы М. Горького в МХТ, встречи с М. Горьким и моя работа над ролями // Ежегодник Московского Художественного театра, 1943. С. 194.
118 Виноградская И. Указ. соч. С. 402. И9 Там же.
120 Строева М. Указ. соч. С. 106.
121 Виноградская И. Указ. соч. С. 402.
122 Режиссерские экземпляры К.С. Станиславского. Т. 4. С. 310.
123 Чушкин Н. Указ. соч. С. 421.
124 Нехорошее Ю. Указ. соч. С. 104.
125 Там же.