Ключевский В. О. Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы) // Ключевский В. О. Литературные портреты. М., 1991

МАТЕРИАЛЫ ПО XVIII ВЕКУ ДЛЯ ИСКУССТВОВЕДОВ И КУЛЬТУРОЛОГОВ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинар № 1

Одическое творчество М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина

Ода как поэтический жанр эпохи классицизма. Европейские и русские корни жанра. Типология русской оды: похвальная (пиндарическая), духовная, анакреонтическая, горацианская. Реформа русского стихосложения (В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов) и жанр русской оды.

2. Общая характеристика торжественных од М. Ломоносова и механизм их создания: отказ от «комплиментарности», функция красного (лирического) беспорядка и творящего одический космос лирического «я» автора. «Ораторское действие» оды и драматизация композиции. Художественные приемы одического творчество. Все теоретические положения должны быть рассмотрены на конкретном одическом материале: Ода на взятие Хотина, Ода на прибытие …Елисаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 по коронации, Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны 1747.

Ода «Фелица» Г. Р. Державина как образец новой жанровой формы русской оды. Проблема авторского идеала правителя в оде.

Танатологическая тема в поэзии Г. Р. Державина: «Водопад», «На смерть князя Мещерского».

5. Жанр духовной оды в творчестве М. Ломоносова и Г. Р. Державина.

Литература:

  1. Тредиаковский В. К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских // Тредиаковский В. К. Избранные произведения, М.-Л., 1963.
  2. Ломоносов М. В. Сочинения. – М., 1987 (помимо стихов см. «Письмо о правилах русского стихотворства).
  3. Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1957.
  4. Западов А. В. Поэты XVIII века: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. М., 1983.
  5. Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
  6. Серман И. З. Поэтический стиль Ломоносова. М; Л., 1966. Или: Он же: Русский классицизм. Л., 1973.
  7. Пумпянский Л. В. К истории русского классицизма: Поэтика Ломоносова // Контекст: Литературно-критические исследования. 1982. М., 1983.
  8. Серман И. З. Гаврила Романович Державин. Л., 1967.
  9. Москвичева Г. В. Жанры русского классицизма. Из лекций по спецкурсу. Часть II, Горький, 1974 (Гл. 1. Ода).
  10. Серман И. З. Серман И. З. Русский классицизм: Поэзия. Драматургия. Сатира. Л., 1973 (Гл. II Автор и тема в оде; Гл. III «Философская ода», Гл. IV « От лирического «я» к поэтической биографии»).
  11. Луцевич Л. Ф. Псалтырь в русской поэзии XVII–XVIII вв. СПб., 2002.
  12. Ветхий Завет в русской поэзии XVII –XX вв. М., 1996.
  13. Жирмунская Т. «Я царь – я раб – я червь – я Бог!» // Жирмунская Т. Библия и русская поэзия. М., 1999.
  14. Романов Б. Духовные стихи Державина // Лепта, 1993 – № 4

Семинар № 2

Театр русской Мельпомены эпохи классицизма

Трагедия в жанровой системе русского классицизма: к вопросу об эстетике жанра.

2. А. П. Сумароков-трагедиограф: создание национального варианта исторической трагедии (на примере трагедий «Хореев», «Синав и Трувор», «Семира»).

3. «Эта трагедия покажет России Шекспира»: «Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова как образец национальной трагедии.

Проблематика трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский»: Специфика конфликта и система образов.

Литература

Сумароков А. П. Димитрий Самозванец; Тресотиниус; Опекун; Рогоносец по воображению // Сумароков А. П. Драматические произведения. Л., 1990.

2. Сумароков А. П. Хорев; Синав и Трувор // Русская литература – век XVIII. Трагедия. М., 1991.

Княжнин Я. Б. Вадим Новгородский // Княжнин Я. Б. Избранное, М., 1991.

Серман И. З. Русский классицизм: Поэзия. Драматургия. Сатира. Л., 1973 (Гл. VI «Душевный голос» в трагедии).

Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1981.

Москвичева Г. В. Русский классицизм. М., 1978 или: Москвичева Г. В. Жанры русского классицизма. Из лекций по спецкурсу. Часть 1. – Горький, 1771 (гл. 2 «Жанр трагедии в русской литературе классицизма»).

Москвичева Г. В. Жанры русского классицизма. Из лекций по спецкурсу. Часть II., Горький, 1974 ( Гл. 2. Комедия).

Бочкарев В. А. Русская историческая драматургия XVII – XVIII веков. М., 1988.

Кокшенева К. А. О вольности и свободе («Вадим Новгородский». Сочинение Я. Б. Княжнина) // Филологические науки, 1993, № 3.

Гурвич И. Необычная трагедия: О «Вадиме Новгородском» Я. Княжнина // Вопросы литературы. 1987, № 4.

Семинар № 3

«Горький смех русской Талии»: в мире комедий А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина и В. В. Капниста.

  1. Комедия в жанровой системе русского классицизма: к вопросу об эстетике жанра.
  2. А. П. Сумароков-комедиограф: от комедий-масок и комедий-положений («Тресотиниус», «Опекун») к комедии характеров («Рогоносец по воображению»).
  3. «Сатиры смелый властелин»: комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» в контексте культурных реалий русской жизни екатерининской эпохи.
  4. Проблема жанрового новаторства русской комедии в «Бригадире» и «Недоросле» Д. И. Фонвизина.
  5. «Высокие» комедии русского классицизма: «Хвастун» Я. П. Княжнина и «Ябеда» В. В. Капниста.

Литература:

Сумароков А. П. Тресотиниус, Опекун, Рогоносец по воображению. Любое издание.

Фонвизин Д. И. Бригадир. Недоросль. Любое издание.

Фонвизин Д.И. Чистосердечное признание о делах моих и помышлениях (о постановке «Бригадира» ) // Фонвизин Д. И. Собр. соч.: в 2 т., М.-Л., 1959, т. 2.

Капнист В. В. Ябеда // Капнист В. В. Избранные произведения. Л., 1973.

Рассадин С. Б. Сатиры смелый властелин: Книга о Д. Фонвизине. М., 1985.

Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.

Москвичева Г. В. Жанры русского классицизма. Из лекций по спецкурсу. Часть II., Горький, 1974 (Гл. 2. Комедия).

Стенник Ю. В. Фонвизин-сатирик и становление общественно-сатирической комедии («Бригадир», «Недоросль»)// Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.

Ключевский В. О. Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы) // Ключевский В. О. Литературные портреты. М., 1991.

Наши рекомендации