Фундаментальные понятия межкультурной коммуникации

Культура и коммуникация.

Межкультурная коммуникация как категория общения

Определение межкультурной коммуникации в зарубежной и отечественной традиции. О соотношении понятий «межкультурная коммуникация» и «диалог культур». Лингвострановедение как базисная дисциплина межкультурной коммуникации. Отличительные признаки лингвострановедения и страноведения. Вариантология как ответвление сопоставительного лингвострановедения. Область исследований по лингвокультурологии. Учебное этнокультуроведение и его дидактический потенциал.

Задание № 1.1.1.Выберите правильное утверждение:

А.Термин «межкультурная коммуникация» равнозначен термину «диалог культур»

Б. Понятие «межкультурная коммуникация» шире понятия «диалог культур»

В. Понятие «диалог культур» шире понятия «межкультурная коммуникация».

Задание № 1.1.2.Выберите правильный вариант:

Появлению межкультурной коммуникации в России предшествовало:

А. Лингвострановедение

Б. Страноведение

В.Этнокультуроведение

Задание № 1.1.3.Выберите правильные варианты:

Дисциплинами, наиболее близкими к межкультурной коммуникации, являются:

А. География

Б. Линвокультурология

В. Социология

Г. Социолингвистика

Д. Лингвострановедение

Е. Сопоставительная вариантология

Задание № 1.1.4.Выберите правильное утверждение:

Кумулятивная функция языка – это:

А. способность языка отражать, фиксировать и сохранять в языковых единицах экстралингвистическую информацию;

Б. способность языковых единиц приобретать дополнительные оттенки, коннотации;

В. способность языка передавать эмоции и чувства говорящего.

Задание № 1.1.5. .Выберите правильные утверждения:

Неотъемлемыми элементами культуры являются:

1 a) Верования, ценности и нормы.

2 b) Верования, устремления и нормы.

3 c) Ценности, устремления и нормы.

4d) Верования, ценности и обычаи.

Задание № 1.1.6.Отметьте правильные утверждения:

Страноведение изучает:

А. Географическое положение страны

Б. Особенности языка

В. Сведения об экономическом положении

Д. Историю страны

5 Задание № 1.1.7.Отметьте правильный ответ:

Сопоставительная вариантология изучает:

А. Социальные варианты языка

Б.Национальные варианты языка

В.Диалектные варианты языка

Исторические аспекты развития межкультурной коммуникации за рубежом и в России

Становление межкультурной коммуникации в США. Два направления исследований МК. Основные цели исследования в области МК. Становление и развитие МК в отечественной науке.

Задание № 1.2.1.Основоположником межкультурной коммуникации является:

1. В.Э.Холл

Задание № 1.2.2.Выберите правильное утверждение:

Межкультурная коммуникация как учебная дисциплина возникла:

А. в Канаде

Б. в США

В. в Германии

Задание № 1.2.3.Выберите правильный вариант:

Межкультурная коммуникация в Европе возникла:

А. в Бельгии;

Б. в Германии;

В.во Франции.

Классификации культур, существенные для межкультурного взаимодействия

Классификация культур Р.Льюиса. Отличительные признаки моноактивных, полиактивных и реактивных культур. Классификация культур М. Мид. Особенности постфигуративных, кофигуративных и префигуративных культур.

Задание № 1.3.1.Выберите правильный вариант:

Культуры,в которых принято планировать свою жизнь, составлять расписания, организовывать деятельность в определенной последовательности, заниматься только одним делом в данный момент называются:

А. Полиактивными

Б. Реактивными

В. Моноактивными

Задание № 1.3.2.Выберите правильный вариант:

Культуры, в которых индивидам свойственна высокая потребность в формализованных правилах и нормах поведения, где сопротивляются любым изменениям, люди имеют более высокий уровень тревожности, больше беспокоятся о будущем, имеют низкую мотивацию к достижению, мало склонны к риску, это:

А. Культуры с высоким уровнем избегания неопределенности

Б. Культуры с низким уровнем избегания неопределенности

В. Культуры со средним уровнем избегания неопределенности

Задание № 1.3.3.

Найдите соответствие концепции и автора:

1.Концепция, которая строится на определении зависимости 1. Р.Льюис

межпоколенных отношений и темпов научно-технической

и социальной динамики

2. Концепция, в которой разделяются культуры в зависимости 2. Триандис

от отношения ко времени и пространству, реакции на собе-

седника, экстравертности и интровертности

3. Концепция, в которой культуры подразделяются на индии- 3. М. Мид

видуалистические и коллективистские

Психологические измерения культур

Культурные синдромы Триандиса: простота – сложность, индивидуализм-коллективизм,открытость – закрытость.

Психологические измерения культур Хофстеда: дистанция власти, избегание неопределенности, маскулинность - феминность.

Задание № 1.4.1.Маскулинность-феминность как психологическое измерение культур было предложено:

1. Г.Хофстедом

Задание № 1.4.2.Отметьте правильный ответ:

Культурами "феминного типа" являются культуры:

1. Австрии

2. Японии

Швеции

Задание № 1.4.3.Отметьте правильные ответы:

Культуры с низкой дистанцией власти:

Дания

Израиль

3. Индия

Финляндия

5. Бельгия

Задание № 1.4.4.Отметьте правильные ответы:

Культуры с высокой дистанцией власти:

1. Австрия

Турция

Франция

4. Канада

5. Сербия

Задание № 1.4.5.Отметьте правильные ответы:

Высокий уровень избегания неопределенности характеризует страны:

Греция

2. Ирландия

Франция

Португалия

5. Великобритания

Задание № 1.4.6.Отметьте правильный ответ:

К числу реактивных культур относится культура страны:

1. Швеция

2. Норвегия

3.Финляндия

Задание № 1.4.7.Отметьте правильные ответы:

К числу полиактивных культур относятся культуры стран:

1. Италия

2. Китай

3. ОАЭ

4. Португалия

5. Англия

Задание № 1.4.8.Отметьте правильные ответы:

К числу моноактивных культур относятся культуры стран:

1. Испания

2. Япония

3. Германия

4.Швейцария

5. Бразилия

Задание № 1.4.9.Отметьте правильный ответ:

Гай Юлий Цезарь принадлежал к:

1. Моноактивной культуре

Полиактивной культуре

3. Реактивной культуре

Задание № 1.4.10.Отметьте правильный ответ:

Культурами маскулинного типа являются культуры стран:

Австралия

США

3. Нидерланды

4. Дания

Швейцария

Задание № 1.4.11.Отметьте правильные ответы:

1 В феминистских обществах:

2a) Одной из главных ценностей является человек.

3 b) Абсолютизируется успешность отдельной личности.

4 c) Смысл жизни и взаимопомощь относятся к основным ценностям.

5 d) Ценится амбициозность и независимость.

Фундаментальные понятия межкультурной коммуникации.

Толерантность, ее основные критерии и показатели. Этноцентризм, его основополагающие функции. Менталитет как ценностно-нормативная ориентация этноса. Структура и функции менталитета.

Задание № 1.5.1.Отметьте правильный ответ

Единицей ментальности является:

а) национальный характер;

б) психический склад;

в) концепт;

г) ценность.

Задание № 1.5.2. Отметьте правильный ответ

Толерантность – это:

а) терпимость;

б) учтивость;

в) индифферентность;

г) безразличие.

Задание № 1.5.3. Выберите правильное утверждение:

Дивергентность поведения – это:

А. способность к быстрой смене стратегии или тактики;

Б. сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности;

В. способность необычно решать обычные проблемы.

Задание № 1.5.4. Найдите соответствие критериев толерантности и их показателей:

1. Устойчивость 1.Отсутствие стереотипов, предрассудков;
личностиГибкость мышления;
Критичность мышления.

2. Эмпатия 2.Эмоциональная стабильность;
Доброжелательность, вежливость, терпение;
Социальная ответственность;
Самостоятельность;
Социальная релаксация.

3. Мобильность 3. Чувствительность партнера;
поведения Высокий уровень сопереживания;
Учтивость;
Экстравертность;
Способность к рефлексии.

4. Дивергентность 4.Социальная самоидентификация;
мышленияСоциальная адаптированность;
Социальный оптимизм;
Инициативность.

5. Социальная 5.Отсутствие напряженности в поведении;

активностьОтсутствие тревожности;
Коммуникабельность;
Умение найти выход из сложной ситуации;
Автономность поведения;
Прогностицизм;
Динамизм.

Задание № 1.5.5. Выберите правильный вариант:

Позиция, с точки зрения которой собственная культура превосходит другие культуры и расценивается как единственно правильная, называется:

А. Атрибуцией

Б. Этноцентризмом

В. Толерантностью

Задание № 1.5.6. Найдите соответствие между видами концептов и их содержательным наполнением:

1. Национальные концепты 1. Традиции, обычаи, ритуалы, правила этикета, принятые в

определенной лингвокультурной общности

2. Духовные концепты 2. Экономические представления о мире, выработанные на

определенной ступени развития этноса, политические

установки, географическое месторасположение этноса

3. Социальные концепты 3. Национальные представления и понятия времени,

пространства, рода, числа, причины, субстанции,

личности, национальный способ трудовой деятельности

4. Культурные концепты 4. Религия, иерархия ценностей, ценностные и духовные

ориентиры определенного этноса

Задание № 1.5.7. Выберите правильные утверждения:

А. Категория менталитета шире категории национального характера и включает в себя это понятие

Б. Менталитет и национальный характер – равнозначные понятия

В. Национальный характер является частным, аспектным проявлением менталитета

Культурный шок.

Основные аспекты культурного шока. Фазы культурного шока. Факторы, влияющие на продолжительность адаптации к инокультурной среде. Способы разрешения культурного конфликта.

Задание № 1.6.1.Термин «культурный шок» был введен :

Обергом

Задание № 1.6.2.Отметьте правильный ответ

Самой распространенной практикой преодоления культурного шока является:

а) геттоизация;

б) ассимиляция;

в) частичная ассимиляция;

г) культурный обмен и взаимодействие.

Задание № 1.6.3.Отметьте правильный ответ

Быстрее к чужой культуре адаптируются:

а) пожилые;

б) молодые;

в) люди среднего возраста;

г) дети.

Задание № 1.6.4.Отметьте правильный ответ.

Фаза «Радостное оживление» в среднем длится:

а) одну-две недели;

б) три-четыре недели;

в) шесть-восемь недель;

г) пять-семь недель.

Задание № 1.6.5. Отметьте правильный ответ.

Средняя продолжительность фазы «Фрустрация и озлобление»:

а) один месяц;

б) два-три месяца;

в) шесть месяцев.

Задание № 1.6.6.Ограничение круга общения соотечественниками во время пребывания за рубежом называется

Геттоизацией

Задание № 1.6.7.Наиболее типичный признак наступления фазы "Выздоров­ление" -

1. возвращение чувства юмора

Задание № 1.6.8.Отметьте правильный ответ.

Критическая переоценка некоторых традиций и ценностей своей страны и культуры начинается на фазе:

а) Приспособление

б) Выздоровление

в) Радостное оживление

г) Фрустрация и озлобление

Наши рекомендации