Культура Древней Индии
Культура Древней Индии имеет свои истоки в глубокой древности, охватывая период с III тысячелетия до н. э. до V в. н. э. Специфика древнеиндийской культуры была определена особенностями мифологии и религии. Священными и сегодня в Индии являются гимны Вед.
Мифология брахманизма распространилась в начале I в. до н. э. Сборниками этих мифов являются поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». В дальнейшем на смену брахманизму приходит буддизм, определяемый как философско-религиозная культура «без души и без Бога».
Постулатами буддизма являются необходимое движение души к нирване и совершенствование человека посредством ряда перерождений.
Большого успеха в Древней Индии достигают такие отрасли науки, как медицина, астрономия, лингвистика, философия, математика.
Древнеиндийские ученые первыми определили значение числа пи, нашли эффективный способ решения линейных уравнений, разработали теоремы алгебры и геометрии, десятичную систему исчисления.
Уже в то время медики в Индии могли делать сложные хирургические операции.
В первых веках нашей эры в Индии начинает развиваться каменная культовая архитектура.
В период правления Гуптов создаются разработки теории искусства. Теоретики считали необходимым изображение духовных переживаний и чувств, а также отмечали значение красоты в искусстве и жизни.
В трактатах о театральном искусстве были поставлены и проанализированы задачи театра, театральных представлений, игры актеров.
В период раздробленности, последовавший после упадка Гуптской империи, усиливается влияние на искусство и культуру религии. Господствующее положение занимает индуизм. Затем, после установления власти Делийского султаната, в Индию проникли идеи ислама, оказавшие определенное влияние на развитие культуры. Во время возникновения империи Великих Моголов начинается процесс взаимопроникновения мусульманской и индусской культур. Новые архитектурные тенденции стали заметны при строительстве мавзолеев (Тадж-Махал). Достигла высокого уровня развития монгольская школа миниатюры и стенной живописи.
В то же время в этот период обостряются межрелигиозные отношения, что привело к необходимости поиска новых религиозных воззрений, которые могли бы примирить индуизм и ислам.
Культура Китая
Характерной особенностью культуры Китая является то, что она получила свое развитие в условиях изолированности от других культур.
Мир для китайцев – это поднебесная империя, которую окружают «варвары четырех сторон света».
Это было результатом отдаленности Китая от Средней Азии и других стран.
Своеобразие китайской культуры выражено в иероглифической письменности. Ее принцип – непосредственная связь между реальным объектом и символом, отображающим его непривязанность к лингвистическим особенностям произношения.
Китайское Средневековье характеризуется как период расцвета культуры, выраженный в духовном подъеме страны, развитии больших городов, строительстве роскошных храмов, дворцов и парков.
В литературе возникают новые жанры, такие как городская новелла и роман.
Новые явления в художественной культуре – повествовательная живопись и портрет. Именно в Китае возникли первые в мире пейзажные композиции. Благодаря развитию науки китайские живописцы могли применять самые различные краски: от туши до минеральных красок.
Характерные особенности китайской живописи – использование, помимо бумаги, шелка, применение линейной перспективы.
Самыми важными открытиями в эпоху феодализма были изобретение фарфора и пороха, а также возникновение книгопечатания.
Китайская письменность получила свое дальнейшее развитие благодаря изобретению туши. Был принят т. н. эталонный стиль письма, он заложил основы современного написания иероглифов.
С именем Конфуция (551–449 гг. до н. э.) связано развитие системы образования.
Характерные черты учения Конфуция:
1) преобладание практической философии, решающей проблемы гармонии общественной жизни, вопросы нравственного воспитания;
2) внимание к формированию всесторонне развитой личности, способной занять достойное место в обществе;
3) признание регламентирующей деятельности государства. Достойное место в развитии мировой культуры занимает древнекитайская наука, которой принадлежат много важных открытий и изобретений.
Астрономия, геометрия, математика были ведущими в китайской системе знаний. Важнейшие достижения древнекитайских ученых:
1) создание глобуса;
2) представление о планетах Солнечной системы;
3) открытие «пятен» на Солнце;
4) изобретение бумаги, пороха и фарфора;
5) создание земледельческой науки;
6) изобретение лакового производства и шелководства;
7) использование десятичных дробей и отрицательных чисел. Главные явления, тормозящие развитие китайского искусства и науки:
1) монгольское нашествие конца XIII в.;
2) феодализм на его поздних этапах существования;
3) колониальная политика западноевропейских стран. Несмотря на все это, вклад Китая в развитие мировой культуры остается непереоценимым.
Культура Японии
1. Особенности культуры Японии определяются ее изолированным островным положением. Оно обусловило:
1) черты национального менталитета;
2) специфику отношений с природой и обществом;
3) специфику религии и искусства.
Культура Японии возникла и сформировалась в период Средневековья.
Поведенческие формы закрепились традициями и законами, во многом заимствованными из конфуцианства и легизма. В VII в. были созданы «Табель о 12 рангах», «Закон из 17 статей», содержавшие принципы власти и государства.
Государь отождествлялся с небом, все остальные (слуги) – с землей. Японское общество включало в себя свободных земледельцев, полусвободных ремесленников и рабов.
Над ними стояла знать, происходившая из родовой аристократии.
2. В японской культуре нет антагонизма «природа – культура», поскольку окружающий мир не противостоит человеку, а сливается с ним.
Японцы постоянно ищут точки соприкосновения с ней, способы гармонии. Это определило присущее японской культуре чувство прекрасного.
Древнейшая религия Японии синто отразила эти представления.
Синто объясняет божественное происхождение власти от богини солнца Аматэрасу и остальных японцев от других божеств (ками).
Принципы синто:
1) мир совершенен сам по себе;
2) понимание естественной силы жизни, отсутствие разделения на чистое и нечистое;
3) единство природы и истории, природы и культуры;
4) признание многобожия;
5) синто – религия только японцев, т. к. только японцы являются потомками богини солнца.
Синтоизм воспринял религиозные китайские учения, растворив их в себе. В VI в. в Японию попадают даосизм и буддизм. Результатом ассимиляции буддизма стал дзен-буддизм.
Его суть – в самоуглублении, в результате которого приходит озарение. Наиболее сильным оказалось влияние конфуцианства, которое распространилось на всю систему поведения людей в обществе.
Художественные традиции Японии не восприняли влияния других культур.
26. ОСОБЕННОСТИКультуры Византии
Культура Византии – уникальное явление в истории европейской культуры. Эта культура возникла в государстве, которое официально существовало с IV в. по середину XV в. со столицей Константинополем после раздела Римской империи на две части: Восточную и Западную. Уникальность византийской культуры в том, что она возникла и существовала в пограничной ситуации.
Византия – часть античного мира, но именно в ней получила развитие православная ветвь средневековой культуры.
Характерные черты культуры Византии:
1) торжественная пышность;
2) духовность, глубина мысли;
3) изящество формы.
Особенности византийской культуры:
1) синтез западных и восточных элементов при главенстве греко-римских традиций;
2) сохранение традиций античной цивилизации, ставших основой европейской культуры эпохи Ренессанса;
3) крепкие государственные устои, которые способствовали сохранению светского искусства;
4) формирование православия, повлиявшего на систему христианских этических и эстетических ценностей, на философско-бого-словские воззрения;
5) смешение языческой мифологии и христианской личности. Византийскими философами ставился вопрос о смысле человеческого бытия, о месте человека во Вселенной и о его возможностях.
Мыслители Византии – писатели, проповедники, богословы – заимствовали все самое лучшее, что дала человечеству античная культура. В искусстве византийцы видели прежде всего инструмент целенаправленного позитивного воздействия на духовный мир человека. Музыка, живопись, архитектура, словесное искусство – посредники постижения истины, источники нравственного совершенствования человека.
По сравнению с античностью изменились архитектурные формы христианских храмов. Христианская церковь – это место, где собирается община верующих, поэтому зодчие в первую очередь решали задачу организации внутреннего пространства.
Высшее достижение византийской культуры – собор Святой Софии.
Главные формы византийской живописи:
1) монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска);
2) иконы;
3) книжная миниатюра.
Мозаика – вид монументальной живописи – изображение или узор, выполненные из смальта (разноцветных камней), – получила особую значимость в Византии.
Формируется иконопись, христианская станковая живопись, ставшая орудием идеологического воздействия Церкви. Обобщаются накопленные знания, создаются энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине и т. д.
Византия оказала влияние на формирование раннеитальян-ского гуманизма.
Она стала мостом между западной и восточной культурами, оказала глубокое воздействие на культуру многих стран Европы, в первую очередь на страны, где утвердилось православие.
27.Культура средневековой Европы
Культурная жизнь европейского общества этого периода определяется христианством. Оно выработало новую этику проведения, определило новый взгляд на мир, на место человека в нем.
Бог – творец всех видимых форм. История – осуществление божественного замысла. Философия – «служанка богословия». Богословие – обобщение социальной практики человека Средневековья. Даже математические символы являются богословскими.
Основы христианской этики:
1) люди воспринимаются как изначально равные;
2) церковь обращается к каждому члену общины в отдельности;
3) восприятие действительности в грамматической сложности;
4) учение о существовании двух миров: высшего божественного (духовного) и низшего земного, являющегося всего лишь отражением первого.
Изобразительное искусство и архитектура находятся в тесной связи с религией. Христианский храм – модель и образ мироздания.
В изобразительном искусстве главное – повествовательность сюжетов, связанных с христианской символикой. Достижение Средневековья – концепция синтеза искусств. Это проявляется в развитии монументальных форм архитектуры, связанных с другими видами искусства.
Следующее культурное достижение Средневековья – появление художественного стиля. Первым общеевропейским стилем стал романский, потом его сменила готика, связанная с развитием городской культуры. Расцвет городов потребовал образованных людей. Это способствовало появлению школ и университетов. Первые университеты возникли в Болонье, Париже, Оксфорде, Кембридже. Ведущим факультетом в них был богословский.
Схоластика – тип религиозной средневековой философии, цель которой – теоретическое обоснование религиозного мировоззрения.
В светской культуре особое место занимает рыцарская среда, которая выработала особые рамки этикета, своеобразный рыцарский кодекс. Одним из его положений было поклонение прекрасной даме. Особое место занимает поэзия вагантов – бродячих студентов, имевшая сатирические антиклерикальные ноты. Памятником французского героического эпоса XII в. является «Песнь о Роланде».
В раннее Средневековье возникает ересь – особое учение, противоречащее основным постулатам христианской религии, создается инквизиция – судебно-полицейское учреждение, созданное католической церковью для борьбы с ересями.
В конце XIII – начале XIV вв. в русле средневековой культуры наблюдается постепенное формирование новой культуры – культуры Возрождения.