В системе языковой подготовки старшеклассников
Района Люблино»
для учащихся 9-10 класса
общеобразовательного профиля обучения
Автор-составитель: Кузнецова Г.Е.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 460 ЮВАОУ г. Москвы
Москва,2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наряду с решением множества задач в системе образования, его гуманизация является объективной потребностью нашего времени. В Федеральном компоненте государственного Образовательного стандарта нового поколения одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на “личностно - ориентированную" модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
В формировании гуманистической направленности молодого человека важную роль играет приобщение его к истории родного края, народов, к их традициям, обычаям, духовным ценностям в прошлом и настоящем.
Рабочая программа факультатива должна способствовать формированию у учащихся гуманистических, нравственных принципов поведения, развитию социализации личности.
С учетом требований ФГОС второго поколения данный элективный курс содержит метапредметные связи в образовательной области «Филология», а также учебных предметов по образовательным областям «Обществознание» и «Искусство» и непосредственно связан с темой «Люблино: вчера, сегодня, завтра».
В курсе предполагается использование материала, который способен дать учащимся рельефно- детальные и конкретные представления о жизни людей, особенностях их быта, местных традициях, обычаях, так как все это влияет на существование человека ничуть не меньше, чем тенденции политического и экономического развития. Наконец, через синтез разнообразных компонентов курса, его духовной направленности выдвигается одна из задач - становление у учащихся индивидуальной системы нравственных запретов и ограничений поведенческого характера, что становится одной из основных проблем нашего бытия.
Вся проделанная учащимися работа фиксируется в виде подробного плана или конспекта.
Для развития познавательной активности учащихся, для формирования основ национальной культуры, национального самосознания детей используются как традиционные формы работы (лекции, дискуссии, конференции), так и нетрадиционные формы(экскурсии, краеведческие викторины, тематические вечера, встречи с интересными людьми и т. д.).
Общий объем данного элективного курса составляет 17 часов(1 час в неделю) в полугодии для старшеклассников, имеющих определенные знания, опыт, умения и практику по географии, русскому языку, литературе, истории, МХК, москвоведению, страноведению, регионоведению, основам религиозных культур и светской этике. Курс предметно ориентирован и нацелен на формирование и развитие интереса учащихся к изучению культурных традиций и обычаев жителей района Люблино.
ЦЕЛЬ:
1) формировать качества гражданина и патриота своей страны, воспитывать нравственно-эстетическую личность, гармонично развитую, уважающую и интересующуюся наследием других стран и своей страны в целом, осознание ценности родной культуры;
2) ознакомить кратко с историей и социокультурными процессами в различные периоды жизни народа, условиями развития эстетических ценностей;
3)показать сущность и значение их в истории мировой культуры.
ЗАДАЧИ:
1.Развивать национальное самосознание, формировать у школьника понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
2.Показать самобытность и уникальность художественной культуры, некоторые особенности русского, татарского, азербайджанского, армянского и других народов путем сравнения с тенденциями истории культур Востока и Запада.
3.Обозначить основные исторические вехи различных культур.
4.Передать учащимся исторические сведения, сформировать уважение к национальному дому.
5.Внести в жизнь современного человека элемент новизны, сделать ее интересной и многогранной, почеркнуть индивидуальность, уникальность личности.
6.Воссоздать самоидентификацию личности со своим этносом.
Место и роль данного курса
в системе языковой подготовки старшеклассников
Данный курс интегрирует в своем содержании литературный, языковой, страноведческий, культуроведческий, географический материал, который ориентирован на выполнение учащимися комплексных заданий, имеющих учебно-исследовательский характер. При изучении данного курса учащиеся должны ознакомиться с традициями и обычаями народов района Люблино.
Основные принципы отбора и структурирования материала:обучение в данном курсе основывается на принципах сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой. На основе указанных принципов подбирается материал для подготовки старшеклассников по вопросам, включенным в программу с целью познания, изучения и исследования.