Некрасова м. «чудесные звери» села абашево
Абашевская глиняная пластика имеет глубокие древние корни. Село Абашево, расположенное по берегам реки Патра, находится вблизи города Беднодемьянска (Спасска). Ранее входило в Мордовские земли, потом в Тамбовскую губернию и в Самарскую, теперь входит в Пензенскую область. В писцовых книгах деревня Абашево упоминается с 1616 г.
Потомственное мастерство здесь передавалось из поколения в поколение больше трехсот лет. Само поселение в Средневолжском крае имеет древнюю историю, определяемую в своих истоках археологическим понятием «абашевская культура» по названию села Абашево - первого места раскопок, начатых в 1925 году, - три кургана с 11-ю погребениями. Вновь открытая культура имела свои особые черты. Выделялась керамикой, типичной для абашевской - кругло-донные колоколообразные сосуды с отогнутым венчиком и шарообразные с закругленным дном и с характерным орнаментом: зигзагообразные и косые линии, ромбы, соединенные углами, треугольники заштрихованные. Керамика абашевская свидетельствует о высоком уровне пластической культуры. Датируется она второй половиной 2-го тысячелетия до н.э. Ученые предполагают, что абашевская культура произошла из массива среднеднепровских племен, связана с соседними культурами эпохи бронзы. Распространена в Среднем Поволжье, однако памятники ее встречаются шире - от Калужской области до Башкирии. Абашевская керамика была обнаружена при раскопках у Плещеева озера, а также в Приуралье. Важно, что народная керамика села Абашево сохранила генетическую связь с приднепровскими племенами именно через абашевскую культуру.
Примесь дробленой раковины и растительных остатков в глиняном тесте абашевской керамики представляют древнюю техническую традицию Среднего Приднепровья.
Абашевская культурная традиция бронзовой эпохи сыграла большую роль в последующей истории Поволжья и Приуралья. Тем не менее тайна происхождения абашевской культуры пока еще не раскрыта. Но генетически с ней связана народная пластика села Абашево. Здесь вместе с традиционной гончарной посудой - корчаги, горшки, кувшины, Рукомойники - лепили игрушку. Ее монументальные формы не назовешь игрушкой. Они поражают обобщенностью, энергичностью выразительного силуэта, условностью художественного языка, крепким реалистическим чувством всеобщности живого мира. Традиционные мотивы необычайно УСТОЙЧИВЫ: всадник, барыня с птицей, конь, баран, курица, козел, олень, коровка. Свой тип рогов соответствует каждому животному. Округлые - для барана, саблевидные - для козла. В нарядный цветущий куст превращены рога оленя, подчеркивающие древнее символическое содержание образа. Женскую фигуру увенчивает кокошник древней формы или островерхая шапочка восточного типа. Выделяется пластичностью изображение собаки, играющей со щенком. Густой слой непрозрачной краски красного, зеленого, синего цветов сглаживает несколько тонкий рельеф лепной формы. Делают игрушку яркой, броской. Звонкую раскраску стали применять сравнительно недавно, с 1930-х годов. До этого игрушка была глазурованной, ближе к скопинской. Недостаток материала для глазури заставил перейти к цветной раскраске, что выражало любовь к яркому, открытому цвету, появившемуся прежде всего в народном костюме этих мест, в росписи деревянных изделий (Полхов-Майдан). Сначала применили масляную краску, затем краски эмалевые. В отличие от других промыслов народной игрушки, здесь ее лепят мужчины, а не женщины. Глину приходится добывать из большой глубины. Ее смешивают с водой, если жидкая, прибавляют песку. Смесь вываливается на пол, посыпанный золой, песком или дресвой и топчется всем семейством ногами. Вылепленную игрушку просушивают в тени и потом обжигают в горне. Здесь традицией отработан свой ритм дела. Дудки, так называют глиняные игрушки, имеющие свисток, надолго сохраняли свой ритуальный магический смысл. С чем и связаны основные изображения животных, имеющих укороченные ноги и туловище, переходящее в свисток, иногда просто бугорки вместо ног. Голова, удлиненная шея и туловище почти одинаковы по размерам. Декоративность цветовую повышает золочение. Одна треть населения Абашева староверы. С этим, скорее всего, связано употребление, в сочетании с яркой раскраской, золочения и серебрения, придающих игрушке сказочность. Абашевские гончары золотят коню гриву, оленю - рога, собаке - уши, черточка чудесного обязательно присутствует. "А вот эта замечательная собака", - с какой-то особенной нежностью в голосе сказал он (Ларион Зоткин), как бы пытаясь передать мне, что эта собака - не просто собака, а особенная, какая-то замечательная», - пишет Н. Церетели.
Золотые отметины на абашевской игрушке выступают не в роли пятна, как, например, в дымковской игрушке, благодаря чему повышается узорность росписи. Смысл золотых отметин здесь в другом. Мастер кладет их всегда на границе формы, что придает особую остроту силуэту скульптурного изображения. В этой крайней грани форма как бы теряет свою материальность, что выступает контрастом к весомости объема, к монументальной выразительности художественного образа, окружает его особой атмосферой, переводит в сказочное пространство. Каждый мастер имеет собственную манеру лепки. Соблюдение вековых канонов не лишает творчество вариативности, индивидуальной образной выразительности. У каждого мастера свой олень и своя птица. Старейший мастер Абашева Акинфий Фролович Зоткин (1883-1972). Вместе с братом Ларионом они славились на всю деревню как лучшие мастера. Тимофей Зоткин (1929— 1988) с 10 лет перенял мастерство лепки у отца, делал посуду, украшая скульптурными изображениями птиц, зверей. В 1970 г. возглавил работу по возрождению традиции абашевской пластики. Были построены мастерские, где работали мастера и ученики. Продолжая работать над традиционными сюжетами, Т. Зоткин создает и новые. Например, «Городовой», «Коронованный баран», «Сеятель», «Пошел петух с цыплятами в гости». Увеличение масштаба пластики приводит к потере игрушечности. Зоткин тянется к сюжетности изображений: «Петух разбойник». Кроме династии Зоткиных, известностью пользовались мастера династий - Нагаевы, Еськины, Краюшкины. Покоряющая непосредственность, доброта и теплота отличали игрушки Михаила Нагаева. Виртуозным мастером был Александр Игнатьевич Еськин (1910—1971), создавший свои оригинальные образы игрушек. Он делал только игрушку, отличавшуюся своим характером .
В 1960 году в Беднодемьяновске открылся керамический цех, выпускавший 6.000 свистулек. В настоящее время Пензенское общество возрождения абашевского гончарного искусства объявило конкурс на лучшую игрушку. Научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории Пензенского музея Народного творчества И.Е. Калимулинова проводит занятия с детьми села, приобщает их к мастерству, прививая понимание абашевской пластики.
НЕКРАСОВА М. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО – КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ.(фрагменты)
Чем дальше человек уходит от природы, преобразовывая, изменяя ее, тем острее встает вопрос о целостности мира, нарушаемой с каждым днем. Чем искусственнее и жестче становится окружающая нас механизированная среда, тем острее рождается потребность в утрачиваемой органике, в целостности и природности народного искусства. Поля, леса, воды, земля и небо постепенно входят в самосознание человека как ценность жизни, и жизни человеческой в первую очередь. Народное искусство - вторая Природа - в этой новой ситуации актуализируется в общественном сознании как культура духовная!
На широчайшем пространстве необозримых просторов России - от Севера до Поволжья, от южных границ Центральной России до Дальнего Востока, Крайнего Севера - взаимодействуют в богатстве национального, этнического многообразия школы традиций народного искусства. Леса и степи, горы и моря, реки и озера с неповторимостью природного ландшафта явились той географической средой, в которой развивается современное народное искусство, живут народные художественные промыслы, корнями уходящие в глубокое прошлое. Веками из поколения в поколение народные мастера передают свое мастерство, язык образов, а вместе с ним тайное знание мира, единства человека и природы. Учат гармонии между ними, утраченной современным человеком, той родственности отношений, которая рождает творчество, выковывает могущественную жизнестойкость каждого народа, и большого и малого, позволяя им плодотворно мирно соседствовать, обогащая друг друга, переживать свою историю. Сохранить соединяющий ток живой традиции между прошлым, настоящим и будущим, между сменяющими друг друга поколениями помогает народное искусство. Собственно в этих связях и есть его нравственные, эстетические силы воздействия. Сущность его в родовой памяти, выраженной в традициях школ, очагов народного творчества.
Народный мастер в каждом поколении воспроизводит древние образы в новых связях, на новых уровнях национального народного сознания. Оно может быть убывающим, или, напротив, на подъеме, но оно всегда сохраняет меру гармонии и закономерностей целостного видения мира. Это может происходить сознательно или подсознательно, поскольку народный мастер творит на основе готового известного материала, в образах, отлитых в веках, в технических приемах, отработанных поколениями, в художественных системах, сложенных школами традиций.
В изобразительно-пластическом фольклоре каждый народ слагает свои сказки и поэмы, приобщая современника к мудрому знанию и опыту, выношенному народом. Они живут в изустно-зрительной передаче, передаваясь непосредственно от мастера к мастеру. Такой закон преемственности не только восстанавливает равновесие в самом народном искусстве как в системе развивающейся, но и в национальных культурах. Теряя на путях истории отдельные виды, жанры, мотивы, народное искусство имеет способность восстанавливать утраченное, возрождаться как культура органическая - энергетически живой духовный организм, зависящий от психологических структур, духовного состояния народа как общности в культурном, историческом и географическом пространствах.
На разных этапах и уровнях исторического развития возникают очаги народного искусства, школы традиций не только по причине наличия местного сырья или как необходимость дополнительных к сельскому хозяйству средств существования, но в силу духовной культурной потребности, определяющей в первую очередь художественную направленность творчества. Не случайно народные промыслы возникали и процветали в тех местах и краях, которые являлись наибольшим сосредоточием коренных сил культуры. Такими в России явились Север, Поволжье, Центральная Россия, Сибирь, Дальний Восток и Крайний Север.
Народное искусство всегда остается неисчерпаемым кладезем художественных идей для искусства профессиональных художников. Композиторы, поэты, художники всех направлений черпали в нем свое вдохновение, обогащались творчески. И чем дальше уходит человек от природы, тем притягательнее будет народное искусство, сохраняющее родовую память.
В России культура народного художественного промысла особенно высока, в большой мере оттого, что опиралась на культуру монастырскую. Художественная и экономическая жизнь народного промысла развивалась на основе нравственного чувства, духовного самосознания народа. В самом восприятии творчества, как жизненно необходимого дела, труда, был заложен особый порядок как «обобщенное олицетворение некоторой сферы бытия». Это, в свою очередь, способствовало развитию экономического, исторического, национального самосознания народного мастера, что, несомненно, сближало народы во взаимопонимании и взаимодополнении чертами и качествами.
В родовом чувстве народного мастера таится источник духовности, позволяющий древним символам оставаться живыми, им же определяется качество искусства. Промышленная система, где мастер становится придатком конвейера, штамповальщиком «народного», естественно, не может дать этого качества. Она рвет связи, формирующие органическую культуру народного искусства.
У каждого народа свои нравственные критерии, но всеми утверждается понимание жизни как высшей ценности. В сущности своей народное сознание религиозно как на уровне языческих верований, так и христианского мировоззрения. Именно этим определяется устойчивость фундаментальных образов в народном искусстве, образов-идей, образов-концептов. Народное чувство самосохранения заставляет постоянно возвращать их в культурную память, обращаться к базовым ценностям культуры. Так, повторяются образы коня, всадника, птицы, женской фигуры и другие образы стихийных сил природы, заключающие широкие народные понятия и представления. Поэтическое их содержание охватывает емкий круг значений и смысла.
Воспитательная сила этих образов-идей. Непосредственность их воздействия на воображение детское и взрослому человеку дает импульс радости, утверждения красоты, правды, добра, вечного. Заряд эмоциональный этих ключевых образов народного искусства определяется эстетическим чувством самого мастера, изначальностью родственного отношения к природе, памяти рода, ценностью жизни, формирующих образ. Маленькая фигурка, вылепленная руками мастера в его ладонь, выдерживает увеличение - так пластичен ее объем, выразителен силуэт обобщенной формы. И для мастера, и для зрителя в этих образах живет нечто ирреальное, восприятие их будит способность мыслить образами, отождествлять их с тем, что значимо в жизни.
Именно на этом свойстве образного восприятия, творческого диалога по вертикали времени и горизонтали творчества коллектива зиждилась созидательная жизнь народного промысла, и школа в прямом смысле, как ученичество, передача мастерства от мастера к мастеру. Все вместе определяет целостность народного искусства и творчества каждого в отдельности.
В нашей действительности, перенасыщенной разрушительными силами, знаками жестокости и морального уродства, это особенно актуально. Народное искусство противостоит силам разрушения светом и радостью жизни. Оно пленяет, чарует всем своим строем, пластичностью художественного языка, поэтическим содержанием образов, сообщающим нам тайну природности, духовности, в неотделимости друг от друга дающих ценностные ориентиры. Чувство гармонии основано здесь на интуитивном даре целостного видения мира. Это дар особый. Он проявляется как и в произведении, так и в самом акте творчества, направленного на родовые ценности. Они воспроизводятся не в единичном образе, а во множестве образных вариантов, ибо на основе хорошо усвоенного возможна импровизация, дающая нечто новое, что обрабатывается в творчестве коллектива, пока не станет сродным. Так утверждает себя школа традиции в искусстве народного промысла.
Естественно, такое взаимодействие личного начала с коллективным требует известного состояния души. Без этого ничего не получается у человека, пришедшего на промысел со стороны. Каноны, нормы системы - только путь к творчеству. Радость труда начинается с овладения материалом, техникой, совершенствование в этом порождает артистизм. Ведь творчески воспринимается само прикосновение пальцев, например, к глине, ее уминание, вдавливание, наращивание объема налепами - рождение формы, формы-пространства.
Полнота содержания традиционного образа, мастерство школы в сознании народного мастера остаются высочайшим достижением его предков, достоянием своего села, края, что надо сберечь, передать потомкам. Он чувствует моральную ответственность за то, что ему дала традиция, выпестованная опытом поколений. Традиция в таком случае духовно энергетична. Ее нельзя свести к отдельным приемам, навыкам мастерства или мотивам орнамента. Уникальность ситуации, сложившейся в России и породившей к концу XIX века, в XX веке бурное развитие народных художественных промыслов, заключалась в том, что 90% населения страны составляли крестьяне, что им был нужен дополнительный доход. Не последняя причина, а, может быть, главная - духовная предрасположенность к творчеству. Народное чувство красоты, истины, вера, сохраняющиеся в ключевых образах-идеях народного искусства, явились источником, питающим творчество в промысле. Повторами и вариациями образа формировалась целостность школ, отрабатывались техника и технология.
Территория, население которой вовлечено в деятельность народного промысла, приобретает значение культурного явления - Жёстово, Мстёра, Гжель, Палех, Холмогоры, Хохлома, игрушка - дымковская, каргопольская, филимоновская, абашевская, богородская, федосеевская и др. Каждый промысел - своя культура памяти. Школы народных традиций представляют собой своего рода сферы-концепты целостности культуры, основанной на осевых ценностях каждого народа, этноса. Сохранение школ народного искусства - один из важных вопросов современности.
Общность духа коллективной народной жизни, проявляемая в творческой деятельности промысла, основана на соборном начале и артельной форме труда, что способствует пробуждению и развитию творческих способностей человека, создает нравственную атмосферу промысла. На ней базируется система творчества, где повтор, вариантность не есть ущемление авторства. Во-первых, потому что оригинальность авторской манеры, каких-то художественных особенностей всегда остается, во-вторых, эта авторская вещь создана на основе многих других подобных. На этом основаны демократизм, живучесть народного промысла, его потенциальная возможность к быстрому восстановлению и функционированию. Искусство народного промысла способно возрождаться даже тогда, когда по тем или иным причинам не осталось ни одного мастера, но сохранилась память среди населения данного места, появились условия для его воссоздания. Действует генетическая культурная память. Потому и само по себе место бытования промысла - культурноценно. Критерий ценности удерживает память. Вот почему при известном подходе и методе - промыслы не только возрождаются, но создают полнокровное, оригинальное искусство. Творческий потенциал коллектива всегда свободнее, больше, чем возможности отдельного мастера.
Такое восприятие жизни мира ведет и зрителя по особому пути прочтения образа, мы ему верим, потому что он отражает не только авторское понимание жизни, а понимание народное, отлитое временем, закрепленное в формах, традициях. Народная концепция мира остается источником поэтического, художественного, преобразующего начала и для современного народного мастера Время связывается с переживанием света как начала животверящего, добра - как всеединства, как основы мироздания. Все это рождает чувство вселенское, где всему есть свое место и отношение родственной близости. Именно на этой основе возникали и усваивались влияния и заимствования между мастерами и даже от других народов. Отсюда планетарность народного искусства, на основе этого качества выкристализовывались емкие образы, пластические формул сохраняющие действенную эстетическую силу. Например, образ Древа, или образ Солнца, изображающегося в круге в разных вариантах - они живут и поныне. Общее спаяно из вне едиными ценностями. Ценностное бытие народного искусства дает ключ к пониманию его как части духовной культуры.
В наше время, когда нет нужды в народных изделиях как предметах первой необходимости, народное искусство живет благодаря своей эстетической духовной функции. Как творчество «надличное», народное искусство постоянно воспроизводит национальный характер и как творчество «наднациональное» - свою родовую сущность. Преемственность, традиция - сила, формирующая культурную память.
Воспитанное традицией чувство формы направляет фантазию мастеров. Целостность искусства не исключает разнообразия как произведений, так и творческих индивидуальностей, манер, приемов, мотивов и сюжетов. Художественный образ в искусстве народных промыслов получает развитие от символического до повествовательно-сюжетного, от песенно-лирического, эпического до психологического. При этом, однако, не разрушаются границы времени, указывающие на фольклорный характер образа. Принцип орнаментальности лежит не только в основе росписи, но и в том, как организуются образы в ритмические структуры - будь то скульптурная лепка, или живописная роспись, или ткачество. Все индивидуально неповторимое выступает в качестве общего. Поэтому развитие индивидуального начала в народном искусстве не то же самое, что в творчестве художника-профессионала академической школы, где повтор приводит к штампу.
В народном искусстве даже произведения чистого ремесла несут образ общего и могут подниматься до уровня художественного, например плетение корзин, выделка туесов. Творчество проявляется в преодолении материала, технических сложностей. Этот процесс открывает часто неожиданное с художественной точки зрения, наполняет вещь теплотой неповторимого. Вот почему представляется невозможным в народном искусстве разделить творчество и ремесло. В таком разделении всегда есть что-то против правды живого творчества. Его живая энергия действует уже в контакте мастера с вещью, где технические достижения неотделимы от художественных, от рукотворности мастерства. В самом процессе работы складывается определенная культура навыков, оттачивается художественное чувство мастера, его способность ощущать ритмы линейные, цветовые, пластические, орнаментальные. Техническая сноровка, навыки мастерства вместе с мотивами, сюжетами, темами, профессиональными тайнами и, любовью к прекрасному как живому преданью старины, как ценнейший дар, передается от мастера к мастеру, из поколения в поколение. Это также создает нравственный потенциал в деятельности народного промысла. Народных мастеров независимо от их национальной принадлежности объединяют общие черты: это чувство своей земли, родного края, это память о том, как жили, что творили предки, это отношение к мастерству как к священнодейству.
Неувядающая сила народного искусства противостоит мещанскому взгляду на жизнь - на жизнь без прошлого и без будущего, ограниченную настоящим днем, лишенную чувства гражданской ответственности перед новыми поколениями и планетой Земля. И чем больше отрицательных воздействий испытывает цельная личность народного художника, тем острее возникает необходимость в таких личностях, синтезирующих в творчестве коллективный опыт выношенных народом духовных ценностей. Современному художественному сознанию, устремленному в будущее и осмысляющему прошлое, как никогда близко народное искусство, воспринимающее человека, выражающее человеческое в его связях со Вселенной, землей, природой, историей.
Сохранение народного искусства есть одна из острых проблем современности, проблема экологии духовности человека, экологии культуры. В решении ее должны объединяться прогрессивные силы человечества. Прежде всего, сами мастера должны утвердиться в своем праве на творчество. Художник будет сам устанавливать план и ритм своей работы. Без посредника опытным путем учтет колебания спроса, испытает свои творческие возможности - от уникального произведения до дешевой, но художественной вещи. Во главе коллектива должны стоять творческие, авторитетные люди.
В новой организационной структуре важно предусмотреть сохранение каждого очага народной культуры, который получит возможность функционировать одновременно во всех формах, где мастер и окружающая среда будут представлять единое целое, постоянно действующее поле эстетических сил.
Будущее народного искусства во многом будет зависеть от творческой инициативы самих мастеров, от сознания ее ценности, нравственного отношения к народному искусству в целом, от активности широкой общественности, помогающей сберечь народное искусство - в первую очередь как память народа о самом себе. 2005 г.
ЛИТЕРАТУРА
Жегалова С. Художественная культура русской деревни. М., 1983
Зайцев Н. Солнечные узоры. М. 1978
Маковецкий И. Архитектура русского народного жилища М. 1962
Народные мастера. Традиции и школы. М., 2006
Некрасова М. Народное искусство России. М. 1983
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ
Задание 1.
При чтении текстов, включенных в 1 задание, необходимо обратить особое внимание на материалы, которые помогут подробно и доказательно раскрыть следующие вопросы:
1. Чем отличается типично славянское восприятие природы? Как соотносится для славянина жизнь природы и жизнь человека?
2. В чем проявляется специфика Белорусской архитектуры? Как она связана с развитием национальной истории и культуры, а также с историей других славянских народов?
ЯКУБ КОЛАС(Белоруссия)
* * *
Мой родный кут, як ты мне мiлы!
Забыць цябе не маю сiлы!
Як воком мыслi озiраю
Цябе, мой луг i берег родны,
Дзе льецца Нёман срэбраводны,
Дубы дзе дружнай чарадою
Стаяць, як вежи, над вадою...
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ. ВОСЕНЬСКАЯ ПЕСНЯ (Белоруссия).
* * *
Ой, восень мая
Восень сцюдзёная
Чаго ты раненька захолодала,
Я й не рана,
Я й не позненька -
Кали мая пара прышла:
Лiсточак апау’, зямельку у’слау’-
Вось мая пара прышла.
Рэчкi сталi, пазамярзалi -
Во мая й другая пара.