Фундаментальные понятия межкультурной коммуникации
Культура и коммуникация.
Межкультурная коммуникация как категория общения
Определение межкультурной коммуникации в зарубежной и отечественной традиции. О соотношении понятий «межкультурная коммуникация» и «диалог культур». Лингвострановедение как базисная дисциплина межкультурной коммуникации. Отличительные признаки лингвострановедения и страноведения. Вариантология как ответвление сопоставительного лингвострановедения. Область исследований по лингвокультурологии. Учебное этнокультуроведение и его дидактический потенциал.
Задание № 1.1.1.Выберите правильное утверждение:
А.Термин «межкультурная коммуникация» равнозначен термину «диалог культур»
Б. Понятие «межкультурная коммуникация» шире понятия «диалог культур»
В. Понятие «диалог культур» шире понятия «межкультурная коммуникация».
Задание № 1.1.2.Выберите правильный вариант:
Появлению межкультурной коммуникации в России предшествовало:
А. Лингвострановедение
Б. Страноведение
В.Этнокультуроведение
Задание № 1.1.3.Выберите правильные варианты:
Дисциплинами, наиболее близкими к межкультурной коммуникации, являются:
А. География
Б. Линвокультурология
В. Социология
Г. Социолингвистика
Д. Лингвострановедение
Е. Сопоставительная вариантология
Задание № 1.1.4.Выберите правильное утверждение:
Кумулятивная функция языка – это:
А. способность языка отражать, фиксировать и сохранять в языковых единицах экстралингвистическую информацию;
Б. способность языковых единиц приобретать дополнительные оттенки, коннотации;
В. способность языка передавать эмоции и чувства говорящего.
Задание № 1.1.5. .Выберите правильные утверждения:
Неотъемлемыми элементами культуры являются:
1 a) Верования, ценности и нормы.
2 b) Верования, устремления и нормы.
3 c) Ценности, устремления и нормы.
4d) Верования, ценности и обычаи.
Задание № 1.1.6.Отметьте правильные утверждения:
Страноведение изучает:
А. Географическое положение страны
Б. Особенности языка
В. Сведения об экономическом положении
Д. Историю страны
5 Задание № 1.1.7.Отметьте правильный ответ:
Сопоставительная вариантология изучает:
А. Социальные варианты языка
Б.Национальные варианты языка
В.Диалектные варианты языка
Исторические аспекты развития межкультурной коммуникации за рубежом и в России
Становление межкультурной коммуникации в США. Два направления исследований МК. Основные цели исследования в области МК. Становление и развитие МК в отечественной науке.
Задание № 1.2.1.Основоположником межкультурной коммуникации является:
1. В.Э.Холл
Задание № 1.2.2.Выберите правильное утверждение:
Межкультурная коммуникация как учебная дисциплина возникла:
А. в Канаде
Б. в США
В. в Германии
Задание № 1.2.3.Выберите правильный вариант:
Межкультурная коммуникация в Европе возникла:
А. в Бельгии;
Б. в Германии;
В.во Франции.
Классификации культур, существенные для межкультурного взаимодействия
Классификация культур Р.Льюиса. Отличительные признаки моноактивных, полиактивных и реактивных культур. Классификация культур М. Мид. Особенности постфигуративных, кофигуративных и префигуративных культур.
Задание № 1.3.1.Выберите правильный вариант:
Культуры,в которых принято планировать свою жизнь, составлять расписания, организовывать деятельность в определенной последовательности, заниматься только одним делом в данный момент называются:
А. Полиактивными
Б. Реактивными
В. Моноактивными
Задание № 1.3.2.Выберите правильный вариант:
Культуры, в которых индивидам свойственна высокая потребность в формализованных правилах и нормах поведения, где сопротивляются любым изменениям, люди имеют более высокий уровень тревожности, больше беспокоятся о будущем, имеют низкую мотивацию к достижению, мало склонны к риску, это:
А. Культуры с высоким уровнем избегания неопределенности
Б. Культуры с низким уровнем избегания неопределенности
В. Культуры со средним уровнем избегания неопределенности
Задание № 1.3.3.
Найдите соответствие концепции и автора:
1.Концепция, которая строится на определении зависимости 1. Р.Льюис
межпоколенных отношений и темпов научно-технической
и социальной динамики
2. Концепция, в которой разделяются культуры в зависимости 2. Триандис
от отношения ко времени и пространству, реакции на собе-
седника, экстравертности и интровертности
3. Концепция, в которой культуры подразделяются на индии- 3. М. Мид
видуалистические и коллективистские
Психологические измерения культур
Культурные синдромы Триандиса: простота – сложность, индивидуализм-коллективизм,открытость – закрытость.
Психологические измерения культур Хофстеда: дистанция власти, избегание неопределенности, маскулинность - феминность.
Задание № 1.4.1.Маскулинность-феминность как психологическое измерение культур было предложено:
1. Г.Хофстедом
Задание № 1.4.2.Отметьте правильный ответ:
Культурами "феминного типа" являются культуры:
1. Австрии
2. Японии
Швеции
Задание № 1.4.3.Отметьте правильные ответы:
Культуры с низкой дистанцией власти:
Дания
Израиль
3. Индия
Финляндия
5. Бельгия
Задание № 1.4.4.Отметьте правильные ответы:
Культуры с высокой дистанцией власти:
1. Австрия
Турция
Франция
4. Канада
5. Сербия
Задание № 1.4.5.Отметьте правильные ответы:
Высокий уровень избегания неопределенности характеризует страны:
Греция
2. Ирландия
Франция
Португалия
5. Великобритания
Задание № 1.4.6.Отметьте правильный ответ:
К числу реактивных культур относится культура страны:
1. Швеция
2. Норвегия
3.Финляндия
Задание № 1.4.7.Отметьте правильные ответы:
К числу полиактивных культур относятся культуры стран:
1. Италия
2. Китай
3. ОАЭ
4. Португалия
5. Англия
Задание № 1.4.8.Отметьте правильные ответы:
К числу моноактивных культур относятся культуры стран:
1. Испания
2. Япония
3. Германия
4.Швейцария
5. Бразилия
Задание № 1.4.9.Отметьте правильный ответ:
Гай Юлий Цезарь принадлежал к:
1. Моноактивной культуре
Полиактивной культуре
3. Реактивной культуре
Задание № 1.4.10.Отметьте правильный ответ:
Культурами маскулинного типа являются культуры стран:
Австралия
США
3. Нидерланды
4. Дания
Швейцария
Задание № 1.4.11.Отметьте правильные ответы:
1 В феминистских обществах:
2a) Одной из главных ценностей является человек.
3 b) Абсолютизируется успешность отдельной личности.
4 c) Смысл жизни и взаимопомощь относятся к основным ценностям.
5 d) Ценится амбициозность и независимость.
Фундаментальные понятия межкультурной коммуникации.
Толерантность, ее основные критерии и показатели. Этноцентризм, его основополагающие функции. Менталитет как ценностно-нормативная ориентация этноса. Структура и функции менталитета.
Задание № 1.5.1.Отметьте правильный ответ
Единицей ментальности является:
а) национальный характер;
б) психический склад;
в) концепт;
г) ценность.
Задание № 1.5.2. Отметьте правильный ответ
Толерантность – это:
а) терпимость;
б) учтивость;
в) индифферентность;
г) безразличие.
Задание № 1.5.3. Выберите правильное утверждение:
Дивергентность поведения – это:
А. способность к быстрой смене стратегии или тактики;
Б. сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности;
В. способность необычно решать обычные проблемы.
Задание № 1.5.4. Найдите соответствие критериев толерантности и их показателей:
1. Устойчивость 1.Отсутствие стереотипов, предрассудков;
личностиГибкость мышления;
Критичность мышления.
2. Эмпатия 2.Эмоциональная стабильность;
Доброжелательность, вежливость, терпение;
Социальная ответственность;
Самостоятельность;
Социальная релаксация.
3. Мобильность 3. Чувствительность партнера;
поведения Высокий уровень сопереживания;
Учтивость;
Экстравертность;
Способность к рефлексии.
4. Дивергентность 4.Социальная самоидентификация;
мышленияСоциальная адаптированность;
Социальный оптимизм;
Инициативность.
5. Социальная 5.Отсутствие напряженности в поведении;
активностьОтсутствие тревожности;
Коммуникабельность;
Умение найти выход из сложной ситуации;
Автономность поведения;
Прогностицизм;
Динамизм.
Задание № 1.5.5. Выберите правильный вариант:
Позиция, с точки зрения которой собственная культура превосходит другие культуры и расценивается как единственно правильная, называется:
А. Атрибуцией
Б. Этноцентризмом
В. Толерантностью
Задание № 1.5.6. Найдите соответствие между видами концептов и их содержательным наполнением:
1. Национальные концепты 1. Традиции, обычаи, ритуалы, правила этикета, принятые в
определенной лингвокультурной общности
2. Духовные концепты 2. Экономические представления о мире, выработанные на
определенной ступени развития этноса, политические
установки, географическое месторасположение этноса
3. Социальные концепты 3. Национальные представления и понятия времени,
пространства, рода, числа, причины, субстанции,
личности, национальный способ трудовой деятельности
4. Культурные концепты 4. Религия, иерархия ценностей, ценностные и духовные
ориентиры определенного этноса
Задание № 1.5.7. Выберите правильные утверждения:
А. Категория менталитета шире категории национального характера и включает в себя это понятие
Б. Менталитет и национальный характер – равнозначные понятия
В. Национальный характер является частным, аспектным проявлением менталитета
Культурный шок.
Основные аспекты культурного шока. Фазы культурного шока. Факторы, влияющие на продолжительность адаптации к инокультурной среде. Способы разрешения культурного конфликта.
Задание № 1.6.1.Термин «культурный шок» был введен :
Обергом
Задание № 1.6.2.Отметьте правильный ответ
Самой распространенной практикой преодоления культурного шока является:
а) геттоизация;
б) ассимиляция;
в) частичная ассимиляция;
г) культурный обмен и взаимодействие.
Задание № 1.6.3.Отметьте правильный ответ
Быстрее к чужой культуре адаптируются:
а) пожилые;
б) молодые;
в) люди среднего возраста;
г) дети.
Задание № 1.6.4.Отметьте правильный ответ.
Фаза «Радостное оживление» в среднем длится:
а) одну-две недели;
б) три-четыре недели;
в) шесть-восемь недель;
г) пять-семь недель.
Задание № 1.6.5. Отметьте правильный ответ.
Средняя продолжительность фазы «Фрустрация и озлобление»:
а) один месяц;
б) два-три месяца;
в) шесть месяцев.
Задание № 1.6.6.Ограничение круга общения соотечественниками во время пребывания за рубежом называется
Геттоизацией
Задание № 1.6.7.Наиболее типичный признак наступления фазы "Выздоровление" -
1. возвращение чувства юмора
Задание № 1.6.8.Отметьте правильный ответ.
Критическая переоценка некоторых традиций и ценностей своей страны и культуры начинается на фазе:
а) Приспособление
б) Выздоровление
в) Радостное оживление
г) Фрустрация и озлобление