Мифологическое мировоззрение
В первобытной культуре религия не выделялась в особую форму духовной культуры человека. Она была неразрывно связана с мифами (от греч. «сказание») – коллективная память человечества, в которой дается эмоционально-образная картина мира. Мифы бережно передавались устно из поколения в поколение, благодаря чему можно восстановить мировоззренческие представления древних людей.
Характерной особенностью первобытной культуры был синкретизм (от греч. соединение), отражающий целостность и нерасчлененность форм бытия – культура, общество и человек. Каждый член родоплеменного общества был равен целому, поэтому у всех была одна раскраска тела, одни и те же украшения, одни мифы, обряды и песни. Иначе говоря, «я» полностью был растворен в «мы». Первобытный человек также не отделял себя и от природы, считая себя ее частью.
Воплощением синкретизма является миф, содержащее в зародыше все выделившиеся позднее сферы культуры. Миф – способ восприятия и объяснения мира, который определяет место человека в окружающем мире и формирует чувство уверенности в нем. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве, гармонии мира. В мифах много внимания уделяется происхождению людей, стадиям рождения и смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.
Особое место занимают мифы о культурных достижениях людей – добывании огня, изобретении ремесла, земледелии, обычаях, обрядах. У развитых народов мифы выстраивались в единое повествование, переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивая сохранность социальных и культурных традиций. На первобытном этапе развития сознания человека миф оказывается во много раз сильнее аналитического мышления. В мифологии отразилась «душа» народа, его помыслы, надежды, стремления, его представления о бытии, познании и самой жизни.
Мифологическая система представляет собой мир слов, которые, вовлекаясь в ассоциативные сети, проникают в психику и становятся организаторами деятельности человека. В ходе повествования мифа слово сопровождается мимической картиной, вызывающие ассоциативные реакции у слушателя. Складываясь, они составляли подобие текста до письменной непосредственной коммуникации.
Мифология и есть мировоззрение общества непосредственного общения, воспринимающего весь мир как общину родственников. В отсутствие письменности главным хранителем информации выступает ритмическое слово, а вся культура нацелена на обеспечение надежного запоминания информации. Рассказ первобытного сказителя нес в себе гипнотический эффект, воспроизведение материала сопровождалось импровизацией в сочетании с пением, пантомимой или танцем. Мифологическая форма сохранения информации исключает высокое развитие индивидуального самосознания.
Первобытное искусство
Первобытное искусство, отражавшее первые представления человека об окружающем мире, отличается безликостью человеческого изображения, выделением частей тела, важных для продолжения жизни. Этапы изобразительной деятельности в эпоху палеолита - натуральное творчество, искусственная изобразительная форма (крупная глиняная скульптура) и верхнепалеолитическое изобразительное творчество (роспись пещер, гравировка на кости).
К эпохе неолита и бронзового века относятся изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Здесь сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла). Последний этап в развитии искусства племен бронзового века характеризуется металлургией и металлообработкой, стали появляться железные изделия. В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла - изделия из бронзы, золота, серебра.
Искусство эпохи неолита говорит о развитии абстрактного мышления у древних художников, о чем свидетельствуют наскальные рисунки и росписи. Их достоинство – сюжетность, хотя животные и люди на них представлены схематично и односложно. Схематизм можно объяснить стремлением художников неолита оставить сообщение о событиях, для чего достаточно было показать предметы, животных, людей лишь в общих чертах. О развитии абстрактного мышления, об умении обобщать говорят и первобытные орнаменты эпохи неолита.
Наблюдая окружающий мир, древние люди не могли не заметить, что многие предметы имеют устойчивую форму, которую можно изобразить. В древнем искусстве орнамента изображают довольно сложные и отвлеченные понятия, которые не передаются в конкретной форме. Потому воду стали обозначать волнистой линией, небо – кругом, землю – квадратом, четыре стороны света – крестом и т. д. Орнамент выполнял функции оберега от нежелательных сил и их воздействий, а также свое прямое предназначение – служил украшением.
Музыка тоже украшала жизнь первобытного человека и помогала ему в охоте, религии и обыденной жизни, поскольку она представляет явления, которые подчинены ритму. Весь мир для первобытного человека особенно ощутимо наполнен звуками. Соединение звуков и подчинение их ритму порождало музыкальную гармонию или дисгармонию. «Музыка» дождя, ветра, моря, леса создавала настроение первобытного человека, влияла на состояние его души, вызвала радость и восторг или страх и отчаяние.
Музыка, танец были неотъемлемой и крайне важной частью всех видов деятельности первобытного человека. Несомненно, на их возникновение повлияла охота, в основном опыт наблюдения за животными, их движениями и привычками. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал не только ритмы его поведения. Не менее важной была с самого начала задача подражания звукам, издаваемыми животными.
Когда первобытный человек пытался понять вещи, растения, животных, силы природы, то прислушивался к их голосам и разгадывал их таинственные знаки. Здесь корни первобытной магии имени, слова, вообще звука. Музыкальные инструменты начинаются с погремушки и барабана. Затем появляются флейта, свирель, струнные инструменты. Музыка сопровождала праздники и собрания, обряды, состязания и детские игры, ухаживание и убаюкивание детей.
Первобытное зодчество
Первобытный человек стремился понять красоту, гармонию окружающего его мира и благоустроить неприютный, а подчас и враждебный ему мир. Он строил крепости, рыл каналы, возводил плотины, создавал гигантские статуи и многометровые барельефы. Он стремился украсить дом, посуду, орудия труда, одежду и себя. В средней Европе со второй половины I тыс. до н. э. распространились примитивные архитектурные сооружения - поселения и погребения.
Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового веков. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары (от лат. земля) – укрепленные поселения на сваях. Они строились на сухом месте, а все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.
Представления о жизни и смерти в культуре обусловлены системами миропонимания и выражены в ритуалах и обрядах. В традиционном сознании момент смерти рассматривается не как прекращение существования, а как переход в другое состояние. Архетип смерти, выраженный в символической форме погребения в чреве Матери-земли, выражает образ возвращения тела человека в первоначальное состояние. В эпоху неолита труп погребался в том же положении, в каком находится плод в материнском чреве.
Погребения делятся на два основных вида – погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения грунтовые, без каких-либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные сооружения погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, которые называются дольменами и менгирами. К концу первобытной эпохи появился новый тип архитектурных сооружений – крепости из огромных и грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Западной Европы и Кавказа.