Как можно объяснить возникновение последовательного и одновременного контраста?
В изобразительном искусстве гораздо большее значение, чем последовательный контраст, имеет контраст одновременный.
Теоретически следует, что чем темнее фон, тем сильнее контрастное посветление, и чем светлее фон, тем сильнее потемнение.
Но из рисунка видно, что кружок, истинная яркость которого не слишком сильно превосходит яркость фона, кажется почти таким же, как кружок на черном фоне. Кружок на светло-сером фоне кажется почти таким же, как на белой бумаге.
Искусно пользовались светлотным контрастом нидерландские и испанские художники XVI-XVII вв. Если бы, например, гофрированный воротник на картине был написан соответствующей его цвету чисто-белой краской, то он очень негармонично вырывался бы из общего колорита. Затемнение белого цвета вызывало бы впечатление грязи. Из этого затруднительного положения художники выходили, изображая белый цвет серой краской и осветляя этот серый цвет соответствующими глубокими тенями.
Для того чтобы ознакомиться с одновременным хроматическим контрастом, достаточно проделать простой опыт. Взяв оранжевый и голубой квадраты и положив в середину каждого по маленькому квадратику из одной и той же оранжевой бумаги, мы заметим, что оранжевый квадратик на голубом фоне будет производить впечатление более насыщенного, чем такой же точно квадратик на оранжевом фоне.
При непосредственной близости цвета изменяются так, как будто бы к одному примешивается контрастный цвет другого. Поэтому всякий цвет, находясь на фоне своего контрастного или рядом с ним, выигрывает в насыщенности.
При сопоставлении же двух близких между собой цветов в результате получится уменьшение насыщенности обоих. Уменьшение насыщенности имеет место и в том случае, когда цвет находится на фоне одинакового с ним, но более насыщенного цветового тона (например, когда красный цвет находится на более насыщенном красном же фоне).
Явления цветового контраста можно наблюдать очень часто.
Гёте пишет: «Трава, растущая на дворе, вымощенном серым известняком, кажется бесконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерние облака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни». Это — типичный случай контраста.
Чем ближе друг к другу два участка цветных поверхностей, тем сильнее контрастное действие, которое оказывают один на другой. Если контрастирующие поверхности разделены, то явление одновременного контраста переходит в явление последовательного контраста, и цветовые впечатления наступают не сразу, ослабевают и даже могут получиться совсем иными. Сильнее всего контраст непосредственно у границ соприкасающихся цветных полей. Иногда даже создается впечатление, что цветовые поля неравномерно окрашены. Белый кружок на черном фоне кажется имеющим серую середину. Это явление называется краевым контрастом.
На рис. 264 пересечения линий кажутся более темными, чем сами линии, так как они дальше от черного цвета.
Благодаря контрасту напечатанные буквы кажутся нам резко очерченными, хотя на сетчатке их изображение никогда не бывает четким вследствие недостатков глаза как оптического инструмента.
При помощи контраста контуры изображений можно сделать жесткими или мягкими. Когда светлая поверхность граничит с более темной, то граница их будет выступать очень резко, если светлую поверхность сделать около этой границы несколько светлее, а темную несколько темнее (усиление существующего пограничного эффекта). Если же, наоборот, сделать светлую поверхность у границ темнее, а темную светлее, то контуры покажутся мягкими (вследствие противодействия возникающему контрасту).
При использовании контрастов следует также помнить, что теплые цвета производят менее контрастное впечатление, чем холодные. Затем явления контраста лучше заметны при средней насыщенности чем при большой, хотя теоретически следует, что чем насыщеннее фон, тем сильнее его воздействие на цвет. Очень насыщенные цвета, очевидно, выявляют свой тон так убедительно, что мешают возникновению контрастов.
Наконец, хроматический контраст бывает особенно заметен, когда отсутствует светлотный контраст, т. е. когда оба цвета имеют приблизительно одну и ту же светлоту.
Величина цветных поверхностей имеет также чрезвычайно большое значение при возникновении контрастов. Если, например, тонкий синий узор окружен значительно большим по площади зеленым фоном, то заметно изменится лишь цвет узора (сделается теплее, приобретая красноватый оттенок).
При одной и той же площади контрастное действие тем сильнее, чем больше периметр, т. е. чем длиннее пограничная линия между фоном и объектом.
Вследствие явления контраста слабые цвета проигрывают от соседства с сильными и выигрывают от соседства с дополнительными. Так, серо-зеленый цвет рядом с насыщенным зеленым кажется совсем серым, а слабая зелено-ледяная краска даже совсем исчезает. Тот же серо-зеленый цвет рядом с красным кажется более заметным.
Нейтральный серый цвет рядом с сильным цветом всегда приобретает оттенок контрастного цвета. Так, например, серый узор на красном кажется, зеленоватым, на зеленом—красноватым, на синем—желто-красным, на желтом и оранжевом—синеватым.
Чтобы получить в этом случае впечатление чистосерого, нужно к серому прибавить небольшое количество соседнего сильного цвета (например, при соседстве с красным — красного и т. д.).
Добавление краски, уничтожающей действие контраста, является наиболее радикальным средством. Возможны еще и следующие приемы для уничтожения действия контраста:
1. Обведение узора достаточно резким контуром (для ликвидации краевого контраста).
2. Выбор формы узора, наименее благоприятствующей действию контраста.
3. Вызванное контрастом различие между частями узора, лежащими на разных фонах, можно значительно уменьшить (а иногда и вовсе уничтожить), если объединить эти части в одну общую форму.
4. При печати черной краской по цветному фону также возникают явления хроматического контраста. Черная буква на красном фоне будет казаться зеленоватой, на голубом — медно-красной и т. д. (т. е. окрашенной в дополнительный к фону тон).
Чтобы избежать этого, следует черному цвету придать такой оттенок, который нейтрализует контрастный цвет.
Так, при печатании на красном фоне к черной краске прибавляют красную, при печатании на синем — синюю, на фиолетовом — фиолетовую. Но при печатании на желтом, оранжевом и зеленом фоне возникающие фиолетовые, синие и красные цвета оставляют действующими, так как благодаря им черный цвет кажется красивее. Примешивание желтой оранжевой и зеленой красок было бы в этом случае только вредным.
Зная влияние контрастов, можно использовать их при цветной печати, особенно там, где изменить цвет другими способами нельзя (например, при печатании на цветной бумаге). Правда, воздействовать можно только на светлые тона. Так, если бумага для обложки кажется слишком яркой, на ней можно печатать краской, от которой цвет бумаги будет казаться более бледным. Светло-синяя поверхность, если на ней печатать темно-синей краской, будет казаться очень побледневшей. Для этого часто достаточно дать темно-синюю рамку или какое-либо украшение.
Можно достигнуть и противоположных эффектов. Так, чтобы светло-синий цвет казался более интенсивным, на нем печатают оранжевой или красно-коричневой краской. Сказанное о синем цвете остается в силе и по отношению ко всем другим цветам.
При помощи контрастов можно «вызвать» цвет там, где его нет, т. е. на нейтральном фоне; можно также изменить оттенок цвета. Наконец, можно повысить или понизить яркость и насыщенность цвета.
Художник Д. Моор в своей интересной статье пишет:
«Влияние одной краски на другую, соседнюю, в самом плакате создает дополнительную палитру художника-плакатиста. Возьмем для примера белую краску. Небольшое белое пятно на красном фоне теряет свою белизну. Оно кажется желтоватым. Таким образом, без лишнего прохода плаката в машине получается новая краска — желтоватая.
По-иному звучит большое белое пятно, если оно окружено красным. Белое пятно по краям будет казаться желтоватым с постепенным переходом к белизне в середине пятна, где оно будет белее белого, при этом получится холодный оттенок белого в силу контраста с теплым красным. В плакате часто остаются места незапечатанной белой бумаги.
Художник их может окрасить различным налетом краски описанным оптическим способом. Большое значение имеет конфигурация черных пятен на белом в смысле дополнительной окраски белого. Так, белая бумага может казаться благодаря соседству известной густоты черных пятен зеленоватой; при другой конфигурации черных пятен — голубовато-холодной.
Я использую этот прием, чтобы эмоционально усилить содержание плаката. Так, например, на одном из моих плакатов сцена рабочей демонстрации с красными флагами дана на белом фоне. Белая бумага здесь оптически окрашивается, получает теплую желтоватую окраску. На том же плакате, ниже, расправа с рабочими дана черными силуэтами на белом. Та же белая бумага здесь оптически окрашивается, получает холодную голубоватую окраску, которая эмоционально влияет на зрителя в том направлении, которое я ищу».
Помимо плаката использование контрастов применимо и ко всякому другому виду полиграфической продукции, например к обложке.
Знание законов контраста необходимо для успешного решения всякой задачи на сочетание цветов, особенно в прикладном искусстве. Чтобы достичь нужного эффекта, нельзя не знать, в каком направлении и в какой степени изменяются под влиянием контраста входящие в сочетание отдельные цвета.
Однако одни лишь теоретические правила недостаточны. Необходим практический опыт, который внесет нужные поправки.