Тема: «Христианская культура средневековой Европы»

Вопросы:1. Религия и её генетические истоки;

2. Структурные элементы религии;

3. Понятие «религиозная культура»;

4. Европейская культура в лоне христианства.

1. Религия и её генетические истоки

Слово «религия» имеет латинское происхождение. В культурный обиход оно вводится в период крушения Римской империи. Цицерон выводил данный термин из латинского глагола Relegere, что означало «бояться», Лактанций считал, что религия берёт своё начало в латинском глаголе Religare – связывать, сковывать. С его точки зрения, религия – это связь человека с Богом. Религия как социальное явление – закономерный продукт духовной жизнедеятельности человека. Её генетическим истоком принято считать человеческий страх. Наряду со страхом перед разъярённой стихией природы некоторые исследователи считают одной из причин рождения религии – социальное зло, страх перед общественными явлениями. И так эти причины можно было бы множить. В разное время и на разных этапах они видоизменялись, но мотив страха всё-таки преобладал.

Принято считать, что исторически религия как форма общественного сознания и элемент духовной культуры в своём развитии прошла 3 этапа: родоплеменной, народно-национальный, мировой. Первый тип – это религиозные верования в первобытной культуре. Ко второму типу относят индуизм, иудаизм, конфуцианство и др. религии, которые возникли в период становления классового общества. В этот период многобожие было заменено единобожием. Сегодня в качестве мировых религий принято выделять: буддизм, христианство, ислам. Они возникли во время великих исторических поворотов, в период формирования великих империй. Общие черты мировых религий:

- Наличие харизматической личности (Пророк, Основатель);

- Священное Писание (Библия, Коран, Трип Итака);

- Догматика как средство упорядочивания духовных знаний;

- Вера в качестве спасения души;

- Культ в виде средства, определяющего единство действий, закреплённых в

ритуале.

2. Структурные элементы религии;

Религия в структурном отношении явление сложное. Оно включает в себя: религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации. Практически все эти элементы имеют непосредственную связь с культурой. Религиозное сознание не может существовать автономно в духовном мире субъекта, не пересекаясь с другими формами общественного сознания: моралью, искусством, наукой, политикой, правом.

Религиозная деятельность – это часть общественной духовной деятельности. Религиозную деятельность дифференцируют на внекультовую

(производство свечей, икон, крестов, мессионерство и т.д.) и культовую (связана с удовлетворением верующими их религиозных потребностей).

Религиозные отношения – это отношения, складывающиеся в духовной сфере общества. Они выражаются прежде всего в отношении субъекта к Богу.

Религиозные организации упорядочивают религиозную деятельность. Принято выделять 5 форм религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, вероучение, культ.

Церковь (в переводе с греч. Означает Божий дом). В более узком смысле слова, церковь – это место, в котором происходят ритуальные действия.

Секта (от лат. «образ мыслей, учение, направление»). Это группа оппозиционеров внутри какой-либо религии, неудовлетворённая существующим в церкви положением дел и выдвигающая новые идеи.

Деноминация (от лат. «переименование») – это промежуточное звено между церковью и сектой. Она может возникать на основе церкви (как лютеранство внутри католицизма, превратившееся в последствии в одну из деноминационных ветвей протестантизма, но в свою очередь не ставшего отдельной религией).

Вероучение – это совокупность догматов и положений какой-либо религии.

Культ – крайняя форма секты. Культы призывают к радикальным изменениям человека, группы, общества.

Все указанные элементы религии находятся в тесном взаимодействии с культурой, частью которой они сами и являются. Католические теологи не согласны с тем, что религия есть часть культуры. По их мнению, религия автономна от культуры, но может на неё воздействовать. Отечественные богословы (православные) считают, что культура является следствием религии. Многие современные культурологи считают, что культура более широкое понятие и религия является важнейшей её составляющей.

3. Понятие «религиозная культура»;

Наиболее точное определение религиозной культуре дано Яблоковым: «Религиозная культура представляет собой особое качество, характеризующее совокупность способов и приёмов обеспечения и осуществления бытия человека, которые реализуются в ходе религиозной деятельности, центром которой является культ». В данном случае культурные ценности формируются в рамках религиозного сознания, задаются им. Религия активно влияет на многие составляющие культуры, вследствие чего появляются религиозная философия, религиозная мораль, клерикальное искусство.

4. Европейская культура в лоне христианства.

Христианство – вторая по времени происхождения мировая религия, берущая своё название от собственного имени Христос («помазанник, мессия»). Христианство возникло в I в. н.э. в Палестине. Время возникновения, распространения и укоренения христианства приходится на период глубокого кризиса, охватившего все сферы жизнедеятельности Римской империи. Кризис сказался и на шкале духовных ценностей, и на мировоззрении в целом. Образы новозаветных повествований, трансформированные и опосредованные вторичной мифологизацией в народных верованиях, оказали универсальное воздействие на художественное творчество. Замкнутая система образной и наглядной христианской мифологии Средневековья дана в «Божественной комедии» Данте Алигьере. Позднее Средневековье открывает эмоциональные возможности «подражание Христу» в его земном унижении, сочувствия страданиям Девы Марии. О культурном облике Средневековой Европы говорит хотя бы тот факт, что на базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племён возникло романское, а затем готическое искусство. Причём наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды: театр, музыка, скульптура, живопись. Огромную роль в этом играла христианская церковь. Вообще эпоха Средневековья охватывает собой почти тысячу лет (с V по XV вв.).

Архитектура V-VIII вв. обычно проста. Круглые или многоугольные соборные церкви заимствованы из византийской архитектуры. Однако выдающимся достижением архитекторов романского стиля была разработка зданий с каменными арочными поддерживающими конструкциями. Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников (к примеру: колонны с абстрактными орнаментами, живописные композиции на библейские сюжеты и сюжеты из жизни святых также изображались на широких поверхностях стен).

Ярким выразителем христианской веры стал готический стиль в искусстве. Готическое искусство возникло во Франции примерно в 12 в. Основным выразителем готического искусства была архитектура. В нач. 12 в. каменщики разработали ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперёк и продольно. Готические соборы приобрели характер лёгкости, устремлённости ввысь (пример: Собор Парижской Богоматери (1163)). В многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений большое количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви.

Средневековая музыка носила также ярко выраженный религиозный характер. Однако уже в раннем Средневековье начинает оформляться светская музыка. Первой важной формой светской музыки были песни трубадуров. В их песнях звучали темы неразделённой любви, истории о рыцарях и пастушках.

Лекция 8

Наши рекомендации