Одическая философия Д. Жанр «общежительной оды»

Лекция 9. Одическое творчество Г. Державина

Биографические сведения.

Творчество Г.Р. Державина (1743-1816) знаменует перелом в понимании эстетических критериев художественного творчества и переход к новому-индивидуально-творческому типу художественного сознания. Этот перелом произошел на основе синтеза высоких и низких жанров, взаимопроникновения бытового и идеологического мирообразов

Державин принадлежал к старинному дворянскому роду, который вел происхождение от татар. мурзы Багрима (поэтому Д. в стихах в шутку иногда именовал себя «мурзой»). Прослужив в армии 15 лет, он переходит на гражданскую службу. Публикация оды «Фелица», посвященной Екатерине, прославила Державина. Став государственным служащим, потом губернатором, он пытается бороться с несправедливостью как в жизни, так и поэтическими методами. Из-за многочисленных жалоб чиновников он получил приказ императрицы никакими делами н6е заниматься, а просто состоять в своей должности, ни во что не вмешиваясь. При Павле и Александре судьба то жалует Д., то отворачивается от него, он то получает посты, то теряет их. После 40 лет службы он был отправлен в отставку, где продолжал заниматься творчеством и мечтал издать свои стихотворения с иллюстрациями и примечаниями. Частично ему это удалось. В 1815 он присутствовал на экзамене в Царскосельском лицее, где особенно отметил юного Пушкина.

Новаторство в поэзии.

В 1779 году Державин родился как поэт. Он отказывается от теории подражания образцам, и развивает романтическую концепцию вдохновения, как источника поэтического творчества. Его поэзия выражала совершенно новое видение мира, понимание личности, внимание к этическим проблемам, вопросам морали частного человека и общества. Изображение частной жизни частного человека, его интимного мира повлекло за собой смену поэтической системы: Державин разрушил классицистическую систему жанров, изменил образность, отказался от нормативности. Герой максимально выражал личность автора, стал образом автора. Для державинской поэзии стало характерно смешение стилей (забавный русский слог), эксперименты в области стиховедения, интерес к проблеме национального содержания и национальной формы.

Уже в раннем творчестве Д. пишет стихи без правил, сразу обращаясь к фактам личной жизни и делает свои переживания и чувства предметом поэзии. Первые стихи в жанрах анакреонтики, идиллии, песни. Первые оды (На знатность, на великость), в которых поднимается тема личного благородства, исполнены гражданского, сатирического пафоса.

Державин пишет, что в молодые годы он хотел подражать господинуЛомоносову, но не мог постоянным набором красивых слов выдержать единственно российскомуПиндару свойственных велелепия и пышности, а потому в 1779 году он избрал совсем особый путь. В 1779 Д. пишет несколько од, также не соответствующих классицистическим канонам. В поэзию он вводит национальные черты, патриотизм в образах русских солдат. Лирический герой его поэзии – обычный человек, все, что он видит и слышит, становится частью поэзии, частотны зрительные и аудиальные образы, жизнь предстает яркой, цветной, изменяющейся, звучащей. В его поэзии высокая лексика соседствует с просторечной, что является характеристикой «забавного слога».

Так, свою знаменитую оду «Фелица» Державин строит на смешении высокого и низкого, патетического и сатирического в содержании и стиле, обильно вводит бытовой материал, описывая свои пристрастия и проказы с женой. Ода обретает естественный тон доверительной беседы не императрицы и ее подданного, а человека с человеком. Фелица как идеально положительный персонаж противопоставлена ее вельможам – мурзам, порочным, ленивым и спесивым. И это искусственное противопоставление бросает тень и на саму Фелицу. Сатирический подтекст усиливается похвалами (Как волк овец, людей не давишь; Стремишься стать ты тем великой, Чтоб страшной, нелюдимой быть). Образ мурзы – это 1) обобщенный образ екатерининского царедворца, а 2) воплощение авторского Я Д. (У Ломоносова было МЫ). Похвалы Д. не заданы жанром, они несут на себе отпечаток личного чувства. В оде сочетаются два начала: положительное, хвалебное, высокое и отрицательное, критическое , низкое. Это шаг к сатирической оде.

Одическая философия Д. Жанр «общежительной оды».

Конец 1790- - начало 1800-х годов – расцвет философического начала в творчестве Д. Он:

- выступает реформатором жанра оды и автобиографической линии в русской лирике (сборник «Анакреонтические песни», 1804).

- создает одну из первых русских «усадебных поэм» («Евгению. Жизнь Званская», 1807)

- пишет драматические произведения

- дебютирует как философ и эстетик (трактат по истории мировой словесности «Рассуждение о лирической поэзии, или об Оде», 1811).

Д. создает новую теорию оды, понимая ее не просто как локальный жанр, но как универсальное начало всей словесности и культуры. «Она не наука, но огнь, жар, чувство». В попытке акцентировать трансформацию литературной традиции, Державин вводит авторское определение – «общежительная ода». Круг ее предметов практически неограничен, но единственное обязательное условие – присутствие лирического восторга, порыва, необходимые поэту для творчества. В эмоционально-психологическом плане общежительная ода понимается Д. как

- посредник в разговоре поэта и Бога

- как путь познания писателем самого себя и степени своего дарования.

Система «общежительных од» Д. организована в единое целое благодаря целому комплексу архетипических образов и категорий:

1) тема Бога как главнейшего мерила системы нравственных ценностей (самые важные – Добро и Правда) – ода «Бог». Бог понимается как Свет, Вечность.

2) Тема Бесконечности как особого бытия человека, которое понимается как:

- бесконечность света, пространства и времени

- бесконечность Истины, Мудрости и Правды в жизни человека (оды о Фелице, похвальные оды)

- бесконечность благодарности и восторга, лежащих в основе творчества (прославление достойных предметов ведет поэта к бессмертию).

Бесконечность – дар, из 1) космического пространства, 2) царского престола, 3) Души самого поэта. Достичь бесконечности способны:

- правители (люди, облеченные властью) – торжественная ода (Екатерине, Александру)

- герои-воины – военная ода

- творцы поэты – философская ода

Эти категории, в которых побывал и Д., позволяют определить тематический спектр его «общежительной» оды. См. выше.

3) Тема Счастия

Наши рекомендации