Классификация говорных отклонений в области ритмики
ФОРМЫ УСИЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ РЕДУКЦИИ ПРЕДУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
1. Стяжение гласного 1-го предударного слога в двухсложных ритмических структурах:
трЪва вместо т р А в а д Ъ м 6 й вместо д А м 6 й
2. Стяжение гласного 1-го и 2-го предударных слогов в трехсложных ритмических структурах:
к' м Ъ н д й р вместо кЪмАндйр г' в Ъ р й л вместо г Ъ в А р й л
3. Стяжение гласных предударных слогов в четырехсложных рит-
мических структурах:
в 'д 'в Ъ р 6 т вместо вЪдЪвАрот б'г'твЪрйть вместо бЪгЪтвАрйть
ФОРМЫ ОСЛАБЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ РЕДУКЦИИ ПРЕДУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
1. Удлинение предударного гласного в двухсложных ритмических структурах:
б А р а н вместо бЛран
кАмар вместо к Л м а р
2. Удлинение второго предударного гласного в трехсложных ритмических структурах:
м А г А з й н вместо м Ъ г Л з й н к А р А б й н вместо к Ър А б й н
3. Удлинение предударных гласных в четырехсложных ритмических структурах:
пАгАвАрйть вместо пЪгЪвЛрйть пАвАрАтйть вместо пЪвЪрЛтйть
ФОРМЫ ОСЛАБЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ РЕДУКЦИИ ЗАУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
1. Удлинение заударных гласных в двухсложных ритмических структурах:
б а б А вместо б а б Ъ
в 6 з г л А с вместо в 6 з г л Ъс
2. Удлинение заударных гласных в трехсложных ритмических структурах:
б у л А ч к А вместо булЪчкЪ с изюмАм вместо с изюмЪм
3. Удлинение заударных гласных в четырехсложных ритмических структурах:
сывАрАткА вместо сывЪрЪткЪ жавАрАнАк вместо жавЪрЪнЪк
ОСОБЕННОСТИ ГОВОРНОЙ РИТМИКИ В УДАРНОМ СЛОГЕ
1. Равнодолготность произношения— невыделение ударного слога,все слоги в слове произносятся с одинаковым по долготе звучанием:
с А х А р вместо с а х Ъ р мАгаАзИн вместо мЪгЛзйн х О р О ш О вместо х Ър Л ш 6
2. Стяжение ударного и удлинение заударного слога— сдвиг ударения в заударную зону:
г Ъ в А р й л А-А вместо гЪвЛрйлЪ п р Ъ с й л А-А вместо п р А с й л Ъ
3. Усекновение долготы ударного слога— ударный слог произносится неполно (эта особенность произношения прослеживается на фразовом уровне).
М Ъ й дядя сЪмых честных п р Ъ в и л вместо Мой дядя самых честных правил
Перестройка слоговой структуры речи и создание нового звуко-' вого образа русского языка — процесс сложный и зависит от использования точных, научно-обоснованных методических приемов, учитывающих речевые особенности диалектоносителя. Звуковой образ слова анализируется в процессе восприятия — одна часть мозга анализирует гласные, вторая — согласные, третья — изменения мелодики, четвертая — ритм14. Если мозг достаточно обучен, — проанализировав информацию, он определит наличие согласных и гласных, количество слогов, определит, какой из слогов ударный. В процессе обучения литературному произношению любой компонент речи может быть поставлен в «светлое поле сознания».
На первом этапе исправления говоров необходимо научиться правильно выделять ударный слог в слове, чувствовать ритмический контраст ударного и безударных слогов. Таким образом, нужно сформировать новые слухопроизносительные навыки правильного ритмического оформления речи. Ритмические навыки — стартовые навыки в работе по исправлению говоров.
Приведем несколько примеров тренировочных текстов, которые использовались для исправления говоров у студентов первого курса актеров драмы Петрозаводской государственной консерватории. (Автор на протяжении последних пяти лет проводит там консультации в качестве куратора по сценической речи.) Усиление редукции в предударной позиции, свойственное говорному произношению Петрозаводска, приводило к следующему звучанию известной скороговорки: «КЪси, кЪса, пЪка рЪса» вместо «КАси, кАса, пАка рАса». Ритмические нарушения, связанные с ослаблением редукции в заударных позициях, искажали звучание фразы «булочка с изюмом» следующим образом: фраза произносилась как «булАчкА с изюмАм» вместо ритмически правильно оформленного произношения «булЪчкЪ с изюмЪм».
Для устранения говорного произношения студентам был предложен ряд специально подобранных тренировочных текстов, состоящих из отдельных слов, словосочетаний и фраз, работа над которыми последовательно исправляла ритмические нарушения в двухсложных и трехсложных ритмических структурах.
В том числе для исправления говорного произношения гласных А и О в ямбической и хореической ритмике двухсложных ритмических структур были использованы чистоговорки:
— Гонец с галер сгорел в огне;
— Король — орел, орел — король;
— Шагал шакал, шакал скакал;
— Для своих бобрят бобры добры;
— Добыл бобов бобыль Бобков.
— Клара крала ларь у Карла;
— Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Для исправления говорного произношения гласных А и О в трехсложных ритмических структурах были предложены тексты, по возможности, совпадающие по ритму с трехсложными стихотворными размерами — анапестом, дактилем, амфибрахием (для облегчения понимания ритмической организации не только отдельного слова, но и новой единой ритмической структуры, образующейся в процессе речи из предлога (частицы) и последующего за ним слова):
— Командир говорил про поручика.
— На дворе трава, на траве дрова.
— На горе Арарат рвала Варвара виноград.
— За твоим языком не поспеть босиком.
— Только у молодца и золотца, что пуговка из оловца.
— Топали да топали, дотопали до тополя.
— Маланья-болтунья молоко болтала — болтала, да не выболтала.
— Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши и т. п.
Для закрепления навыков правильного ритмического оформления речи активно использовались стихотворные тексты, самостоя-телько сочиненные студентами для индивидуального тренинга. Приведем несколько стихотворений, написанных с чувством юмора и отражающих этот процесс:
Сопроводить, восстановить, растормошить —
Без говора мне нужно говорить,
А если с говором скажу: «водоворот»,
Всю жизнь придется мне чинить водопровод.
Завтракала курочка Корочкой от булочки, Я не ем, не пью, не сплю — Ритмы в говоре долблю.
Пароход подойдет, Капитан запоет, Только я не пою — Тексты вслух говорю.
Устранение ритмических нарушений в речи требует своеобразной «ломки» не только слуховых, но и артикуляционных стереотипов. Для правильного произношения гласных необходимо выработать новые движения нижней челюсти. Например, чтобы произошло раскрытие рта, нужное для реализации гласного А в предударных слогах слов чистоговорки: «Коси, коса, пока роса», — требуется увеличить амплитуду движения нижней челюсти. Формирование новой амплитуды движения нижней челюсти — процесс достаточно длительный. Многим диалектоносителям необходима специальная артикуляционная тренировка, включающая комплекс упражнений на освобождение нижней челюсти от «зажимов». Увеличение раствора рта — требует увеличения времени на производство этого артикуляционного движения. Таким образом, при усвоении новой координации ритмов работы речедвигательного и слухового анализаторов происходит перестройка слоговой структуры слова — меняется ритмическая организация речи в соответствии с орфоэпическими нормами русского литературного языка.
Для того чтобы правильно выстроить процесс работы, необходима точная диагностика индивидуальных особенностей речи человека. Профессиональное исследование речи должно идти параллельно со знакомством и изучением личности студента, с анализом его творческих способностей, с выявлением достоинств и недостатков его творческих механизмов: интеллектуальных, эмоциональных, пластических. Очень важно понять и определить сенсорные предпочтения человека, чтобы выбрать подходящий сенсорный канал общения. Психологи выделяют три ведущих сенсорных системы человека — визуальную, аудиальную и кинестетическую. «Каждая из них обуславливает сенсорные доминанты, по которым данный человек может преимущественно ориентироваться в пространстве и времени»1Г). Исходя из сенсорных предпочтений человека, можно выбрать определенную стратегию работы по устранению диалектных ошибок.
Людям с ведущей визуальной модальностью важно включить в активную работу зрительный анализатор, через который быстрее пойдет процесс понимания своих недостатков и способов их устранения. Таким студентам можно предложить рисунки, таблицы, письменные тексты — с выделением различными способами ударных слогов. Рисуя слова с графическим выделением величины ударных слогов или работая с письменным текстом, человек осваивает структуру слова наглядным образом, с опорой на свою ведущую сенсорную систему.
ко | |||||
ло | |||||
кол | |||||
Шорох, запах, голос,
Что-то шепчет колос — ударные гласные выделяются любым, удобным способом.
Люди с аудиальной модальностью требуют другого подхода. Они, как правило, хорошо работают по слуху. Легко берут правильное произношение «с голоса», по подражанию. Быстро улавливают разницу между литературным и говорным произношением, любят работать с магнитофонными записями. Успешно выполняют рекомендацию «говорить по ударениям», т. е. в процессе говорения активно выделяют голосом ударные гласные в каждом слове речевого потока. Вначале эта работа напоминает работу «занудливого дятла». Но постепенно мозг обучается «с ходу» выделять ударные слоги, слова начинают «собираться» и оформляться в правильные ритмические структуры, и говорные ошибки исчезают из речи. Наличие хорошего фонематического слуха у диалектоносителя быстро продвигает работу по исправлению говора.
Люди с кинестетической модальностью легче усваивают ритмику речи через активное включение в работу тела. Им помогает от-хлопывание ритма, различные ритмически организованные движения спортивного, танцевального или игрового характера. Главное в упражнениях такого рода, чтобы самое сильное движение тела координировалось с ударным слогом в слове. Для соединения ритмов движения и ритмов речи в упражнениях часто используются различные тренировочные предметы — мячи, гимнастические палки, скакалки. Такого рода методические приемы приводят к хорошим результатам, т. к. среди актеров много людей с ведущей кинестетической модальностью.
В практике, на занятиях по сценической речи, как правило, используются все типы тренировочных упражнений, включающих в работу всю сенсорную систему человека. Выявление ведущей модальности необходимо, в основном, для того чтобы продуктивнее и легче прошел начальный этап работы по исправлению говоров на индивидуальных занятиях.
Поиск эффективных методических приемов для устранения диалектных ошибок, изучение новейших исследований в области рит-мологии — все это задачи первостепенной важности для театраль-
ных педагогов, занимающихся речевым обучением актеров. Сценическая речь давно стала предметом интердисциплинарной проблематики, и ее успехи во многом зависят от умелого использования знаний, накопленных в различных «смежных» областях современной науки. Серьезные научные исследования проблемы ритма речи стали активно проводиться только на рубеже 20—21 веков. В первую очередь это связано с развитием компьютерной техники, позволившей создать аппаратуру, способную проникнуть в скрытые механизмы работы головного мозга. Появились интересные работы, посвященные ритму речи, связанные с медицинскими исследованиями в области речевых патологий, в частности патологии заикания (О. П. Скляров, 2002). Активно изучаются механизмы речи, в том числе ритмический компонент речи, в кибернетике — молодой науке, работающей над созданием машин, «говорящих» и «понимающих» человеческий язык15. Есть интересные лингвистические исследования в области ритмики русской речи, проведенные в рамках изучения фонетики современного русского языка (Г. М. Богомазов, 2003).
Что же касается работ, посвященных особенностям ритмики русской говорной речи, то автору этой статьи не известно ни одной фундаментальной работы на эту тему. В какой-то мере данная статья должна положить начало изучению этого вопроса — важного для сценической речи как в теории, так и в практике.
Накопленный опыт работы по устранению диалектных ошибок в речи студентов показывает, что воздействие на говорную речь через ритм дает наиболее быстрый положительный результат. Представляется, что теоретическое осмысление и обобщение опыта ведущих педагогов кафедры сценической речи СПбГАТИ, а также опыта коллег, работающих в других театральных учебных заведениях16, будет способствовать созданию новой, научно-обоснованной методики, учитывающей роль ритма в исправлении говоров.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Цит. по: Леонтьев А. А. Что такое язык. М., 1976. С. 76—77. ■ Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999. С. 22.
3 Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. 3-е изд. перераб. М., 1977. С. 14.
4 Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык: Фонетика. М., 2001. С. 65.
5 Цит. по: там же. С. 63.
6 См.: Щерба Л. В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Л., 1983.
7 См.: Постникова И. И., Подгаецкая И. М. Фонетика— это интересно. М., 1992.
8 Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998. С. 35.
9 См.: Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999. С. 176—179.
10 См.: Скляров О. П. Хаос и ритм речи в норме и при заикании. СПб., 2002. С. 27-28.
11 Русский язык. Энциклопедия / Под. ред. Ю. Н. Караулова. 2-е изд., пере-раб. и доп. М., 1998. С. 22.
12 См.: Русская диалектология / Под ред. В. В. Колесова. М., 1998.
13 См.: Земский А. И., Крючков С. Е., Светлаев М. В. Русский язык. Учебник. В 2-х ч. Ч. 1. 13-е изд., дораб. М., 2003. С. 112-114.
14 См.: Потапова Р. К. Тайны современного Кентавра. Речевое взаимодействие «человек—машина». Изд. 2-е, стереотип. М., 2003. С. 79.
15 Реброва Н. П., Чернышева М. П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. СПб., 2004. С. 58.
"' Промптова И. Ю. Устранение диалектных ошибок в речи студентов. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промп-товой. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГИТИС, 2000. С. 261-270.
Н. А. ЛАТЫШЕВА
профессор
кафедры сценической речи, кандидат искусствоведения