Гайнутдин р. исламское понимание нации

По исламу, все человеческие существа образуют единую семью, являющуюся результатом божественного творчества, и в своих деяниях зависимы от божественной воли. Они имеют одного праотца - Адама. «Вначале люди были общиной единой, но разошлись они. И если бы прежде не было произнесено Господом твоим слово, то были бы устранены разногласия их».

Понятие нация для мусульман увязывается с такими терми­нами, как 1) «шааб» - народ, объединенный общностью территории, культуры и языка; 2) «кабиля» — племя, объединенное близостью родственных уз; 3) «умма» - община, большая группа людей, объединенных узами духовного родства и религиозного вероучения. Что касается первых двух категорий, то Коран ясно показывает единое происхождение всех людей: и мужчин, и женщин, различных народов: «О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами и сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благочестивый из вас перед Аллахом тот, кто наиболее богобоязненный». В исламе нет деления народов на лучшие и худшие, отсутствует утверждение об исключительности кого-либо только по происхождению или по половой принадлежности. Сам Пророк Мухаммад учит: «О люди! Разве не един ваш Господь? Разве не один у вас отец? Разве есть у араба преимущество перед не арабом? Разве есть преимущество у не араба перед арабом? Или же у чернокожего перед белокожим, и наоборот? Только в богобоязненности и благочестии заключается превосходство!» Таким образом, с приходом ислама на первое место выдвигается не принадлежность людей к какому-либо знатному роду и племени, а принадлежность к общине, стоящей на пути истинной веры; важнее становится духовная близость, а не кровное родство. Именно поэтому в Коране чаще упоминается термин умма - «община»: «Воистину, община ваша - единая община, я же - Господь ваш. Так поклоняйтесь Мне!» Данное обращение Всевышнего подразумевает, что все мусульмане являются единой общиной, объединенной верой в Аллаха.

Что касается последователей других религий и неверующих, то они относятся к другим общинам: «Если бы захотел Господь твой, то Он создал бы людей общиной, одну и ту же веру исповедующей. Но они остаются различными, за исключением тех, над кем смилостивился Господь твой». В соответствии с принципом веры во всех посланников Аллаха мусульмане признают всех истинных пророков, существовавших до Посланника Аллаха Мухаммада: «У каждой общины есть свой посланник. Когда посланник этот придет к ним [в день Воскресения], разрешатся их дела по справедливости и не возникнет у них обид».

Исторически мусульмане России идентифицировали себя прежде всего как «мусульмане», то есть как умму, а не как представителей какой-то территориальной или языковой общности. Если обратиться к произведениям литературы, то выражение «мы, мусульмане» является в них превалирующим. Да и в целом, в Российской империи в личных документах была фиксация вероисповедания, а не национальности.

Вслед за введением после 1917 г. национально-территориального деления на нации и народности стала устанавливаться национальная идентификация мусульман, и вместо понятия «мусульманин» стали прививаться понятия «татарин» (причем с региональной принадлежностью казанский, астраханский, крымский, сибирский и т.п.), «башкир», «дагестанец», «ингуш», «чеченец» и т.п. Естественно, что в настоящее время, принадлежность к какой-либо нации или народности стала уже неизбежным атрибутом самосознания каждого человека в нашей стране. Но теперь, с возрождением религиозности, у мусульман формируется также осознание их принадлежности к мусульманской умме, прежде всего в рамках той национальности, к которой они принадлежат, но и в рамках всего государства - России. В связи с этим можно утверждать, что и теоретически, и фактически сформировалось понятие «мусульманская умма России».

Мусульманская умма России прежде всего имеет общее духовное и географическое пространство, совпадающее с границами государства. Ведь сегодня нет ни одной области или республики, где не жили бы мусульмане. Миграционные процессы привели к тому, что мусульмане расселились на всем пространстве России - от Калининграда на западе до Камчатки на востоке, от заполярных городов на севере до Дагестана на юге. Россия сегодня - великая мусульманская держава, численность мусульман в которой больше, чем во многих мусульманских странах. Именно это является основанием для того, чтобы мусульмане чувствовали, что любая точка этой страны является Отечеством для них, в этом заключается для российских мусульман источник патриотизма и любви к Родине. При этом нужно учитывать, что российские мусульмане одновременно чувствуют себя членами всего мирового мусульманского сообщества.

Этот патриотизм имеет исторические корни. В войнах с внешним агрессором - в Отечественной войне 1812 г., в крымских баталиях, в годы Первой мировой войны - мусульмане стояли бок о бок рядом с христианами и проливали свою кровь за Россию. Венцом этого соратничества стали годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда все народы России вста­ли на пути грозного врага - германского фашизма и защитили страну. Религиозным памятником этого общего подвига является комплекс храмов в Парке Победы в Москве, где в 1997 г. была построена и Мемориальная мечеть.

Поэтому сегодня очень важно, чтобы нигде и никогда не возникло ситуаций, в которых представители разных наций, мусульманских или немусульманских, стали бы апеллировать к собственному превосходству или выискивать причины своих проблем в представителях того или иного народа. Всевышний Аллах говорит: «Воистину, верующие - братья, так устройте мир между вашими братьями! Будьте богобоязненными, и да будете вы помилованными!». И это является наиболее ярким свидетельством того, что истинно верующий человек не будет источником раздора и конфликта в отношениях с другими верующими.

Одно из современных научных пониманий нации (сформированное в первую очередь зарубежными специалистами) предполагает рассмотрение ее в качестве «государственно оформленного этноса», именно в силу этого политические вопросы, проблемы государственного управления и функционирования политической власти становятся для многих народов мира и нашей страны приоритетными.

Отдельными учеными подчеркивается, что в исламском вероучении отсутствует цельная, завершенная политическая доктрина. Полностью с этим согласиться нельзя, ибо в Коране, Сунне, трудах многих мусульманских авторов содержится немало положений, имеющих политический характер. К примеру, содержание 38-го аята 42-й суры Священного Корана: «И те, кто отвечают Господу своему, и творят молитву, и чьи дела разрешаются посредством совета между ними, и кто расходует из того, что ниспослали Мы им» - расценивается исследователями как подготовительное для мусульман к решению насущных государственных дел.

Достаточно подробно в Коране рассматривается, кто должен быть правителем мусульман и каким должно быть отношение к власти. Мусульманский правитель обязан быть мудрым: «И укрепили Мы царство его, и ниспослали ему мудрость и ясное суждение»; «О Давид, воистину сделали Мы тебя правителем в стране, суди же людей по справедливости и не следуй желанию, иначе собьет оно тебя с пути Аллаха. Тем, кто сбивается с пути Аллаха, несомненно, уготована... суровая кара, ибо забыли они день расчета». Граждане исламской страны должны повиноваться властям: «О, вы, кто веруете, повинуйтесь Аллаху, и Посланцу, и властям предержащим из среды вашей»; «сноси терпеливо то, что говорят они, и помни раба нашего Давида, обладателя власти».

В период раннего ислама вопрос о природе власти не был предметом дискуссий и размышлений. Политическая власть в исламе принадлежит только Аллаху: «...воистину, Аллах избрал его (правителя) над вами и преумножил его изобильно по знанию и силе. Аллах дарует царство Свое тому, кому он желает». Правитель отвечает перед Аллахом: «Потом Мы сделали вас правителями на земле после них, дабы могли Мы видеть, как поступаете вы».

Политическая власть ислама, утверждается в Коране, будет длиться вечно, а мусульмане станут править на земле. «Аллах обещал тем из вас, кто веруют и творят добро, что, воистину, поставит их правителями на земле, как ставил он правителями бывших прежде, утвердит для них религию их, воистину, ниспошлет Он им взамен безопасность после страха их. Будут служить они Мне, и не приравнять никого ко Мне...» В Коране утверждается, что справедливость является основой мусульман.

РАСУЛ. ГАМЗАТОВ(Дагестан)

ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «РОДНОЙ ЯЗЫК»

Так я лежал и умирал в бессилье

И вдруг услышал, как невдалеке

Два человека шли и говорили

На милом мне аварском языке.

В полдневный жар в долине Дагестана

Я умирал, а люди речь вели

О хитрости какого-то Гасана,

О выходках какого-то Али.

И, смутно слыша звук родимой речи,

Я оживал, и наступил тот миг,

Когда я понял, что меня излечит

Не врач, не знахарь, а родной язык.

Кого-то исцеляет от болезней

Другой язык, но мне на нем не петь,

А если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть.

Я за него всегда душой болею.

Пусть говорят, что беден мой язык,

Пусть не звучит с трибуны Ассамблеи,

Но, мне родной, он для меня велик.

И чтоб понять Махмуда, мой наследник

Ужели прочитает перевод?

Ужели я писатель из последних,

Кто по-аварски пишет и поет?

Я жизнь люблю, люблю я всю планету,

В ней каждый, даже малый уголок,

А более всего Страну Советов,

О ней я по-аварски пел, как мог.

Мне дорог край цветущий и свободный,

От Балтики до Сахалина – весь.

Я за него погибну где угодно,

Но пусть меня зароют в землю здесь!

Чтоб у плиты могильной близ аула

Аварцы вспоминали иногда

Аварским словом земляка Расула –

Преемника Гамзата из Цада.

ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ МАЛЕНЬКИЙ НАРОД

Умеешь ты печаль сурово

Встречать без слез, без суеты,

И без веселья показного

Умеешь радоваться ты.

И не твои ль напевы схожи

С полетом медленным орла,

А пляски — с всадником, чья лошадь

Летит, забыв про удила.

Характер гордый твой не стерся,

И в речи образность живет.

О, как люблю я сердцем горца

Тебя, мой маленький народ!

В теснине горной, где повита

Туманом кряжистая цепь,

Душа твоя всегда открыта

И широка всегда, как степь.

Живешь, с соседями не ссорясь,

Ты, сняв свой дедовский кинжал,

И я уже не темный горец,

И ты иным сегодня стал.

У ног твоих гремят составы,

С плеча взлетает самолет.

Люблю, как сын большой державы.

Тебя, мой маленький народ!

* * *

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,

Не молиться,

Тебя ль не любить,

Мне ль в станице твоей журавлиной

Отколовшейся птицею быть?

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

* * *

Гость стучится в двери темной ночью,

Если горец ты, блюди закон.

Хочешь этого или не хочешь,

Дверь открой, превозмогая сон.

Песня в грудь стучится ночью звездной,

Все уснули, а тебе невмочь.

Если ты поэт, пока не поздно,

Встань и пой, забудь, что в мире ночь.

* * *

Хочбар не вымысел, не чей-то сон,

Герой существовал в былые лета,

Но он известен горцам всех времен

Из песен неизвестного поэта.

Рожденный женщиной, умрет поэт,

Герой падет, и прах истлеет где-то,

Но будет жить на свете сотни лет

Свидетельство иль вымысел поэта.

* * *

В горах джигиты ссорились, бывало,

Но женщина спешила к ним и вдруг

Платок мужчинам под ноги бросала,

И падало оружие из рук.

О женщины, пока в смертельной злости

Не подняли мечей материки,

Мужчинам под ноги скорее бросьте

Свои в слезах намокшие платки.

* * *

Я хочу, чтобы звонкий, счастливый,

Всюду слышался смех детворы,

Чтобы девушки были красивы,

Чтобы юноши были мудры.

Я желаю вам друга такого,

Чтоб в тяжелый, нерадостный час

Произнес настоящее слово,

Что спасительным будет для вас.

Невозможно прожить без печали,

Но хочу я, друзья, пожелать,

Чтобы в радости вы забывали,

Что недавно пришлось горевать.

Чтобы люди с улыбкой встречались,

А прощались грустны и тихи,

Чтобы дети без боли рождались,

Чтобы с болью рождались стихи.

* * *

Даже те, кому осталось, может,

Пять минут глядеть на белый свет,

Суетятся, лезут вон из кожи, .

Словно жить еще им сотни лет.

А вдали в молчанье стовековом

Горы, глядя на шумливый люд,

Замерли, печальны и суровы,

Словно жить всего им пять минут.

* * *

«Радость, помедли, куда ты летишь?»

«В сердце, которое любит!»

«Юность, куда ты вернуться спешишь?»

«В сердце, которое любит!»

«Сила и смелость, куда вы, куда?»

«В сердце, которое любит!»

«А вы-то куда, печаль да беда?»

«В сердце, которое любит!»

* * *

Двадцатый век сурово хмурит брови,

Мы дети века, стыд нам и позор:

Ведь никогда так много лжи и крови

Не проливалось в мире до сих пор.

Двадцатый век устало щурит веки,

Мы дети века, честь нам и хвала:

Быть может, никогда, как в нашем веке,

Мир не боролся против лжи и зла.

ПОМОГИТЕ!

Где-то маленький ребенок болен,

Плачет мать. Эй, люди, поскорей

Вы лекарство отыщите, что ли,

Приведите мудрых лекарей!

Руки к миру женщина простерла,

Ну а мир не то чтобы суров —

У него своих забот по горло,

Чтоб услышать чей-то тихий зов.

Люди, неужели вам не страшно!

Поспешите, отвратите зло,

Чтоб глухое равнодушье ваше

Вам на совесть камнем не легло!

Горец к небу простирает руки,

Но никто его не слышит стон.

«Где вы, сыновья мои и внуки?» -

Еле слышно спрашивает он.

Старый горец — плох, он тяжко дышит.

Кто сейчас помочь ему придет?

Дети — в городах, они не слышат,

И у внуков полон рот забот!

Страждет мир, что нами обитаем,

Стонет он, он подает нам знак.

Но молчим мы, время упускаем,

Словно ничего не замечаем,

Мы дрова бросаем в свой очаг.

Неужели, жизни не жалея,

Мир мы предадим, и отдадим,

И погубим леностью своею,

И навеки канем вместе с ним?

ЛИТЕРАТУРА К 1, 2, 3, ЗАДАНИЯМ.

Агеева Р. Страны и народы. М. 1990

Арутюнов С. Кобычев В. В краю гор, садов и виноградников. М. 1989

Дорога Мгера. Армянские легенды. М. 1990

Путеводитель по Российскому Этнографическому музею

Соболева Н. Грузины. Путеводитель по экспозиции. Л. 19821

Сто народов, сто языков. М. 1992

Тер- Саркисянц А. Армяне. М., 1998

Эмин Г. Семь песен об Армении. Ереван, 1979

НАРОДЫ ПРИБАЛТИКИ

Задание 1.

При чтении текстов, включенных в 1 задание, необходимо обратить особое внимание на материалы, которые помогут подробно и доказательно раскрыть следующие вопросы:

1. С какими народами были связаны древние прибалты в своем историческом развитии?

2. Что общего и чем различаются языческие верования славян и балтов?

3. Какие древние традиции и сейчас сохраняются у прибалтийских крестьян?

Наши рекомендации