Понятие, уровни и этапы возникновения «культурного шока» и способы его преодоления
Многообразие процессов культурной динамики связано с проблемой диалога культур. Диалог в процессах взаимодействия культур должен быть нацелен на понимание и комфортное вхождение в «чужую» культуру представителей разных культур. В противном случае возникает ситуация, получившая название «культурного шока».
Культурный шок –первоначальная реакция индивидуального или группового сознания на столкновение индивида или группы с инокультурной реальностью.
К.Ш. – результат погружения в незнакомую культуру неподготовленного посетителя. Культурный шок отражает конфликт старых, присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, т.е. представляющих то общество, в которое он прибыл, культурных норм и ориентаций; конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания. Понятие введено Ф.Боасом.
Способы преодоления культурного шока:
· Геттоизация (образование культурных анклавов, в которых они поддерживают традиции собственной культуры) формирование субкультур или контркультур;
· Ассимиляция (максимальное приспособление);
· Взаимодействие (компромисс) – маргинальность, переходность;
· Колонизация (навязывание новоприбывших собственной культуры).
20 Критерии типологии культур, их познавательное, методологическое и праксиологическое значения для анализа, понимания и управления социокультурными процессами в экономической сфере.
Проблема типологии в современной культурологии является одним из наиболее спорных теоретических «узлов» во мнениях и подходах. Так в учебном пособии Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001. автор дает такой взгляд на проблему типологизации культур: «В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему. Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.
Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.
Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.
Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.
Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:
а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;
б) сельскую и городскую культуры;
в) обыденную и специализированную культуры».
Типология культуры (от греч. «типос»—вид, форма и «логос»—слово, учение, наука)—учение о видовых отличиях локальных культур, представляющих собой различные формы проявления мировой культуры.
Мировая культура в данном случае рассматривается как всеобщая универсальная модель, объединяющая все наиболее значимые культурные достижения всего человечества за весь исторический период существования человека на Земле.
Типы культуры—относительно самостоятельно организованные формы мировой культурой, обладающие своеобразием, закрепленностью территорией и ограничением во временном периоде.
Каждый тип культуры представляет собой культуру конкретного общества. Поэтому можно выделять в каждом типе культуры особые отрасли культуры, характеризующие направления культурной деятельности в данном обществе его членов.
Отрасли культуры—такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область, связанную с конкретным культурным феноменом, в составе целого (т.е. культуре). Например, отраслями культуры являются:
· экономическая культура,
· политическая культура,
· правовая культура,
· художественная культура;
· моральная культура;
· религиозная культура;
· образовательная культура;
· профессиональная культура.
Понятие «культурно-исторический тип» было впервые введено Н.Я.Данилевским. Данная проблематика получила широкую разработку благодаря высказанным идеям О.Шпенглера в его книге «Закат Европы». В основу данной проблематики легла теория локальных цивилизаций или замкнутых культур, выступающая одновременно и противоподом теории европоцентризма. В это время возникает желание не только уйти от традиционного принципа линейности в динамике истории, но и найти новые подходы к изучению мировой культуры во всем ее разнообразии. Мировая культура начинает рассматриваться как средство объединения всего человечества в целях выживания, а не уничтожения друг друга.
Н. Данилевский называл локальные культуры“культурно-истор. типами”, Шпенглер — “высокими культурами”, Тойнби — “цивилизациями”, Сорокин — “социо-культурными суперсистемами”, Бердяев — “великими культурами”, Ф. Нортроп — “культурными системами” или “мировыми культурами” и т.д.
Критериев типологии культур может быть много, например: связь с религией, региональная принадлежность, принадлежность к историческому периоду, хозяйственный уклад, вид деятельности, связь с территорией, специализация и др. Поэтому типологий культур существует множество.
В типологии культур можно пользоваться следующими критериями:
· социальная принадлежность культурных субъектов (городская культура, сельская культура, молодежная культура, гендерная культура, маргинальная культура);
· национально-этнической принадлежностью общества—субъекта культуры (русская культура, китайская культура, африканская культура;культура индоарийского типа; культура азиатов);
· форму хозяйственно-экономических отношений—тип общественно-экономической формации (культура феодализма, культура империализма, культура социализма);
· историко-хронологической последовательности этапов формирования и развития (культура Возрождения, культура средневековья);
· характер соотношения устойчивости традиций и образования новаций (культура традиционного общества, культура современная);
· региональное положение (культура Запада и культура Востока);
· связь с религиозными учениями (культура христианского мира, культура ислама).