Становление понятия культуры в русской философии

Тема культурыначинает развиваться в России в сфере общественной мысли в основном после опубликования «Философских писем» П.Я.Чаадаева. Культура определялась им как духовное явление, основу которого составляет религия и нравственность. Духовность ярче всего представлена в мире христианском (особенно в католичестве). Культура вообще, считал Чаадаев, может развиваться двумя путями: восточным и западным. Чаадаев утверждал, что пример России для мировой культуры состоит в том, что она демонстрирует, как нельзя жить в истории. Однако Чаадаев в конце жизни высказывал мысли о том, что Россия все же имеет особое предназначение в мировой культуре и способна подняться в своем развитии.

Основной проблемой в русской культурологической мысли становится выяснение соотношения культур Востока и Запада. Со временем возникло два основных направления в русской культурологии, называемые славянофилами и западниками.

Западники утверждали, что Россия будет развиваться только при условии приобщения к более прогрессивной западной культуре. Они относили русскую культуру к европейскому типу, но считали ее несколько своеобразной, так как она развивалась в рамках православно-христианской традиции. К западникам можно отнести Огарева и Герцена, Белинского, Писарева, Чернышевского и народовольцев.

Славянофилы, наоборот, утверждали, что у России свой самостоятельный путь развития, отличающийся своеобразием. Взгляды славянофиловсложились в русле критики идей Чаадаева. В числе славянофилов были К.Аксаков, И.Аксаков, И.Киреевский, П.Киреевский, А.Хомяков, В.Черкасский, И.С. Тургенев. Славянофилы развивали свои идеи на основе взглядов Шиллера. Вторая волна славянофильства связана с деятельностью Достоевского, А.Толстого. Позже¾Данилевский и К.Леонтьев.

Алексей Степанович Хомяков также как и Чаадаев, критически относился к некоторым характеристикам русской культуры, но был ярым защитником православия. Поэтому его концепция строилась на критике Запада как оплота католицизма. Православие видится более «чистой верой», мало запятнанной кровопролитием и насилием. Православие еще не полностью реализовала себя в русской культуре и обладает огромным потенциалом на пути ее совершенствования.

Ф.М. Достоевский пришел к выводу, что Россия может спастись только путем религиозного возрождения и внутреннего преображения русского человека. Он разработал теорию почвеничества. Ее суть заключалась в стремлении примирить крайности славянофильства и западничества, объединить народ и интеллигенцию, доказать, что русскую самобытность следует искать только на национальной почве. Почвенники претендовали на создание «органического» русского самовыражения в художественном творчестве и, отмечая отрыв образованной части общества от народной почвы, призывали к духовному единению классов и сословий. Концепция Достоевского изложена в знаменитой речи по случаю открытия памятнику Пушкину, где отмечается, что русский народ обладает особым даром «всемирной отзывчивости», особой соборностью к «всечеловеческому единению». Надо уважать другие народы, но сохранять при этом собственную самобытность.

Другой проблемой русской культурологической мысли стала идея соборности русской культуры. Уже Хомяков проповедовал идеи соборности, единения всех людей на основе любви.

Русская культура по утверждению Хомякова основана на трех принципах:

· Самодержавие (царь ¾ наместник бога на Земле, объединяющий усилия церкви и власти в служении народу);

· Православие (патриарх ¾ учитель царя);

· Народность ¾ соборность, братство.

Соборность ¾ принцип единения народа, в основе которого лежит вера. Позже эту идею разовьют Вл. Соловьев и С. Трубецкой.

Н.Я. Данилевскийв работе(1822—1885) «Россия и Европа», обосновал концепцию многолинейного и замкнутого развития культур, предвосхитившая основные идеи О.Шпенглера. Он вводит понятие обособленных, локальных «культурно-исторических типов», или цивилизаций, проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Данилевский выделяет 10 таких типов: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, древнесемический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский и германо-романский или европейский. Особое место в его система принадлежит мексиканской и перуанской культурам, погибшим насильственной смертью, не успев полностью реализоваться.

Кроме того, он разделяет эти типы на «уединенные» (китайская и индийская) и «преемственные» (египетская, греческая, еврейская, европейская), когда плоды одной культуры усваивались другой.

Каждый тип культуры эволюционирует от этнографического состояния к государственному, а от него — к цивилизации. Под цивилизационностью Данилевский понимает период, когда народ проявляет свою духовность во всех сферах деятельности.

Сферы культурной деятельности также систематизируются по видам:

· религиозная, как отношение человека к богу;

· узко-культурная, как теоретически-научная, эстетически-художественная и технически-промышленная;

· политическая;

· общественно-экономическая.

Те или иные типы деятельности могут превалировать в различных культурно-исторических типах. Поэтому сами типы можно классифицировать по данному признаку:

· культуры первичные или подготовительные, которые не проявили себя самобытно ни в одном виде деятельности, но послужили основой для развития многих видов деятельности в других культурах (египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская);

· культуры одноосновные, которые исторически следовали за первичными и проявили себя ярко в одном из видов деятельности (еврейская—религиозная, греческая—культурная, римская—политическая);

· культура двуосновная, когда культуры проявили себя в двух направлениях. В основном речь идет о политико-культурной деятельности и таком типе как европейский.

· Культура четырехосновная — гипотетический, еще только возникающий тип, воплотивший все возможности в равной степени. К нему он условно относит славянский тип, при условии, что не поддастся европейскому влиянию.

Данилевский выступил с критикой идей Дарвина. Прогресс¾это не однолинейный, а много направленный процесс. Прогресс заключается в возможности не идти всем по одной дороге, а исходить «все поле» истории. Все культуры идут одним из возможных путей. Иначе, хотя бы одна культура достигла бы идеала. Теория культурно-исторических типов представляет собою теорию множественности и разнокачественности человеческих культур (или цивилизаций), что противоречит европоцентристской и линейной концепции мировой культуры.

У древних греков не употреблялось слово «культура». Однако существовало несколько близких по значению смысла терминов.

· paideia -- воспитание в соответствии с традициями этноса, образованность. Человек восприимчив к воспитанию. В основе слова "пайдейя" лежит слово paiz, обозначающее состояние "детства" человека (например, - мальчик, отрок, юноша, сын; - девушка, девица, дочь);

· "Техне" - искусство, ремесло, наука; в переносном смысле - хитрость, ловкость; вообще - способ.

· "Эпистеме" - знание, умение; наука.

Софисты:

· обосновали примат особенного над всеобщим, заложив основу европейского гуманизма, подчеркнув особую значимость творческого начала отдельной личности. Протагор – «Человек есть мера всех вещей существующих, если они существуют, и несуществующих, если не существуют.

· Мир людей отличается от мира природы тем, что законы человеческого мира субъективны, а законы природного мира – объективны;

· Мир людей основан на воспитании.

Во времена древнего Рима Цицерон вводит понятие humanitas. Обычно данный термин переводят как «человечность», «обходительность», но точнее «человеческое достоинство». Достоинство¾отличительная особенность римского этоса, подразумевающее не просто существование в условиях жизни города, а благие поступки, подвиги лучших сыновей Рима. Считалось, что только напряженный воспитательный труд делает римлянина «первым среди мужей».

Понятие “культура” имеет латинские корни (colere, colo, colui, cultum, colere) и употребляется как «возделывать», «обрабатывать», «населять», «покровительствовать», «поклоняться и почитать», еще не приобретя статуса научности. Таким образом, это слово употребляют для передачи качественной характеристики чего-либо.

В литературе слово «культура» встречается в произведении «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона:

· счастливая жизнь достигается только через самосовершенствование «возделывание души» – это и есть философия;

· Культурный человек – включенный в общественную жизнь;

· показатель культуры – ораторская речь;

Луций Аней Сенека:

· человек культурный=человек моральный, только нравственность превращает культуру в высшую ценность;

Корнелий Тацит:

· мир варварства и мир цивилизации изначально антагонистичны (на примере анализа германских племен)

Наши рекомендации