Культура античной Греции

Явилась основоположницей западноевропейской культуры, её ценностей. Главными принципами которой становятся свобода человеческого духа, активность гражданской позиции. Период античности характеризуется особой гаронией стилей в искусстве, строгостью и лаконичностью форм. Гармония и красота свойственны любым художественным произведениям . Боги изображались подобно совершенным людям.

В древности человек постоянно находился в окружении богов: он стречался с ними в поле и в роще, боги жили в зелени деревьев и прятались в тенистых гротах и речных заводях, жили и в доме человека, в городе, оберегали городские законы и безопасность граждан.

Полис - это город со сравнительно небольшим числом жителей. Жители, составляющие ядро полиса, были его гражданами. Они подчинялись законам своего города, защищали его от неприятеля и выполняли все необходимые гражданские обязанности (участвовали в работе суда и других городских служб, в проведении народного собрания и т.д.), т.е. город был одновременно и государством. Вот в таком городе культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом». И этим сочетанием характеризуется процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка, что греки обозначили понятием «пайдейя» (pais - ребенок). Греческий термин «пайдейя» обозначает как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле -образование, образованность, просвещение, культуру. Греки создали уникальную систему образования, которая формирует не профессионала в определенной области, а человека как личность, с ясными ценностными ориентациями. Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит гуманистическая ценность античного понимания культуры, в основе которой лежит идеал человека. «Без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры» (В. Йегер).

Основные ценности греческой пайдейи формируются как нормы и образцы культуры. Исходным выступает аристократический тип культуры, в основании которого лежат глубокие генеалогические традиции (нередко герои Гомера ведут свое происхождение от богов). Со знатностью происхождения связывается обычно красота, физическое совершенство и даже физическое превосходство над другими и вытекающие из этого аристократические добродетели: умение защитить в бою свою честь, отличиться и достичь славы, «славы до небес». Добродетели наследуются, но для этого они должны быть защищены в сражении.

В. полисе «военные добродетели» дополняются «гражданскими», и путь к ним пролегает через школу. У грамматика ребенок обучался чтению и письму, знакомился с греческой литературой. Преподавание музыки дополняло школу грамматика, так как многие стихи декламировались под музыку. С 12 лет мальчики посещали палестру - гимнастическую школу. В гимназиях подготавливали молодежь к состязаниям перед зрителями - свободными гражданами. При обсуждении государственных дел молодые люди становились слушателями и зрителями. Собственно, все это и составляло гуманитарную практику античной пайдейи, определившую основное содержание античной культуры. Образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, а был подготовкой к общественной жизни в соответствии с достаточно широким набором норм и требований, которые расценивались греками как их «мудрые изобретения» - законы.

В этом заключалась цель культуры: развить в человеке разумную способность к суждениям и эстетическое чувство, что и позволяло ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. При этом античный человек не терял своего единства с природой. Природа была главной и неотъемлемой частью космоса, который включал в себя также богов и людей.

Независимый, самодостаточный античный человек гордился своей силой и разумом, способностью жить «по природе» и «по установлению». Но уже в эпоху эллинизма с потерей античным полисом своей прежней самостоятельности разрушаются идеалы греческой пайдейи. Прерывается связь времен, общество перестает нуждаться в гражданах: город входил в необъятную империю и от человека требовались не гражданская смелость в принятии решений и полисные добродетели умеренности и справедливости, а умение «прожить незаметно», сохранить себя в условиях социальной нестабильности и неконтролируемых политических событий. В таких условиях страдает культура: падает престиж образованности и слабеет стремление к познанию. Ядро греческой образованности - система рационального знания и формирования человека по гражданскому образцу - оказывается невостребованным. Иррациональное, вера, к чему грек привык относиться свысока, с насмешкой, овладевают душами людей.

33. Культура эпохи эллинизма.

Новым рубежом в истории Греции становится поход на восток Александра Македонского(356 - 323 гг. До н.э.) - сына Филиппа II, подчинившего себе Грецию. В результате похода (334 - 324 гг. До н.э.) Была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Начинается эпохаэллинизма,эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистическойкультуры,сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых Эллинистических государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.) Эпоха эллинизма была последним, завершающим этапом развития культуры Древней Греции.

Этот этап представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизации. Поэтому он характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с “варварскими” ценностями культуры. Классицизм воспринимал эллинизм как самое совершенное выражение греческого духа.

Эллинистическое искусство глубоко осветило тему человека. Совершенство и гармоничность форм, спокойное величие произведений классического периода уступили место искусству эмоциональному, динамичному, страстному.

Объектом изображения эллинистической литературы становится человек как индивидуальность и его внутренний мир.

Взаимодействие художественных культур Греции и стран Ближнего Востока выразилось в архитектурной и скульптурной гигантомании. Зодчество теперь во многом связано со стремлением правителей прославить мощь своих монархий. В результате в период эллинизма были построены 176 городов, многие из которых носили имена своих основателей. Их планировка обычно отличалась строгой упорядоченностью.

В период эллинизма на первое место вышли точные науки. Естествознание, математика, астрономия, медицина достигли огромных успехов. Центром математики и естественных наук стал знаменитый Мусейон в Александрии.

Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс отживших себя социальных институтов, общее изменение культурного фона вызвало серьезные изменения греческой социальной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов.

Эпоха эллинизма привнесла ряд новых явлений в религию. Это культ монархов,выросший на почве обожествления личности царя, характерного для некоторых древневосточных обществ.

Другая характерная черта эллинистической религии -культсудьбы.Старое греческое представление о слепых силах общества и природы, стоящих над человеком, значительно модифицируется - судьба приобретает вид случая, удачи. Но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм-смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.

Эллинские государства, возникшие в IV в. До н.э., существовали сравнительно недолго. Уже во II-I вв. До н.э. Большинство из них было завоевано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии.

34. Римская эпоха античной культуры.

Древнеримская культура первоначально формировалась в пределах римской общины, позже она ассимилировала этрусскую, греческую, эллинистическую культуру.

Начальный этап ее охватывает XIII-III вв. до н. э., а культурное пространство раннеримского общества – этруские города, греческие колонии в Южной Италии, Сицилии и Лации, на территории которой в 754-753 гг. до н. э. основан Рим. К концу VI в. до н. э. Рим сложился как город-государство греческого типа. Здесь был построен первый цирк для гладиаторских боев, от этрусков унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, цифры, одежду-тогу и др.

Религия, философия, литература

Значительное место в культуре ранней эпохи занимала религия, которая была анимистической (признавала существование духов), а также содержала в себе элементы тотемизма – почитание Капитолийской волчицы, вскормившей, по преданию, братьев Ромула и Рема – основателей города. Божества были обезличенными, бесполыми. С течением времени из неясных, бедных мифическим содержанием божеств оформились более яркие образы Януса – бога начала и конца, Марса – божества солнца, Сатурна – бога посева и др., т.е. римляне перешли к антропоморфизму (от греческого antropos - человек, morfe – вид). Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества, так как считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

В 510 г. до н. э., по преданию, народ сверг последнего этрусского царя – Тарквиния Гордого. Рим стал аристократичной рабовладельческой республикой. В период ранней республики (VI-III вв. до н. э.) Рим подчинил всю территорию Апеннинского полуострова. В это же время был написан первый кодекс римского права – "Законы XII таблиц" (серед. V в. до н. э.). Вплоть до знаменитого Кодекса Юстиниана (VI) они оставались единственным кодексом римского права.

Культура Римской республики определялась особенностями развития римской общины.

В этот период огромное влияние на римскую культуру оказала греческая. С III в. до н. э. римские боги начали отождествляться с греческими: Юпитер с Зевсом, Венера – с Афродитой и т.д.

Первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни – переводами с греческого.

Первый римский поэт был грек Ливий Андроник, который переводил на латынь греческие трагедии, комедии, "Одиссею" Гомера. Его переводы были вольными – включал новые отрывки, изменял имена. Лукреций Кар в научной поэме "О природе вещей" (первая пол. I в. до н. э.) изложил материалистическое учение древнегреческого философа Эпикура. Он осуждает жестокость и абсурдность гражданских войн, терзавших общество, верил в могущество человеческого разума, способного овладеть тайнами бытия.

Начало римской прозе положил Катон Старший своим трудом "О сельском хозяйстве" (нач. II в. до н.э.). Многие виды латинской культуры обогатило творчество Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.) –философию, юриспруденцию, историю, ораторское искусство. Он заботился о популяризации греческой философии, переводя на латинский язык произведения многих греческих философов, дополняя их примерами из римской истории или цитатами поэтов.

Не менее знаменитым писателем того, времени был Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.), написавший около 74 сочинений в 620 книгах на исторические, философские, религиозные и другие темы. Он – единственный римский писатель, за свои заслуги увековеченный прижизненным памятником.

Наука и искусство

В сравнении с литературой достижения науки не столь значительны. Хотя и получили определенное распространение географически, медицинские знания, но все более становились заметны признаки регресса. Например, в астрономии была признана геоцентрическая система Птолемея (Земля-центр Вселенной), а ведь уже в III в. до н. э. существовала гелиоцентрическая система Самосского.

Римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов (в отличие от греков), сомкнутый феерический свод (купол).

В I-II вв. н. э. сооружены два наиболее известных архитектурных памятника – Колизей, самый большой амфитеатр античного мира и Пантеон – храм во имя всех богов. Пантеон, круглое в плане здания, перекрыто грандиозным куполом диаметром более 43 м. Только в XIX в., с изобретением железобетонных конструкций, научились сооружать купола такого размера.

Искусство пронизывало повседневную жизнь римлян, было одним из средств разумной организации жизни. Поэтому первоочередное значение придавалась практицизму и реалистичности

На всей территории Римской империи в первые столетия ее существования возрастало влияние восточных культов. Угнетенные нуждой и тяжелым трудом массы возлагали надежды и искали утешения то у бродячих философов, то у восточных богов. Появилось множество чудотворцев, мистиков, пророков. Все больше приверженцев находили астрология, суеверия.

Новые религии соперничали между собой, и победа, в конечном счете, досталась той из них, которая провозгласила единобожие, равенство всех перед Богом, посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.Это была религия Христа, привлекшая к себе симпатии рабов, бедняков, всех угнетенных, жаждавших справедливости. Учение об искупительной жертве распятого на кресте Христа было "евангелием" – "благой вестью" для них, ибо несло надежду и утешение. Ученики Христа, "апостолы", разошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру. Они же основали и многочисленные христианские общины.

В конце II в. н. э в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерны признаки кризиса античной культуры – низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, распространение христианства. В 395 г. империя распадается на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь). Разлагается античная традиция, идет борьба ее с новыми, христианскими принципами. Уже в первой половине IV в. христианство превращается в господствующую религию, начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Восточно-римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя. Ее культура стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западно-римская империя прекратила существование в 476 г. (низложен последний император). Этот год считается концом Древнего мира, началом Средневековья. На развалинах Западно-римской империи возникли так называемые варварские государства, население которых в той или иной степени было приобщено к греко-римской культуре.

Наши рекомендации