Основные культурологические концепции XIX–XX вв
Биологическое направление.Основной тезис или идея – замена изучения исторических факторов развития культур биологическими. При рассмотрении этого направления в исследовании культур отмечалась тенденция к отождествлению развития «организма» и культуры. В рамках биологического направления изучения культур ставился и исследовался важнейший для культурологии в целом вопрос соотношения природно-биологического и социокультурного в обществах, а также соотношения врожденного и приобретенного. Была также сформулирована проблема о наследуемости (или ненаследуемости) культурных стереотипов, моделей поведения. Также было высказано предположение о частичной наследуемости общеродового культурного опыта человечества.
Богословский подход. Культура объясняется с духовных позиций. Этот подход нашел отражение в произведениях религиозных философов, историков, других мыслителей таких как В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, князья Трубецкие, С. Л. Франк,
И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, Г. В. Флоровский, П. А. Флоренский и другие мыслители. В рамках богословской традиции сам термин «культура» восходит к «культу», к вере, высшему смыслу бытия, заданному Вседержителем.
Эту позицию отстаивал П. А. Флоренский (1882–1943) – выдающийся представитель русской культуры «серебряного века». Его называли «Леонардо да Винчи XX века», так как это была многогранная личность, совмещавшая в себе ученого физика, математика, инженера, философа, искусствоведа, священника, богослова и не только, он владел в совершенстве латинским и греческим языками, основными европейскими, а также языками народов Кавказа, Ирана, Индии. Жизненной задачей Флоренского стал поиск путей к цельному мировоззрению, основанному на гармонии разума и веры, философии и богословия, искусства и науки. Труды по математике, физике и др. предвосхитили многие идеи семиотики.
По его утверждению, культура возникла из культа. Культовые формы (т.е. совокупность способов организации религиозного опыта) включают в себя священные ритуалы, церемонии, литургические (богослужебные) действия, молитвенную практику и т.д. Из включенности в эти культурные формы возникло и осмысление суждений о мире и человеке, о бренном и вечном. По Флоренскому, культ – это бутон культуры, из которого она прорастает. Вся система культурных ценностей, согласно такой трактовке, производна от культа, задана религиозным действием и сакральным (священным) текстом. «Вера определяет культ, а культ миропонимание, из которого следует культура».
П. А. Флоренский разделял культуру и религию. С его точки зрения, разница состоит в том, что культура – это, созданное самим человеком, плод и развитие земных усилий человека, включая создание материальных предпосылок жизни, нравственных, интеллектуальных ценностей. П. А. Флоренский отрицал культуру как единый во времени и пространстве процесс. Религия – это то, что дано человеку свыше, она питается из вечности, и ее цель заключается в достижении непосредственной связи с божественной сущностью.
Известный современный религиозный мыслитель А. Мень утверждал, что вера в высший смысл Вселенной сегодня, как и в древности, является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре.
Марксизм и культура.К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит концепция культуры, созданная в XIX в. в рамках рационалистических теорий культуры. Ставится цель – создание системы научного знания о человеке и его мире.
Марксизм основывается на следующих методологических принципах. 1) Материализм. Материалистическое понимание истории предполагает признание определяющим способ производства материальных благ. Культура, как и другие духовные явления, носит вторичный, производный характер. Культура – это надстройка над экономическим базисом, отражение и выражение социальной действительности. История – это смена общественно-экономических формаций. Каждому историческому типу общества прямо соответствует вытекающий из определенных социально-экономических и политических отношений тип культуры: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая). Принцип детерминизма признает существование в культурно-историческом процессе причинно-следственных связей. 2) Принцип исторической закономерности – признание действия в культурно-историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся связей и отношений между людьми и результатами их деятельности. 3) Принцип единства человечества и, следовательно, единства культурно-исторического процесса. 4) Принцип прогресса. Культурно-исторический процесс – это поступательное развитие общества. Каждая последующая стадия культуры была прогрессивнее предыдущей и должна была давать более «высокие» в ценностно-смысловом отношении образцы культуры. В реализации принципа прогресса наиболее наглядно проявился принцип классового подхода к культуре. Пролетарская (социалистическая) культура представлялась высшей стадией развития мировой культуры. 5) Наиболее сильной стороной марксистской культурологии является деятельностный подход. Он трактует культуру как способ жизнедеятельности человека. Культура совершенно справедливо понимается как деятельность, процесс и его результат реализации человеческих потенций. Культура выступает как концентрированный, организованный опыт человечества.
Психоанáлиз.Психоанализ (гр. psychě – душа + гр. analysis – разложение, расщепление) – 1) разработанный З. Фрейдом в конце XIX – начале XX в. метод лечения психических заболеваний;
2) комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Ключевые теоретические положения психоанализа были преобразованы Фрейдом в концепцию бессознательного и скрытых, подавленных влечений человека, главным образом сексуальных. Эта концепция легла в основу философских, исторических, психологических исследований Фрейда и его многочисленных последователей.
Семиóтика.Семиотика (гр. sěmeiotikě – учение о знаках) – иначе семиология – 1) общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т. п.); основные аспекты семиотики: синтактика, семантика и прагматика; 2) медицинский раздел диагностики, изучающий признаки болезней.
Социально-психологическое направление.Большую роль в изучении внутрикультурных механизмов взаимодействия людей сыграли работы французских ученых — представителей социально-психологического направления в изучении культур Г. Лебона (1841–1931) и Г. де Тарда (1843–1904). Основная направленность работ Г. Лебона «Психологические законы эволюции народов» (1894) и «Психология толпы» (1895) – анализ взаимоотношений масс народа, толпы и лидеров, особенностей процесса овладения ими чувствами, идеями. Впервые в этих трудах были поставлены проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах. Продолжил анализ групповой психологии и межличностного взаимодействия Г. Тард. Он выделил три типа взаимодействий: психическое заражение, внушение, подражание. Наиболее важные работы Г. Тарда – «Законы подражания» (1890) и «Социальная логика» (1895), посвященные этим аспектам функционирования культур. Главная задача автора – показать, как появляются изменения (новшества) в культурах и как они передаются в обществе индивидам. В начале XX в. в изучении культуры возникло новое явление – психоаналитическая концепция культуры.
За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Несмотря на то, что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией – мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения применялись и применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур.
Структурализм.Структурализм (лат. structura – строение) – направление в гуманитарном знании, сформировался в 1920-е гг. и связан с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории. Объект исследования структурализма – культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода – выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле – научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х гг. во Франции (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида; особое течение – генетический структурализм Л. Гольдмана). Одним из направлений структурализма является структуралистское литературоведение, в нем выделяются два основных раздела: структурная лингвистика, структурная поэтика.
Эволюционизм.Эволюционизм – направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями. В рамках эволюционизма принята концепция эволюции, предложенная еще Спенсером как особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов от относительно неопределенной бессвязной гомогенности к относительно более определенной согласованной гетерогенности, происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции. Человеческая культура в этих теоретических рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению.
Этологический подход. Этология (< греч. ethos- обычай, нрав, характер + ...логия) – биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях. Обширные сведения о поведении животных были накоплены биологами в XVIII–XIX вв. Значительное влияние на становление этологии оказали работы Ч. Дарвина. Создатель этологии Э. Геккель использовал термин «этология» как синоним экологии. Современная этология возникла в
30-е гг. XX в. благодаря работам австрийского зоолога К. Лоренца и датского биолога И. Тинбергена. В настоящее время этологи
К. Лоренц, Н. Тинберген, К. фон Фриш выдвинули гипотезу, получившую название «Инстинктивные основы человеческой культуры». Ученые перенесли наблюдения, накопленные в этологии, на человека и человеческое общество. Суть этологического подхода заключается в сравнительном описании различных форм поведения, выяснении их приспособительного значения, определении роли врожденных и приобретенных элементов поведения, в выявлении значения форм поведения для сохранения и эволюции вида.
Функциональный подход. Появление функционализма как способа изучения культур связывают с работами Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна. Сильное влияние на становление этого направления оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Особенностью функционального подхода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача – разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними. Данное направление в изучении культур в большой степени ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур.
Антропогенéз (гр. antrôpos – человек + genos – рождение) –
1) процесс эволюционно-исторического формирования человека;
2) раздел антропологии – учение о происхождении человека.
Герменевтика (лат. – объяснение, сведение к понятному) – искусство толкования, объяснения текстов (классических), учение о принципах их интерпретации.
Диалéктика (гр. dialektikě (techně) – искусство вести беседу, спор) – 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий, лежащий в основе природных и общественный явлений и использовании этого знания в практических целях путем положительного разрешения сложившихся противоречий или сознательного соединения противоположностей в нововведениях;
2) объективный процесс развития культуры (общества) во всей его противоречивости, многообразии и логической последовательности смены форм.
Знак – фиксированное в объективированной форме (предметной, жестовой, интонационной и пр.) сходство между вещами, ситуациями, переживаниями. Знак выполняет функцию указания на внешнее и внутреннее сходство сравниваемых объектов культуры, не имея прямого сходства с обозначаемым.
Игра– культурная форма свободного самовыражения человека, не связанного с достижением какой-либо утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе. Игровое познание мира есть первая форма человеческого знания, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Теоретический интерес к игре как форме познания проявился в ХХ в. как вопрос о судьбе различных культур. И. Хейзинга рассматривает игру как критерий оценки различных культурных явлений.
Иррационалúзм (лат. irationalis – неразумный) – направление в философии, отрицающее возможности разума в процессе познания и преобразования действительности, признающее основным видом познания откровение, веру, волю, интуицию или другие внемыслительные аспекты духовной жизни. На практике иррационализм фиксируется формулой «хотели как лучше, а получилось как
всегда».
Категóрия (греч. katěgorein – высказываться) – понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира в целом (материя, время, пространство, движение, причинность, качество, количество и т. д. – категории философии) или его частей, изучаемых отдельными науками (материальное, духовная культура, социальное исследование, ценность, традиции и т. д. – категории культурологии).
Контéкст (лат. contextus – тесная связь, соединение) – законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него слов, выражений и т. д.
Креативность (лат. creative – творческий) – термин, введенный Дж. Гилфордом. Обозначает характерную черту творческой личности, проявляющуюся в способности осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства и т.д.
Креационизм(лат. creatio – творение) – научная теория, объясняющая происхождение мира, в том числе и человека, актом сверхъестественного творения. Ученые-креационисты – физики, математики, биологи, астрономы и др. представители точных, естественных наук. Креационизм активно развивается на Западе, в Соединенных Штатах Америки. Концепция креационизма противостоит эволюционизму. С точки зрения креационистов, возраст Земли составляет 7,5 тысяч лет. (См.: Моррис, Г. Сотворение мира: научный подход. 3-е изд. испр. – Калифорния, Институт креационных исследований, 1990. С.52–54).
Псúхика (гр. psychikos – душевный) – 1) функция мозга, сущность которой заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли и прочего; определяет качественное своеобразие поведения животных и человека; высшая форма психики, возникшая в процессе общественного труда и связанная с развитием речи, – человеческое
сознание; 2) духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.
Рационалúзм (фр. rationalisme, лат. rationalis – разумный) – 1) философское направление, признающее (в противопоставление эмпиризму) разум решающим источником истинного знания; 2) рассудочное отношение к жизни; 3) направление в архитектуре XX в., представители которого используют современные строительные материалы и индустриальные методы строительства для создания наиболее рациональных (т. е. целесообразных, экономичных и выразительных в своей подчеркнутой простоте), конструктивных, планировочных и архитектурно-художественных решений; для архитектуры рационализма характерны четкие, лаконичные геометрические формы.
Символúзм (фр. simvolisme, от гр. simvolon – символ, знак) – европейский интегральный стиль культуры кон. XIX–нач. XX в., связавший воедино философию, религию, искусство. Его основой был символ, выражающий связи объектов и явлений. Отсюда следует ассоциативность, иносказания, особая роль контекста в творческом методе символистов.
Текст –(лат. textum – связь, соединение) – 1) авторское сочинение или документ, воспроизведенные на письме или в печати; 2) основная часть печатного набора – без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний и т. п.; 3) слова к музыкальному сочинению (опере, романсу и т. д.); нотный текст – музыкальный материал произведения в нотной записи; 4) в семиотике и лингвистике – последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое и составляющая предмет исследования особой науки – лингвистики текста.
Теóрия (гр. theôria – наблюдение, исследование) – 1) обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; 2) совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее, а также правил в области какого-либо мастерства, искусства; 3) совокупность научных положений, учение о каких-либо явлениях, фактах; система взглядов по какому-либо вопросу; 4) отвлеченные знания, рассуждения, не опирающиеся на реальную действительность.
Цивилизáция (лат. civilis – гражданский) – многозначное понятие, появилось в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Употребляется как 1) синоним культуры; 2) в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII–XIX вв., – третья ступень общественного развития, следующая за варварством (первая ступень – дикость), введено Л. Морганом, Ф. Энгельсом; 3) особый тип органической целостности, являющийся симптомом упадка культуры (О. Шпенглер). Современный уровень цивилизации характеризуется, прежде всего, научно-техническим прогрессом. Основные признаки цивилизации – урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность и др.
СЕМИНАР 3
Мировая культура
Занятие 1.
Вопрос 1. Особенности культуры первобытного общества.
1) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С.68–72, 75–76.
2) Культурология / под ред. Г. В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998; 10-е изд. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. (Раздел 2.1).
Вопрос 2. Основные особенности и достижения культуры Древнего Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай).
1) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О. Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С.20–49.
2) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С.77–91.
3) Культурология / отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Раздел II, глава 2).
Вопрос 3. Основные особенности и достижения культуры Античности (Греция, Рим).
1) Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука: словарь-справочник / под общ. ред. В. Н. Ярхо.
– М.: Лабиринт, 2002.
2) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С.92–108.
3) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О. Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С.53–68.
4) Шаяхметова, А. М. Античная культура и ее влияние на культуру последующих веков. – Уфа: УГАТУ, 1995.
Вопрос 4. Основные особенности и достижения культуры Средневековья и Возрождения.
1) Буркхардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения.
– М.: Интрада, 2001.
2) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О. Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С.100–110.
3) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С.108–121.
4) Культурология / отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Раздел II, главы 4–7).
Занятие 2.
Культура нового и новейшего времени
Вопрос 1. Основные черты новоевропейской культуры.
1) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О. Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С.110–115, 121–126.
2) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С.122–136.
3) Культурология / отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Раздел II, глава 8).
4) Культурология / под ред. Г. В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998; 10-е изд. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. (Раздел 2.5).
Вопрос 2. Основные тенденции развития культуры XX века.
1) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О. Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С.137–142.
2) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С.137–145.
3) Культурология / под ред. Г. В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998; 10-е изд. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. (Раздел 2.6).
4) Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина,
М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. С.368–378.
Вопрос 3. Постмодернизм.
1) Жан-Франсуа Лиотар. Постсовременное состояние // Культурология / под ред. Г. В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998; 10-е изд. Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
2) Культурология / под ред. Г. В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998; 10-е изд. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. (Раздел 2.7).
3) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф.
Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопросы 78–80).
4) Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина,
М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. С.524–536.
Темы докладов
1. Социокультурные проблемы антропогенеза.
2. Теории возникновения искусства.
3. Наскальная живопись Каповой пещеры в Башкирии.
4. Искусство Древнего Египта.
5. Эпос Древней Индии «Махабхарата» и «Рамаяна».
6. Культура классической Греции.
7. Римская архитектура: синтез математики и искусства.
8. Характерные черты культуры Византии.
9. Роль университетов в средневековой культуре.
10. Реформация.
11. Титаны Возрождения: жизнь и творчество.
12. Протестантизм и буржуазное общество.
13. Культура эпохи Просвещения.
14. Новоевропейская культура XIX в.
15. Искусство нового времени (классицизм, романтизм, реализм).
16. Модерн.
17. Индустриальное и постиндустриальное общество.
18. НТР и культура.
19. Информационная культура.
20. Учение В.Вернадского о ноосфере.
21. Глобальные проблемы современности и культура.
22. Постмодернизм в искусстве.
23. Деятели науки и культуры XX века (по выбору).
Вопросы для самопроверки
1. Каким термином обозначается процесс возникновения человека?
2. Назовите отличительные черты культуры восточного общества эпохи древности.
3. В какой философии Древнего Китая проповедовался поиск вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и т. д.), и соблюдение заповедей?
4. В каком религиозно-философском учении есть два направления – Хинаяна и Махаяна?
5. К какой культуре Древнего Востока относятся священные книги: Ригведа, Яджурведа, Самоведа, Атхарведа?
6. В каком государстве существовал кастовый строй?
7. В чем состоит «секрет» феноменального развития античных государств, искусства и науки?
8. В какую эпоху в Греции возникли полисы (города-государства)?
9. Как называется школа, основанная Аристотелем в Афинах?
10. Что означало слово «демократия» у древних греков?
11. Какое качество составляло высшую ценность в моральном кодексе рыцарства?
12. Для какого архитектурного стиля в средние века характерны стрельчатые своды на ребрах, обилие каменной резьбы и скульптурных украшений, применение витражей, подчиненность архитектурных форм вертикальному ритму?
13. Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения для большинства стран Западной Европы.
14. Что такое гуманизм?
15. Какой поэт является родоначальником культуры Возрождения?
16. Каковы хронологические рамки романтизма?
17. Назовите художников-импрессионистов.
18. Как называется стиль в архитектуре и искусстве первых трех десятилетий XIX века?
19. Каковы основные проблемы новоевропейской культуры?
20. Что представляет собой процесс глобализации и само глобальное мировое пространство?
21. Каковы специфические черты культуры XX века?
22. Каковы характерные черты культуры постмодернизма?
3.4. Справочные статьи и основные понятия
Первобытная культура – 1) понятие марксистской культурологии, обозначающее самый первый тип культуры; 2) первобытной, архаичной может быть культура живущих "рядом" с нами народов, высокомерно называемой некоторыми примитивной; 3) древнейшая культура остается органичной частью современной культуры. Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру народов, живших более 30 тыс. лет тому назад, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде свой образ жизни.
Характерные черты первобытной культуры. 1) Наличие родовой общины. Общекультурными принципами родовой общины являются кровное родство людей по материнской линии; экзогамия, или недопущение брачных отношений внутри рода. 2) Отсутствие государства и частной собственности. 3) Первобытная культура синкретична, т.е. целостна. 4) Для первобытной истории, как и культуры в целом, свойственен коллективизм. 5) Особую роль играло искусство, так как в нем были выражены мировоззренческие установки и ценности, определявшие культурную деятельность. Искусство являлось показателем высокого уровня развития не только духовной, но и материальной культуры.
Двуречье (Месопотамия). История Двуречья представляет собой калейдоскоп сменяющихся народов и царств (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия). Самая ранняя культура Шумера (VI–V тыс. до н.э.) – Убейдская культура. Признаками высокого уровня культуры являются города, храмы с мозаикой, земледелие, скотоводство, рыболовство. Пахотные земли создавали из болот и песчаных отмелей. Археологи обнаружили орудия труда одновременно и палеолитического и неолитического типа, металлические предметы. Изготовлялась цветная орнаментированная гончарная посуда разнообразных форм. Религиозное мировоззрение характеризуется глубоким познанием Единого Истинного Бога – Творца всемогущего. Эриду – самый древний город на территории Шумера, первая столица Нижней Месопотамии. По свидетельству клинописных табличек, Эриду был столицей «допотопных Десяти царей», последний из них – Ной-Ут-Напиштим, при Ное и случился потоп. Эриду – священное место, что сохранилось в названии города (Иер-Иду, Иер – священный). Здесь обнаружен первый на земле храм – квадратное святилище площадью всего 3 кв.м., выстроенный из длинных, призматической формы сырцовых кирпичей. Первые земледельцы воздвигли его недалеко от моря на песчаном холме.
В IV тыс. до н. э. шумеры заложили основы всей последующей цивилизации. Шумерская культура– культура исторической области в Южном Двуречье (юг современного Ирака), созданная шумерами. Она существовала на протяжении IV тыс. и I пол. III тыс. до н. э. Шумеры делили свою историю «до потопа» и «после потопа» (города Эриду, Ур и Убейд). Шумеры владели высокой культурой земледелия, создали систему каналов для осушения болот. Изобрели гончарный круг, плуг-сеялку, колесо, парус, лодку, литье из меди и бронзы, лунно-солнечный календарь, карту звездного неба. Мировоззрение стало языческим.
Во II тыс. до н.э. возникает Вавилоно-ассирийская культура – преемница шумерской культуры. Известна древняя библиотека, которая содержала около 30000 глиняных клинописных табличек. В VI веке до н. э. Вавилония была завоевана Персией.
Древний Египет. Развитие древнеегипетской культуры, как и других культур Ближнего Востока, обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. В IV тыс. до н. э. в долине Нила формируются все основные признаки цивилизации: письменность, наличие городов, монументальных сооружений, классово-дифференцированного общества и государства.
Крупномасштабные общественные работы (ирригация, строительство культовых сооружений) требовали централизации власти и управления, поэтому появляются государственные образования. В Раннем и Древнем царстве (XXXI–XXIII вв. до н.э.) фараон и его приближенные выделяются из остального населения. Древневосточная деспотия – государственный строй Египта, который оформился в эпоху Древнего Царства. Обожествленный фараон считался сыном бога на земле.
Символом египетской культуры является пирамида. Это тип монументальной гробницы фараона, возводившейся в Египте периода III–VI династий. Известно более 90 пирамид. Самая ранняя – 6-ступенчатая пирамида фараона Джосера (ХХVIII в до н. э.), высотой 60 м, имеет в основании 160 на 120 м. (около 2 га). Самые большие пирамиды фараонов IV династии – Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина).
Язычество Древнего Египтаотражало особенности социально-экономического, политического развития общества, природные условия долины Нила. Египтяне обожествляли солнце, луну, реку Нил, пустыню, животных, силы природы, фараона. Научные знания в системе египетской культуры достигли высокого уровня, прежде всего в трех областях: математике, астрономии и медицине.Иероглиф – египетская письменность, в переводе с греческого «священные письмена», сами египтяне называли иероглифы «божественной речью».
Древняя Индия.Древнейшей культурой Индии является Хараппская культура. Она существовала в районе среднего и нижнего течения Инда (2500–1800 гг. до н. э.). Города с населением до ста тыс. человек имели строгую планировку. Выделялся нижний город (жилая часть) и верхний город (цитадель) с административными зданиями. Планировка не претерпела изменений на протяжении 1000 лет. Письменность – свидетельство высокого уровня цивилизации. Художественное ремесло представлено изделиями из бронзы, ювелирными украшениями, керамикой, печатями-амулетами.
Культура «ведийского периода»– культура Северной Индии конца II – 1 пол. I тыс. до н. э. Создана племенами индоариев. В начале периода господствует ведизм, затем – брахманизм. Ведизм – обобщенное название комплекса языческих представлений и ритуальных действий, основывающихся на ведийской литературе (веды и комментарии к ним). Индуизм– совокупность религиозно-философских воззрений и культов, зародившихся в Индии на рубеже II–I тыс. до н. э. Индуизм – это комбинированный политеизм, его пантеон насчитывает 3333 бога. Индуизм включает в себя брахманизм, вишнуизм, кришнаизм, шиваизм. Веды– сборник религиозных текстов-гимнов богам, магических формул, описаний ритуалов. Веды включали в себя басни, сказки, порой с элементами сатиры. Четыре сборника: Ригведа – сборник гимнов, Самаведа – сборник жертвенных песнопений, Яджурведа – сборник жертвенных формул, Атхарваведа – сборник заговоров и заклинаний.
Буддизм в Индии распространялся постепенно. Буддизм – значительное явление мировой культуры. По преданию, это учение Сиддхархи Гаутамы Шакьямуни Будды, созданное на основе древних религиозно-философских учений Индии. Главным в буддизме являются четыре благородные истины. В III веке до н. э. царь Ашока принял его в качестве официальной идеологии. С I в. н. э. буддизм существует в двух основных формах – хинаяна (малая колесница) и махаяна (большая колесница). Первая предназначена для избранных, а вторая – для широких масс.
В средние века буддизм широко распространяется за пределами Индии – в Китае, Японии, Бирме, Тибете. Расцвет буддизма в Индии приходится на V–VII вв. н. э. Один из основных тезисов Будды – люди равны по рождению. Его учение не учитывало кастовой принадлежности обращаемого: из 550 воплощений самого Будды 12 приходилось на рождение шудрой (низшей касты), 10 раз он рождался пастухом и по одному разу каменщиком, резчиком, танцовщиком. Буддизм способствовал объединению страны. С IV в.
н. э. при династии Гуптов расцветает светская культура.
Древний Китай.В провинции Хэнань, равнина р. Хуанхэ, возниклакультура Яншао – «культура крашеной керамики», возраст которой 6 тыс. лет. Племена жили в крупных поселениях без укреплений, изготовляли орудия из шлифованного камня. Население занималось земледелием, разводило свиней и собак. Керамика украшалась геометрическим или зооморфным орнаментом. Культура Луншань, культура «черной керамики», возникла в провинции Шаньдун, нижнее течение Янцзы, на рубеже IV–III тыс. до н.э. Поселения были окружены глинобитным валом. В земледелии применяли двузубое орудие с перекладиной, которое сохранилось до наших дней. Разводили собак, свиней и быков. Керамика красного, белого, фиолетового цветов, покрытая ромбами, спиралями, сетчатым узором, изготовлялась с помощью гончарного круга. Делали знаменитые тонкостенные черные кубки, чаши, трехногие сосуды, амфоры. Гадали посредством прижигания костей животных.
Слияние культур Яншао и Луншань заложило основу для появления на территории Северо-Китайской равнины древнейших городов. Во II тыс. до н. э. образовалось первое государство Шан-Инь. В XII в. до н. э. государство Шан было завоевано племенем Чжоу, пришедшим с запада. Для обоснования законности власти императора в большом разноплеменном государстве впервые была использована идея его небесного происхождения. Доминирование этой идеи объясняет ту легкость, с которой в Китае принимали новые династии. Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища и одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различия даже в языке людей.
В сер. I тыс. до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли. Появились «знатные, но бедные» и богатые – представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства. Социальные отношения регулировались конфуцианством с помощью культа предков. Предок рода обычно был общим для целой деревни. Уважение к своим предкам подразумевало и уважение к существующему социальному порядку, к предкам вышестоящих чиновников и императора, который один имел право приносить жертвы небу. Конфуцианство идеологически сдерживало развитие рабства.
В сер. I тыс. до н. э. возникает философская школа даосизма. Его основатель – Лао-Цзы. Весь мир идет предначертанным путем (дао), и мудрость состоит в том, чтобы не вмешиваться в ход бытия, а лишь угадывать свое место в нем. Государственную власть Лао- Цзы включал в число четырех величественных сил мира, он возражал против любых активных действий, нарушающих исконный социальный порядок. Даосизм не поощрял активных действий, направленных на изменение существующего общественного строя. Трансформируется на китайской почве и буддизм. Представление о бесконечном ряде перевоплощений сменяет идея о возможности достичь просветления уже в этой жизни.