Глава II. Музыка как основа учения философии Древнего Востока
2.3.Метафизика Востока в японском традиционном музыкальном мышлении
Японская музыкальная теория и практика формировалась в процессе активного взаимодействия с рядом музыкальных культур. При этом первостепенную роль играло постижение классических музыкальных традиций Китая вместе с сопутствующими музыкально-космологическими представлениями. Музыка из Китая начала проникать в Японию с периода образования государства Ямато (III – нача- ло VI в.). В VII в. в Японии завоевал популярность китайский придворный оркестр gagaku (китайское название «я-юэ», что в переводе означает «высокая, изысканная музыка»). Китайская музыкальная теория gagaku стала основой японской музыкальной теории. Через Китай в Японию проникли музыкально-эстетические идеи Индии, где философия Бытия и философия музыкального творчества составляли единое целое. Получившие широкое распространение в Японии в период утверждения буддизма гимны shyo:myo:, прототипом которых явились индийские буддийские гимны, оказали значительное влияние на японское музыкальное мышление. В частности, в японском музыкознании отмечается тесная взаимосвязь мелодической структуры, типов интонирования sho:myo: и музыки для флейты shakuhachi, театра No, сказов под biwa и др. Феномен синтеза традиций в японском музыкальном мышлении имеет свои глубокие онтологические основания. При анализе моделей музыкальной метафизики Древней и Средневековой Индии, Ки- тая и Японии обнаруживаются общие закономерности в космологическом понимании музыки и музыкального творчества.
Уникальное своеобразие японского традиционного музыкального мышления, проявляющееся, в частности, в отношении к первоэлементу музыкального языка – звуку как к особой самостоятельной субстанции в музыкальной форме, созерцании процесса Бытия отдельно взятого звука как живого организма – уходит корнями не только в космологию Древнего Востока, но и в общеэстетические концепции Японии, к примеру, mono no avare (проникновение в душу вещей), va (закон сбалансированности, восприятие каждой малости как самостоятельной сущности), исток которых – в буддийской квантовой модели Вселенной, где каждый отдельный элемент (дхарма) рассматривается как эманация проявления природы Будды, Истины Абсолюта. В художественной форме квинтэссенция японского звуковосприятия ярко представлена в хайку Басё, образный мир которой строится по законам дзенского мироощущения. Приводим характерный пример: Колокол смолк вдалеке, Но ароматом вечерних Цветов отзвук его плывет11. В данной хайку выражена одна из главных особенностей японского музыкального мышления – вслушивание в ревебрации звука, исчезающего из реалии Бытия, но остающегося в человеческом сознании как образ, порождающий цепь символических ассоциаций. Особая семантическая значимость послезвука в японской традиционной музыке обусловила появление ряда специальных технических приемов игры на музыкальных инструментах, позволяющих достигать эффекта постепенного исчезновения звука, будто бы растворения его в Тишине, Пустом пространстве, что соответствует мировоззренческой парадигме буддизма о рождении явленного мира из Пустоты и его последующего возвращения в Небытие. Еще одну специфическую закономерность японской музыкальной метафизики отражает утвердившийся в музыковедении Японии термин – ikita ma («живущая пауза»), онтологический исток которого кроется в ощущении звуковых вибраций Пустого пространства, излучающего Свет Абсолюта.
В культурологи ma рассматривается как категория Пустоты, незаполненного пространства, к примеру, в свитке sumie, а также трактуется как пауза, остановка движения, к примеру, в театре No. В исследованиях Honkyoku14 временной интервал ma характеризуется специфическими качествами, исходящими из особенностей японского звуковосприятия. «В ситуации физического отсутствия звука продолжается его ревебрация. Для того, чтобы прочувствовать угасание одного звука, [отдельно взятого звука] долготу его ревебрации необходима достаточная ma. Это время имеет смысл не только физический – продление долготы резонанса, но, что более важно, психологический»15. Истоки концепции ma связаны с дзенскими представлениями о ревебрации субстанции mu (Пустоты, Абсолюта), а также понятием zanshin («остающееся сердце») в традиционном японском кодексе чести bushido16 – законом особой концентрации энергии в момент паузы. В настоящей работе понятие ma применительно к жанру Honkyoku трактуется следующим образом. Пространство между двумя звуками разделяется на две части: пространство длящегося звука и пространство отсутствия звука (ревебрационная зона).
Заключение
Будущее мирового искусства немыслимо без связи с прошлым. Подлинно настоящее в искусстве рождается только в связи с опорой на прошлое. И только тогда будет обеспечена вечная жизнь искусства. Ради Во взаимообогащении музыки Востока и Запада видится одна из дорог развития мирового музыкального искусства.
Историческая миссия стран Востока и Запада на нынешнем этапе ее развития заключается в том, чтобы на основе синтеза европейской и традиционной культур активно и действенно участвовать в дальнейшем расцвете мирового культурного пространства. Универсализм не может зиждиться на характере и особенностях одной нации или одной страны. Универсализм - это результат синтеза особенностей многих слагаемых. Если так, то логика подсказывает, что универсализм всеобщей (мировой) музыки следует искать на основе достижений культуры разных народов и стран, а не отдельно взятой европейской музыки. Изучение истории, эстетики, отдельных образцов музыки Востока может внести много нового и существенного в практику и науку о музыке.
Ныне настало время не только познание музыки Запада народами Востока, что происходит достаточно интенсивно, но и познание музыки Востока народами Европы. Во взаимообогащении музыки Востока и Запада видится одна из дорог развития мирового музыкального искусства.
«Восток и Запад», «Восток есть Восток», «Запад есть Запад». Все эти формулировки, само собой, подразумевают противопоставление восточной культуры и западной. При этом внешнее несходство становится при-
чиной представления об обособленности социальной и духовной культуры различных регионов мира. Однако всемирная история показывает, что развитие мировой цивилизации не есть хаотический процесс, в нем незримо присутствует внутренняя закономерность, которая в определенный период истории порождает сходство социальных и культурообразующих явлений и вещей. Общие черты можно найти в национальных культурах не только в рамках отдельного региона, но и в масштабе различных регионов мира. Иначе говоря, во всемирной истории действуют универсальные законы общественного развития, обуславливающие глубинное родство многих явлений в жизни человечества. Таким образом, вместо формулировок «Восток есть Восток» или «Запад есть Запад» настало время во весь голос заявить: «Востока нет без Запада» и «Запада нет без Востока».
Восток ныне находится в стремительном движении. Разительны перемены, происходящие во всех сферах экономической, социальной и культурной жизни. Хочется надеяться на то, что и музыканты Востока, и музыканты Запада в полной мере освободятся от извращенного взгляда европоцентризма. В настоящее время во всех странах Востока так или иначе сосуществуют две музыкальные системы. В этом сосуществовании неизбежен процесс взаимовлияния и взаимообогащения традиций и здесь могут быть открытия, восхождения к новым вершинам искусства.
Каким будет мир XXI века?
Какой будет музыка Востока в XXI веке?
Какой будет музыка в XXI веке?
Как завещание звучат слова двух замечательных музыкантов XX в. -индийского музыканта Нарояны Менона и Дмитрия Шостаковича.
«Мне очень бы хотелось увидеть расцвет нашей великой мелодической традиции в контексте музыки XX века, в контексте быстро меняющейся у нас социальной жизни. Этот расцвет может и должен быть достигнут без насилия над специфическим характером, индивидуальностью традиционной культуры... Нет причин, по которым наша традиционная сольная музыка не могла бы расцветать бок о бок с музыкальными новациями, которые, возможно, являются предшественниками того, что еще придет. Я не призываю плыть по течению, а призываю осознать необходимость движения вперед».
«В чем я твердо убежден, что в справедливости тезиса о принципиальном равенстве перед лицом культуры человечества всего многообразия национальных музыкальных традиций, всего накопленного богатства мелодий, ритмов, тембров, тончайших поэтических откровений. Дело, по-моему, не в «совместимости» или «несовместимости» различных музыкальных систем, но в том, как и какими методами решается проблема взаимодействия и взаимовлияния культур разных в этническом и географическом отношении народов».
Список литературы
1. Музыкальная эстетика стран Востока /Общ. ред. В.П.Шестакова. М., 1967.
2. Ткаченко Г.А. Космос. Музыка. Ритуал. Миф и эстетика в «Люйши-чуньцю». М., 1990.
3. Б.Чайтанья-Девы «Индийская музыка»,
4. Р.Р.Менон «Звуки индийской музыки. Путь в раге»,
5. Р.И.Грубер «История музыкальной культуры с древнейших времен до конца XVI в.». Т. I,
6. Н.А.Иофан «Культура древней Японии»,
7. М.В.Есиповой «Сущностные черты японской традиционной музыки»,
8. М.В.Есиповой «Об общих принципах развертывания композиции в японской музыке высокой традиции»,
9. В.С.Виноградова «Музыка в Китайской народной Республике»,
10. Н.Г.Шнеерсон «Музыкальная культура Китая».
11. Б.Д.Исмаиловна «Восточная музыка как особая форма мироздания» - научная статья. РФ, Республика Башкортостан, г. Сибай
12. У Ген-Ир «К проблеме изучения традиционной музыки стран Востока (Китай, Корея, Япония)». Научная статья по специальности "Музыка. Музыковедение", выпуск №4, 2008 г.
13. Интернет-ресурсы
Приложение
Музыка всё ещё остаётся саундтреком к нашей жизни
Пока технологии меняют представления о нашей жизни, музыка всё ещё остаётся очень важной её частью. Мы слушаем любимые мелодии в машине, на работе, когда занимаемся спортом или просто сидим в интернете. В статье Music 360 2015 report Нильсен изучил предпочтения американских слушателей. Результаты говорят о том, что 91% населения Америки регулярно слушает музыку и тратит на это около 24 часов в неделю. Несмотря на то, что эти цифры почти не отличаются от результатов, зафиксированных в прошлом году, наше представление о способах прослушивания музыки всё-таки меняется. Продажи музыки значительно упали, но потоковое воспроизведение со смартфонов уверенно завоёвывает сердца пользователей.
По данным отчёта, 75% американцев слушают музыку онлайн, хотя в прошлом году результаты подобных исследований показали лишь 12% от общего числа меломанов. Так же отчёт говорит о том, что в 2014 году американские пользователи прибегли к прослушивании музыки онлайн более 164 млрд. раз. В 2015 зафиксировано около 135 млрд. прослушиваний только в первом полугодии. Итоги опроса говорят о том, что на первом месте у пользователей при выборе стриминг-сервиса будет стоять цена, на втором – простота интерфейса, а на третьем – содержание библиотек, которые предлагает тот или иной сервис. В топе главных причин, по которым слушатели отказываются пользоваться подобными сервисами, находится цена, а так же возможность прослушивать музыку бесплатно. Большое количество американцев используют для прослушивания музыки свои смартфоны – 44%, что на 7% больше, если сравнивать с прошлым годом. В таком случае, остаётся всё реже слушать музыку при помощи персонального компьютера.
При этом, радио продолжает оставаться главным ресурсом в США, который знакомит людей с новой музыкой. 61% респондентов утверждают, что узнают о релизах с помощью привычного FM и спутникового радио. Но способ передачи информации из уст в уста всё так же остаётся популярным, особенно в среде тинэйджеров. Так, 60% молодых людей утверждают, что узнают о новой музыке в семье и от друзей.
Американцы открывают для себя новую музыку и на концертах. 12% респондентов утверждают, что знакомятся с новой музыкой именно на живых выступлениях артистов. Большинство опрошенных настолько увлечены концертами, что тратят на них больше половины своих расходов, связанных с музыкой. При этом, по результатам прошлогодних опросов, только 50% американцев говорят, что посещали концерты.
Когда фестиваль находится вне досягаемости из-за расстояния или цен на билеты, особенно находчивые поклонники наблюдают за событием онлайн, а это значительно расширяет границы фестиваля.