Лекция 6. Судьбы мировой культуры в XIX-XX вв
План:
1. Культура Европы XIX века
2. Культура Европы XIX века
1. Культура Европы XIX века
К концу XIX в. завершился раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами. Сформировалась колониальная система, ставшая одним из важнейших источников получения прибыли.
В XIX столетии в странах романо-германской цивилизации сложилась новая социальная структура. Теряет былое господствующее положение дворянство, уступая его буржуазии. Капиталистическое производство воспроизводит главного противника буржуазии – пролетариат. Формируется сильный интеллектуальный профессиональный слой, который начинает играть возрастающую роль в духовной жизни и занимает влиятельное положение в социальной структуре общества.
Изменившиеся социально-экономические условия привели к существенным переменам во всех областях культуры – науке, литературе, искусстве. Бурный рост производства, необходимость его обслуживания дали толчок развитию научных фундаментальных и прикладных исследований, особенно естественных и технических, которые материально стимулировались, а их использование позволяло получать сверхприбыль. Это не исключало поощрения гуманитарных исследований, особенно если они были направлены на сохранение существующих общественных отношений и систем. В искусстве сохранили свое влияние старые и возникли новые стили, школы, направления.
В начале XIX в. еще сохранял свои ведущие позиции классицизм, продолжавший традиции Возрождения. Развивавшийся в XVII в. в острополемическом взаимодействии с барокко, он лишь во французской художественной культуре сложился в целостную стилевую систему.
В конце XVIII – первой половине XIX в. на европейском и американском континентах получило распространение одно из крупнейших направлений в литературе и искусстве – романтизм. Разочарование в результатах Великой французской революции и в зародившейся буржуазной культуре привело к антипросветительскому движению. Неприятие буржуазного образа жизни, протест против прозаичности, бездуховности и эгоизма капиталистических отношений нашли отражение в романтизме.
Романтизм не являлся универсальным стилем, как классицизм, антиподом которого он выступал. Это было, скорее, общественное и художественное движение, захватившее не только литературу и музыку, но живопись, скульптуру, садово-парковую архитектуру. Первые признаки романтизма прослеживались уже в поздних работах Ф. Гойи, Ж.Л. Давида и др., в том числе, например, в полотне А.Ж. Гро «Бонапарт на Аркольском мосту». Наиболее последовательно эта школа сложилась во Франции в период Реставрации и Июльской монархии. Нередко авторы-романтики в скульптуре и живописи поднимались до подлинной революционности, как, например, в полотне Э. Делакруа«Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах») или рельефах Ф. Роде на Триумфальной арке в Париже «Выступление добровольцев в 1792» («Марсельеза»).
Реальная жизнь, однако, показывала, что она неподвластна «разуму», иррациональна, полна тайн и непредсказуемости.
Появилось неверие в промышленный, социально-политический и научный прогресс, который предвещали лучшие европейские умы. Вместо них в общество пришли опустошенность личности, разочарование, безнадежность и отчаяние. Эти черты показали в своих произведениях Дж. Байрон, Б. Шелли, А. де Мюссе, Ф. Шатобриан, Г. Гейне, Э.Т.А. Гофман и др. Одни из них считали, что жизнь полна непостижимых и загадочных сил, которым необходимо подчиниться; в творчестве других преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла, дух бунтарства или разочарования.
На редкость широко романтическое направление было представлено в музыке. Немало композиторов-романтиков стало гордостью мировой культуры. Многие из них были не только композиторами, но и дирижерами, пианистами, музыкальными критиками. Р. Шуман, Г.Берлиоз, Р. Вагнер, Ф. Лист, Ф. Шопен и др. работали во многих жанрах и являются авторами опер, вокальных циклов, рапсодий, сонат, скерцо, этюдов.
Следующим направлением, которое наиболее широко было представлено в XIX веке и отражало противоречия той эпохи, был реализм. Реализм развивался не как антагонист предшествующих направлений (классицизма, сентиментализма, романтизма), а как метод, вобравший в себя достижения предшествовавших направлений. С середины XIX в. начинается новый этап в его развитии, отмеченный принципиальным разрывом с романтической традицией.
Критический реализм возник во Франции и в Англии, то есть в тех странах, где ранее, чем в других государствах Европы, восторжествовали буржуазные порядки. Поэтому неслучайно именно Франция и Англия дали лучшие произведения реалистической литературы. Так, Оноре де Бальзак создал многотомную «Человеческую комедию», Виктор Гюго – романы «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «Девяносто третий год», «Труженики моря», Гюстав Флобер – «Госпожу Бовари», «Воспитание чувств», Чарльз Диккенс – «Домби и сына», «Тяжелые времена», «Холодный дом», Уильям Теккерей – «Ярмарку тщеславия», в которых ярко и правдиво показаны сущность и пороки капиталистического строя. Вторая половина XIX в. дала не менее блестящих писателей (Джон Голсуорси, Джорж Бернард Шоу, Ги де Мопассан и др.), а в последней трети века мировое значение приобрела норвежская литература (Генрих Ибсен, Кнут Гамсун и др.).
Главными представителями реализма в изобразительном искусстве являлись Г. Курбе, К. Коро, Дж. Констебл, Дж. Тернер и др. После революции 1830 г. во Франции О.Домье, например, стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку.
ХIХ столетие оставило миру течения и стили в литературе и искусстве, которые оказали огромное воздействие на развитие культуры XX века. В XIX в. романо-германская цивилизация приобретает новую характерную особенность – индустриальную. В ее основе уже лежал научно-технический прогресс, который способствовал, с одной стороны, становлению буржуазных свобод, с другой – существенно потеснил духовную культуру западной цивилизации. Проявилась опасная тенденция – дегуманизация культуры, венцом которой стала колониальная система, а раздел мира на сферы влияния привел человечество к двум мировым войнам в XX столетии.
2. Культура Европы XX века
Научная система достигла высокого уровня. Возникли сотни новых направлений исследования бытия, истории сообщества и его культуры, достигнуты успехи в распространении грамотности.
Возникли новые виды искусства – кино, телевизионное искусство, компьютерное (виртуальное) искусство. Гигантские шаги сделали архитектура, дизайн, фотография. Сохранил свои позиции театр. В сфере искусства возник модернизм и постмодернизм. Широко применяется произвольная трактовка сюжетов, на неестественные элементы разъединяется целое – портрет, пейзаж, скульптура и т.д.
На первый план выступают два вида культуры: массовая (популярная) культура – поп-культура и элитарно-духовная культура – фильмы Тарковского, Феллини и т.д. Происходит развитие информационной культуры. Кроме этого развивается психология как наука (Фрейд, Юнг, неофрейдизм, рационализм и психоанализ).
Двадцатый век начался в Европе блестящим двенадцатилетием расцвета культуры, получившим название «Бель эпох». Интеллектуальное и художественное творчество, живое и блестящее, развивалось в соответствии с общей эйфорией, вызванной успехами
научно-технической революции: первые успехи кинематографа, первые полеты авиаторов, Всемирная выставка в Париже 1900 г. В этот период художники со всего мира, привлеченные славой французской школы живописи XIX в., собираются в Париже, который становится свидетелем рождения новых направлений в искусстве.
Это набизм, представителями которого былиП. Боннер, М. Дени, Ж. Вилар, П. Серюзьеи др., объединившиеся в 1888 г . в кружок, когда ни одному из них не было еще 20 лет, и поставившие целью быть «пророками» в вопросах искусства. Отсюда — название «набизм», что по-еврейски и значит «пророк». Основателем этого направления считается Серюзье. Вместе с Дени он был теоретиком сообщества и написал даже маленькое пособие, озаглавленное «АБС живописи». Подчеркивая первичную роль натуры, Серюзье тут же оговаривается, что главное состоит в организующей роли художника, вносящего в картину пропорции, основанные «... на первых, самых простых числах, на их производных, их квадратах, их корнях». Очевидно, что в доктрине набистов присутствует очень сложный символизм, связанный как с философскими, так и с теософскими доктринами. Число три означает у набистов Бога, творца, число четыре — «равновесие материи», число семь «выражает единство Творца и творения, три плюс четыре. Оно стерильно, потому что является числом осуществленного творения». Приведенная цитата из учебника набистов заставляет вспомнить о Союзе пифагорейцев в античности, у которых также существовала мистика чисел. Набизм фактически явился связующим звеном нового искусства авангарда с символизмом культуры XIX столетия.
Следующим направлением века был фовизм. Это название живописи нескольких молодых художников, таких, как А. Матисс, Р.Дюфи и др., получила от критика Луки Векселя после парижской выставки их произведений в 1905 г . за эмоциональную силу и стихийную динамику, отличавшую работы этих художников. Из всей группы (Фламинк, Ж. Руо, Ван Донген, А. Марке, А.Матисс, Р. Дюфии др.) самым талантливым оказался Анри Матисс (1859 – 1954), олицетворявший, наряду с Пикассо, европейскую живопись XX столетия. Трудно охарактеризовать в нескольких словах такое богатство, как творчество А. Матисса. Главное, что видят в Матиссе специалисты – это его постоянная воля и обновление, и «легкость его волшебной руки». Вместе с тем неоднократно отмечалось, что даже самым «легким», по видимости, его работам всегда предшествовали многочисленные подготовительные этюды. Говорят, что у Матисса нет «сюжетной повествовательности», но каждому – свое. Да, Матисс пришел к плоскости форм, но он открыл небывалую концентрацию света, яркого и звучного, не существующего в видимости. И благодаря этому создал свою поэтику, свой поэтический мир. Его технические и стилистические поиски, и в этом еще одна особенность его творчества, всегда были на службе поэтики. Художник восхищается пленительными аксессуарами, растениями, цветами, птицами, он создал свой счастливый, снимающий напряжение гуманизм, явление исключительное в современной живописи, который нельзя увидеть в трагизме Руо, лихорадочном напряжении Пикассо, лиризме Кандинского. Достаточно сравнить прекрасные картины набистов (Цени «Музы», «Завтрак в Пулдю», Боннара «Весталка») с нарочито блеклыми красками, вызывающими космические ассоциации, с ослепительными натюрмортами Матисса, чтобы понять правоту Арагона, написавшего, что такие художники, словно «открытое окно во мраке жизни, по ним молодые люди составляют представление о солнце».
Еще одно направление в живописи вызывало у зрителей в начале века большой интерес – кубизм, первыми художниками которого были Я. Сезанн и П. Пикассо (1881–1973), Ф. Леже (1881 – 1955), – на их полотнах появляются кубы, цилиндры, конусы как попытка углубить живопись. С развитием фотографии художники отказываются в своих картинах детально воспроизводить действительность и отныне считают своей задачей своими полотнами поднимать не проблемы действительности, а проблемы самой живописи, самой культуры, которая по тем или иным причинам заходила в тупик, оказывалась в кризисе. Вот и кубисты считали глубинным содержанием живописи идеи. Они понимали их как реальность, существующую в сознании художника.
В отличие от ощущений, на которые ориентировались импрессионисты, идеи, их содержание ирреально, а иногда и невероятно. Кубизм является одной из разновидностей абстракционизма. Он освобождает содержание произведения от предметных образов и заменяет их геометрическими абстракциями. Для кубиста реальным событием является мышление, происходящее в творце или зрителе, сам же изображаемый цилиндр – предмет ирреальный. Телесные формы в работах кубистов заменяются геометрическими, вымышленными образами, связанными с действительностью только метафорически. Начиная с Сезанна, художники изображают идеи. Это важнейшая характеристика нового искусства XX в. Произведения отныне создаются не как ответ на требования рынка, а как ответ на требования культуры. Пикассо стилизует, символизирует, созерцает. И потому в его работах, посвященных униженным и оскорбленным («Семья акробатов с обезьяной», «Семья жонглеров», «Мать о сыне », «Астер» и др.), исчезает боль жизни, остаются только фигуры этой боли, элегантно расположенные в их манерной жалости. Современному молодому человеку очень важно понимать творчество Пикассо не только потому, что оно определило характер европейского искусства XX в., но еще и потому, что, развиваясь на протяжении семи десятилетий, с начала века и практически до его завершения, оно было катализатором и рефлектором его философских и эстетических идей, рефлексией гениального художника по поводу изломов и противоречий этого негуманного века.
Были и другие направления в искусстве, в том числе в литературе и в архитектуре. Назовём лишь некоторые имена: в живописи – С.Дали, А. Бретон, А. Массон; в музыке – К. Дебюсси, М. Равель, Р.Штраус, Э.Григ; в архитектуре – Г. Гимар, А. Гауди, Ле Корбюзье; в литературе – А. Франс, Р. Роллан, Конан Дойль, Э.Л. Войнич, Г. Уэллс, Т. Манн и др. Также стоит выделить некоторых представителей нового вида искусства – кинематографа: Феллини, А. Делон, Ж.П. Бельмондо, Луи де Фюнес, М. Мастрояни, Ф. Нуаре, М. Дитрих, Г. Гарбо и сотни других имён.
Формы и виды работы: беседа со студентами, «мозговой штурм», диалог с аудиторией, самостоятельная работа.
Вопросы для самопроверки:
1. Расскажите о влиянии технического прогресса на формирование картины мира, новых мировоззренческих представлений и их отражении в культуре ХIX в.
2. На каких духовных посылках западноевропейской культуры основывался научный и технический прогресс XIX в.?
3. Какой идеал человека в Новое время был противопоставлен средневековой христианской морали и рыцарской этике?
4. Определяющим типом художественной культуры XIX в. становится асинхронность и многостилье, борьба противоположных направлений. Чем Вы это объясните?
5. Чем Вы объясните, что к концу XIX в. пошатнулась вера в категории разума, вера в человека, обрушилась система традиционных ценностей, ушла вера в прогресс и разрушена вера в Бога?
6. Назовите характерные для Западной Европы ХIX в. стилевые направления художественной культуры.
7. Дайте определение романтизма и назовите представителей этого направления в литературе, музыке.
8. Дайте определение реализма и назовите представителей этого направления в изобразительном искусстве.
9. Расскажите о значительных открытиях ХIX в. в архитектуре и градостроительстве и предпосылках создания стиля модерн. Какие новые типы художественного и философского выражения появились в ХХ в.?
10. Назовите сущностные черты информационного общества.
11. Какие новые типы художественного и философского выражения появились в ХХ в.?
12. В чем причина востребованности массовой культуры?
13. Каковы общие признаки искусства тоталитарного общества?
14. В чем заключается метод соцреализма?
15. Каковы тенденции развития архитектуры в ХХ в.?
Рекомендуемая литература:
1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М.: Знание, 1993.
2. Андреев Д.А. Умберто Эко: взгляд в XXI век // Общественные науки и современность, 1997, №5.
3. Борев Ю.Б. Художественные направления в искусстве ХХ века. – Киев, 1986.
4. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология ХХ в. – М.: Республика, 1997.
5. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. – М.: Логос, 1995. – Гл.6.
6. Гуревич П. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации // Общественные науки и современность, 1995, №4. 43
7. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии. – Культурология ХХ в.: Антология. – М.: Юрист, 1995. – С.317-327.
8. Долгов В.М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. – М.: Искусство, 1991.
9. Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии, 1997, №10.
10. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии, 1996, №10.
11. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: Макет, 1995. – Кн.2.
12. Лесков Л.В. Футуросинергетика западной цивилизации (задачи синергетического
13. моделирования)// Общественные науки и современность, 1998, №3.
14. Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М.: Юрист, 1994 (Гл. “Социологические причины культурного кризиса наших дней”).
15. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование развитого индустриального общества. – М.: Refl-book, 1994.
16. Модернизм: анализ и критика основных направлений. – - М., 1987.
17. Селиванов В. Искусство ХХ века: Эстетические корни и художественная практика. – Л., Знание, 1991.