Теория культуры немецких просвятителей: Ф.Ницше, В.Дильтей, Э.Гуссерль

С точки зрения Ницше, жизнь выступает хаотичным, трагическим процессом, управляемым не законами, а судьбой. Культура же предстает как форма и выражение жизненных сил человека и, следовательно, также не может рассматриваться как гармоничное, непротиворечивое и целостное явление.

С точки зрения философа, полнее всего отражают сущностное проявление культуры мифология и искусство. Ницше вводит понятие контркультуры. Культура рассматривается им как определенная традиция, а контркультура это то, что противостоит ей. Контркультура – выражение протеста против официальной культуры. Это комплекс социально-культурных установок, ориентаций, которые противоречат традиционной культуре.

В XVIII – XIX вв. по Ницше начинается упадок духовной жизни и культуры. Причиной этого явилось, по его мнению, создание таких форм мышления как нигилизм, рационализм и стремление к социальному равенству. Мыслитель считал, что вообще невозможно всех людей сделать равными, развитая культура возможна только в условиях противостояния. В рамках рассматриваемых положений Ницше приходит к концепции сильной личности. Сверхчеловек – продукт трагических эпох, он свободен от общественной морали и несет ответственность перед собой (идеал Ницше), в ином же случае он попадет под власть других людей и общества. Сверхчеловек должен стремиться к властвованию, утверждению ценности. Любовь к свободе, истине, мудрость, устремленность к решению великих задач, способность к риску, составляют по Ницше сущность жизни и смысл культуры.

Культурологическая концепция Э. Гуссерля

Культурологическая проблематика в трудах Гуссерля представлена через «телос», т. е. внутренне присущую истории разумную цель. Важную роль в истории европейской культуры исследователь отводит науке и конкретно философии. Гуссерль рассматривает европейскую культуру не с позиций натурализма, который утверждает причинную обусловленность проявлений духа в телесном, а с точки зрения универсальной, чистой «науки о духе», каковой и является, по его мнению, феноменология. Гуссерль не оперирует понятием «культура», т. к. его интересует именно история духа, но не

материальный элемент.

Гуссерль не отказывается от идеи единства исторического процесса и признает наличие уз, связующих множество различных типов культуры. Народы, обладающие национальными различиями, объединяются неким общим духовным образом, «телосом».

Гуссерль – европоцентрист: по его мнению, именно «европейское человечество» обладает «врожденной энтелехией» (термин Аристотеля, означающий возможность реализации чего-либо, потенцию), которая и придает смысл развития европейскому духу. Истоки европейского духа Гуссерль видит в древнегреческой философии, уникальном культурном феномене, науке о единстве всего сущего, универсальном знании

Таким образом, Гуссерль рисует картину становления философии как новой формы культуры, основывающейся на чисто теоретическом интересе к миру. Культурологическая концепция Гуссерля кроме европоцентризма, характеризуется также упором на разум и рационализм.

57) Историческая типология культур, А. Тойнби и его работа “Цивилизация перед судом истории”. А. Тойнби представлял концепцию множественности цивилизаций в 12-томном труде «Постижение истории». Он исследовал 21 цивилизационный тип(египетская, андская, древнекитайская, минойская, шумерская, майянская, сирийская, индская, хеттская, эллинская, западная, дальневосточная (в Корее и Японии), православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах), православная христианская, дальневосточная (основная), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская, вавилонская), впоследствии сократив свою схему до 13 самостоятельных локальных цивилизаций. В современном мире, по его мнению, существует одновременно 5 цивилизаций: китайская, индийская, исламская, православно-славянская и западно-европейская.

Исходя из позиций культурологического плюрализма он развил представление о круговороте локальных цивилизаций, сравнивая этот процесс с биологической эволюцией. В отличие от своих предшественников А. Тойнби полагал, что в будущем возможны достижение единства человечества на основе единства мировых религий и переход к «всемирной» религии.

Название: Цивилизация перед судом истории

Книга посвящена вопросам столкновения цивилизаций в ХХ веке, проблеме мировой экспансии Запада и ответственности Западной цивилизации за современное состояние дел на нашей планете. Арнольд Джозеф Тойнби - выдающийся английский историк и мыслитель-гуманист. Автор теории "цикличности", согласно которой всемирная история рассматривается как последовательный ряд отдельных своеобразных и замкнутых цивилизаций, проходящих определенные одинаковые фазы исторического существования ("возникновение", "рост", "надлом", "упадок", "разложение"). Движущей силой их развития Тойнби считал "творческую элиту", отвечающую на различные исторические "вызовы" и увлекающую за собой "инертное большинство". Своеобразие этих "вызовов" и "ответов" определяет специфику каждой цивилизации. Прогресс человечества, по А. Тойнби, заключается в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества ученый видел в духовном обновлении.

Наши рекомендации