Из воспоминаний н. м. стрельникова
Отец мой, композитор Н. М. Стрельников (1888— 1939), приходился троюродным братом композитору С. В. Рахманинову по общей семейной линии Литвиновых и Пущиных. У основоположника этой семьи Александра Васильевича Литвинова (1788—1871) и его жены Веры Яковлевны, урожденной Пущиной (1797—1881), было двенадцать детей. Одна из их дочерей — Софья — вышла замуж за П. И. Бутакова, а другая — Елизавета — за Б. Б. Мензенкампфа. У С. А. и П. И. Бутаковых вскоре родилась дочь Любовь (1853?—»1929), впоследствии вышедшая замуж за В. А. Рахманинова и ставшая матерью Сергея Рахманинова, а у Е. А. и Б. Б. Мензенкампфов родился сын Михаил (1853— 1904), который женился на А. П. Стрельниковой. От этого брака родился сын Николай, получивший двойную фамилию Мензенкампф-Стрельников, а впоследствии именовавший себя просто Стрельниковым. Таким образом, внуки двух родных сестер Литвиновых — Сергей Рахманинов и Николай Стрельников приходились друг другу троюродными братьями.
В семье их прадеда Литвинова относились более гуманно к своим подневольным людям, чем это было принято в то время среди помещичьего дворянства. Александр Васильевич и Вера Яковлевна были людьми музыкальными и особенно любили петь. И это обстоятельство оказывало влияние и на их дворовых, крепостных, среди которых поощрялось разнообразное хоровое
пение. Литвиновы имели даже свой домашний хор, которым руководил сам Александр Васильевич и участие в котором было обязательным и для всех его детей. В будни устраивались регулярные спевки, а по праздникам давались и концерты, нередко в присутствии гостей, соседских помещиков. Хор крепостных с участием господских детей по тем временам был явлением незаурядным.
Известно, сколь значительную роль в детских годах С. В. Рахманинова сыграла Софья Александровна Бу-такова. Жизненные обстоятельства сложились так, что не меньшую роль она играла и в детских годах Н. М. Стрельникова. Он рано лишился матери и оказался на попечении своей бабушки Елизаветы Александровны, очень дружившей с Софьей Александровной. Обе сестры приняли горячее участие в судьбе музыкально одаренного мальчика.
Софья Александровна Бутакова постоянно жила в Новгороде, недалеко от кремля, на Варваринской улице, где занимала два дома. Некоторую часть времени она проводила в Петербурге, у Елизаветы Александровны.
— Софья Александровна,— рассказывал мой отец,— была женщиной властного, сурового облика. Про нее говорили — крутого нрава. Однако в те годы, когда я ее знал — последнее десятилетие ее жизни, — я никогда не слышал, чтобы она повышала голос, чтобы кто-либо был ею наказан или, тем более, чтобы кто-либо говорил о ее несправедливости. Авторитет ее был таков, что одно толькo предположение — «Софья Александровна будут недовольны» — было способно повергнуть любого, если не в ужас, то в состояние немалой личной неприятности. Но все как бы само собой складывалось так, что подобные предположения чаще всего не сбывались. Когда же в доме все же случались конфликты, то обычно улаживались они с помощью бабушки Елизаветы Александровны, единственного человека, имевшего влияние на властную, волевую Софью Александровну. Елизавета Александровна лучше, чем кто-либо другой, знала, что за суровым обликом сестры скрывался очень внимательный, глубоко чувствующий, отзывчивый человек, который, однако, превыше всего в жизни ставил дисциплину, порядок, обязанности.
Софья Александровна умела многое видеть, ничего не забывать, умела помочь другому не на словах, а на деле, умела быть настоящим организатором, воспитателем доброго, рационального. И люди ощущали это, ценили и любили ее.
Каждый, кто попадал в дом Софии Александровны Бутаковой, не мог не поразиться образцовой чистоте, опрятности, порядку, размеренному, раз навсегда определенному жизненному укладу, который ничем и никем не мог быть нарушен или даже поколеблен.
Вся многочисленная прислуга Софьи Александровны, ее «челядь», состояла из ее бывших крепостных людей, из которых никто ее не покинул, а многие даже привлекали к работе в доме своих детей, разумеется, лишь испросив предварительно на то специальное, считавшееся почетным, разрешение.
Сама Софья Александровна полагала «свои» порядки естественными, и дух «просвещенно-крепостнического» уклада жизни семьи Литвиновых соблюдался здесь до самой ее кончины в 1904 году. Разумеется, «домашнего хора» у нее не было, однако любительское музицирование родителей пробудило у Софьи Александровны едва ли не профессиональный уровень ее музыкальных пристрастий.
По воспоминаниям моего отца, у нее был низкий голос бархатистого тембра, проникновенная манера пения, превосходная дикция и удивительная, редкостная память, сохранившиеся до последних дней ее жизни. Софья Александровна почиталась как знаток церковного пения. В этой области она была единственным в своем роде непререкаемым авторитетом, с которым считалось даже все церковное начальство в Новгороде. Регенты новгородских церквей относились к Софье Александровне как к своеобразному неофициальному инспектору, слово которого имело большой вес, нередко бывали в ее доме, полагая особой честью выслушать ее мнение, получить совет. Бывал в ее доме и особенный ее любимец— прославленный виртуоз церковных колоколов по прозвищу «Егорка-звонарь». Софья Александровна неизменно уважительно величала его Егор.
Ко времени воспоминаний отца это был пожилой, очень высокий, худощавый мужчина с клочковатыми волосами на голове и лице. В памяти отца остались его
удивительно длинные пальцы и слова, которые он, вытянувшись по-военному и держа руки по швам, чеканил при встречах с Софьей Александровной:
— Покорнейше благодарим, ваше превосходительство, чувствительно благодарны, ваше превосходительство...
— Очевидно, — вспоминал мой отец, — всегда сдержанная Бутакова баловала вниманием своего любимца. И действительно, это был настоящий артист в самом высоком значении этого понятия, артист, который потрясал меня, мальчика, своим прямо-таки экстатическим вдохновением. При молчаливо-покровительственном одобрении Софьи Александровны я бывал с Егором на звоннице. Помню глубокую нишу зарешеченного окна, куда он меня ставил — «Чтоб нечаянно не зашибить ваше благородие!»— и его неторопливые, тщательные приготовления к сложному звонному действу, в котором ему помогал его сын, владевший, однако, только двумя большими колоколами. У Егора была своя собственная, им самим придуманная система петель и блоков, с помощью которой он поистине виртуозно справлялся с самыми сложными звонами. Во время действа его лицо, обычно угрюмого выражения, вдохновенно преображалось, и он не то пел, не то восторженно вел какой-то диалог со звучащими колоколами. Вообще же Егор говорил о своих колоколах как говорят о живых существах, близких, любимых, бесконечно дорогих...
— Он, ваше благородие, своего отношения требует, он живой, — говорил Егор, поглаживая своими удивительными пальцами холодный металл колокола,—«в ем душа человечья поет!..
— И действительно, — добавлял мой отец, — «творческий почерк» Егора — его палитру чарующих тембров и ритмов можно было различить безошибочно даже на фоне звучания колоколов десятков новгородских церквей.
С Егором-звонарем был хорошо знаком и С. В. Рахманинов. Именно от Сергея Васильевича отец позднее узнал о кончине этого замечательного, самобытного артиста.
Само собой разумеется, что праздники в доме С А. Бутаковой были теми событиями, которые регулировали весь ход его размеренной жизни. Приближение
того или иного праздника можно было ощутить уже по тому, как исподволь все в доме, где царила чистота и порядок, с нарастающей интенсивностью заново начищалось, терлось, мылось, стиралось, красилось.
Посещение же церковных служб, особенно по большим праздникам, было целым ритуалом, от которого здесь не отступали ни днем, ни вечером, ни поздней ночью, ни ранним утром.
Все домочадцы и гости, постоянно бывавшие у Софьи Александровны, облачались в чистую, накрахмаленно-наглаженную выходную одежду и незадолго до заранее условленного часа, определявшегося по колокольному звону, выходили из дома, чтобы, как само собою разумеющегося, ждать выхода «самой». Это была, по словам отца, обязательная пауза.
Софья Александровна появлялась в сопровождении ключницы Аграфены Самсоновны торжественно сосредоточенная, строгая и возглавляла шествие. Впереди — она сама, рядом — бабушка Елизавета Александровна или кто-либо из гостей, затем — Аграфена Самсоновна с детьми — господскими и домочадными. И только лишь за ними следовали остальные «огулом». Всего 20—30 человек составляли эту процессию. Тот же порядок строго соблюдался и при возвращении домой.
Раздача праздничных подарков была для Софьи Александровны еще одним ритуалом. Она умела это делать по-настоящему празднично, торжественно, находя для каждого краткое, но задушевное слово, жест, взгляд. Примечательно, что при этом она не столько собственно делала подарки людям, сколько благодарно как бы отдаривала их, и не только за идеальный порядок, поддерживаемый в доме их руками. Люди знали хорошо, что Софья Александровна чрезвычайно любит все национально русское, свое, изготовленное добротно и искусно. И потому ей постоянно преподносились всевозможные народные поделки, вышивки, самые разнообразные изделия. Чего только ей не дарилось! В этих взаимоотношениях подарков-отдариваний, по мнению отца, символически воплощалась та особая нравственная атмосфера культа человеческого труда, которая соединяла людей в доме Бутаковой.
Преданность человека своему долгу и делу, чувство ответственности за себя и за других были для Софьи
Александровны важнейшими жизненными принципами, к кому бы они ни относились. Там, где она видела живое, жизненное проявление этих принципов, она умела быть щедрой, великодушной, отзывчивой. Но к людям, которые по своему характеру оказывались иными, Софья Александровна относилась сурово, бескомпромиссно, очевидно, с той деспотичностью, которая, по словам моего отца, отдавала анахронизмом крепостного времени.
Софья Александровна очень любила свою единственную дочь Любушку, как она ее называла. Любовь Петровна Бутакова была талантливым, музыкально одаренным человеком. Она хорошо пела, имела большие способности к фортепианной игре, успешно занималась вместе с А. Д. Орнатской и А. П. Стрельниковой у Антона Рубинштейна. Но, как предполагал мой отец, бескомпромиссность, бескрайняя требовательность матери надломили Любовь Петровну. Она не стала пианисткой, замкнулась в своих переживаниях. Говорили, что это случилось после ее встречи с В. А. Рахманиновым, натурой, прямо противоположной всем идеалам семьи Бутаковых. В. А. Рахманинов был человеком легкого отношения и к собственной судьбе и к судьбам других, человеком импульсивных настроений, решений, свободных поступков, весельчаком и балагуром. Неудивительно, что появление такой личности в семье Бутаковых должно было стать и стало резким жизненным диссонансом.
И тут, по словам моего отца, умная Софья Александровна, быть может впервые, оказалась перед необходимостью отступить от своего деспотизма. По-видимому, хорошо понимая, какой нелегкий, жертвенный долг возлагает на Любушку, как выражалась Софья Александровна, «тля рахманиновщины», она мужественно, решительно приняла жизненный выбор любимой дочери, и, очевидно, глубоко душевно уязвленная подобным своим отступлением, также замкнулась на собственный суровый лад.
Однако одного Софья Александровна была не в силах допустить: чтобы, как ей казалось, пагубное влияние Василия Аркадьевича коснулось внука Сережи. И маленький Сережа стал жизненным центром ее глубоко любящего сердца. Софья Александровна сделала
все, чтобы воспитать его в полной свободе от каких бы то ни было воздействий В. А. Рахманинова, о чем последний, по-видимому, ничуть и не тужил.
Мой отец подчеркивал, что в характере Сергея Васильевича весьма отразились многие черты характера Софьи Александровны Бутаковой — волевое начало, любовь к четкому, размеренному жизненному укладу, к дисциплине труда, суровая сдержанность внешней манеры поведения, как и сердечность, щедрость, умение сочувствовать людям не словом, а делом, бескрайняя любовь к России и ко всему русскому, народному и вместе с тем несомненно унаследованная от матери Любови Петровны нежная привязанность ко всем своим близким.
Моя мать Н. С. Стрельникова близко и хорошо знала Любовь Петровну еще с предреволюционных лет и в двадцатых годах. Она говорила, что никогда не встречала человека такой глубокой задушевности, доброты и мудрой благожелательности ко всем людям, какой была Любовь Петровна. Весь ее кроткий облик, казалось, говорил об одной-единственной жизненной потребности этой удивительной женщины: чтобы другим было хорошо...
Сергей Васильевич был дружен с моим отцом и позднее, уже после кончины Софьи Александровны, приезжая в Петербург, постоянно бывал в его доме, решительно поддерживал его ранние композиторские опыты, что было существенно, когда решался вопрос, быть ли ему юристом или избрать музыкально-композиторское поприще.
Б. Н. Стрельников
ГРАМЗАПИСИ С. В. РАХМАНИНОВА*
1919 18 апреля Моцарт. Andante grazioso из Сонаты A-dur (по Кёхелю № 331): 6732—А
Шопен. Вальс As-dur из ор. 42: 6731—С
19 апреля Скарлатти — Таузиг. Соната d-moll: 6735—А
Шопен. Вальс As-dur из ор. 64: 6736—В
22 апреля Лист. Венгерская рапсодия № 2 (с каденцией Рахманинова):
ст. 1—6739— С, ст. 2—6740—С, ст. 3—6741—С
23 апреля Рахманинов. Баркарола из ор. 10: 6743—В
Рахманинов. «Полька В. Р.»: 6744—А
Рахманинов. Прелюдия cis-moll из ор. 3: 6742 — С
1920 26 апреля, Бетховен. Соната F-dur из ор. 10: В —23961 — 1,
4 и 17 мая В —23961 —4, В —23961 —5 (не выпущены)
26 апреля Григ. Вальс и «Танец эльфов» из цикла «Лирические пьесы»,
ор. 12: В —23956 (не выпущены)
3 мая Паганини — Лист. «Кампанелла»: С — 23986 — 1 (не выпущена)
* В основу настоящего перечня грамзаписей Рахманинова положены сведения о них, содержащиеся в издании: The Complete Rachmaninoff. 1973, RCA Records, New York. Частично привлечены сведения из ряда других источников. Грамзаписи, сделанные фирмой «Edison», относятся к 1919 г. Грамзаписи всех последующих лет осуществлены компанией «Victor». Поэтому в самом перечне грамзаписей фирма не упоминается. Номера матриц не приводятся лишь в случаях отсутствия соответствующих сведений. Приношу благодарность В. М. Троппу, оказавшему помощь в уяснении некоторых затруднительных моментов.
Рахманинов. Прелюдия G-dur из op. 32: С — 23985 — 1
Чайковский. «На тройке» из ор. 37 bis: С —
23983 — 1
Шопен. Вальс h-moll из ор. 69: В —23962—2
3 или Шопен. Этюд Ges-dur из ор. 10: В —23964 — 1 (не выпущена)
13 мая Шопен. Этюд Ges-dur из ор. 25: В — 23964 —1 (не выпущена)
17 мая Мендельсон. Рондо-каприччиозо E-dur, op. 14: В—24117—1,
В—24117 —2 (не выпущены)
Рахманинов. Прелюдия g-moll из ор. 23: С—23984 — 4
Шопен. Этюды f-moll и F-dur (из каких опусов — неизвестно) : В — 24116 — 1, В — 24116—2 (не выпущены)
20 мая Мендельсон. «Песня без слов» (какая — неизвестно) :
В — 24636 — 1 (не выпущена)
20 и 21 октября Вебер. Momento Capriccioso B-dur, op. 12: С —24637— 1,
В —24637 —1, В—24637 —2 (не выпущены)
20 и 21 октября Шопен. Вальс F-dur из ор. 34: В—24639—1,
В —24639 —2, В —24639 —4, В —24639 —5
4 ноября (выпущен четвертый вариант записи)
21 октября Дакен. «Кукушка»: В — 24635 — 2
Лист. «У родника» из цикла «Годы странствий»: В — 24649 — 1
(не выпущена)
Рахманинов. «Этюд-картина» g-moll из ор. 33:
В — 24652 — 1 (не выпущена)
4 ноября Мендельсон. «Песня за прялкой» из ор. 67: В — 24646 — 2
1921 21января Дебюсси. «Доктор ад-Парнассум» из цикла «Детский уголок»:
В — 24906 — 1
Дебюсси. «Серенада кукле» из цикла «Детский уголок»:
В — 24902 — 1 (не выпущена)
Рахманинов. Прелюдия gis-moll из ор. 32: В —24642 —5
Шопен. Вальс Es-dur из ор. 18: С —24903 — 1
21 января и Шопен. Вальс Ges-dur из ор. 70: В —24904—3
2 апреля
2 апреля Дебюсси. «Кукольный кэк-уок» из цикла «Детский уголок»:
В — 24193 — 8
Шопен. Вальс Des-dur из ор. 64: В —24192—3
12 октября Григ. Вальс и «Танец эльфов» из цикла «Лирические пьесы»,
ор. 12: В —23963 —4
Рахманинов. «Полька В. Р.»: С — 25651 —2
14 октября Рахманинов. Прелюдия cis-moll из ор. 3: В—25650 —3
25 октября Дохнаньи. Этюд-каприччио f-moll из ор. 28: В— 25652 — 6
Крейслер — Рахманинов. «Муки любви»: С — 25653 — 5
1922 24 февраля
1 ноября
4 ноября
1923 6 марта
5 апреля
24 октября 27 декабря
1924 3 января
18 марта
22 декабря
1922 24 февраля Бизе — Рахманинов. Менуэт из Сюиты № 1 по музыке к драме
А. Доде «Арлезианка»: В —26134 —3
1 ноября Шопен —Лист. «Желание девушки»: С — 27108 (не выпущена)
4 ноября Рахманинов. «Серенада» из ор. 3: В—27110—5
1923 6 марта Мошковский. «Акробатка» из ор. 52: В — 27109—7
Рахманинов. «Полишинель» из ор. 3: С —24643 — 2
5 апреля Чайковский. Вальс As-dur из ор. 40: В — 27117 — 3
Шопен. Вальс Des-dur из. ор. 64: В —24192 — 5
Штраус — Шульц-Эвлер. «Прекрасный, голубой Дунай»:
С —27732—1, С —27732 —2 (не выпущены)
24 октября Шопен. Вальс h-moll из ор. 69: В —23962— 11
27 декабря Гензельт. Этюд fis-moll из ор. 2: В —28691— 5
Лист. Испанская рапсодия: В — 29224— 1, В—29224 —2,
В —29224 —3 (не выпущены)
Рахманинов. «Сирень»: В — 24123 — 9
Чайковский. «Юмореска» G-dur из ор. 10: В— 28690 — 4
Шопен. Мазурка cis-moll из ор. 63:
В —24644 — 8
Шопен. Ноктюрн Fis-dur из ор. 15: С — 27118 — 8
Шопен. Прелюдия Es-dur из ор. 28: В — 29223 — 1,
В — 29223 — 2 (не выпущены)
1924 3 января Рахманинов. Концерт № 2 c-moll, op. 18,
при участии Филадельфийского оркестра под упр. Л. Стоковского:
ст. 4 —С —29233 —4, ст. 5 —С —29234 —3, ст. 6 —С —29235 —4,
ст. 7 —С —29236 —3, ст. 8 —С —29251 — 2, ст. 9 —С —29252 —2
18 марта Лист. Испанская рапсодия: В — 29224 — 4, В —29224 —5,
В—29224 —6 (не выпущены)
Лист. Ноктюрн № 3 As-dur: С —29670— 1, С —29670 —2,
С —29670 —3 (не выпущены)
Шопен. Скерцо cis-moll, op. 39: ст. 1— С — 29671 — 1,
ст. 1—С —29671 —2, ст. 2 — С — 29678 — 1,
ст. 2—С — 29678 — 2 (не выпущены первые варианты записи)
22 декабря Рахманинов. Концерт № 2 c-moll, op. 18,
при участии Филадельфийского оркестра под упр. Л. Стоковского:
ст. 1—С —31395 —2, ст. 2 —С —31396 —2
30 декабря
1925 13 апреля
13 апреля и
14 мая
14 апреля
14 мая
14 декабря
16 декабря
29 декабря
30 декабря Глюк — Сгамбати. «Мелодия» из оперы «Орфей»:
В—31558 (не выпущена)
Сен-Санс — Зилоти. «Лебедь»: В — 31557 — 1
1925 13 апреля Лист. Полонез E-dur: ст. 1 — CVE — 32508 — 2,
ст. 2 — CVE — 32509 — 2
Мусоргский — Рахманинов. Гопак из оперы «Сорочинская
ярмарка»: BVE — 25108— 10 Шопен. Баллада As-dur,
op. 47: ст. 1 — CVE— 32510— 1, ст. 1—CVE —32510 —2,
ст. 2 — CVE —32511 — 1, ст. 2 —CVE —32511 —2 (не выпущены: второй вариант записи первой стороны и первый вариант
записи второй стороны)
13 апреля и Бетховен. 32 вариации c-moll: ст. 1 — CVE — 32506 — 4,
14 мая ст. 2 — CVE — 32507 — 1
14 апреля Шуберт — Лист. «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха»:
BVE —31564 —4
14 мая Глюк — Сгамбати. «Мелодия» из оперы «Орфей»: В VE — 31558 — 4
Моцарт. Рондо из Сонаты A-dur (по Кёхелю № 331): BVE—24638 —6
14 декабря Бетховен — Рубинштейн. «Турецкий марш»
из музыки к пьесе «Афинские развалины»:
В VE — 39387— 1
16 декабря Бах. Сарабанда из Партиты для клавира № 4
D-dur: CVE —34143 —3
Лист. «Хоровод гномов»: BVE —34146 —3
Рахманинов. «Этюд-картина» a-moll № 6,
op. 39: BVE —34156—1
29 декабря Крейслер — Рахманинов. «Радость любви»:
ст. 1—В VE —34154 —3, ст. 2—В VE—34154—3
Шуберт. Экспромт as-moll из ор. 90: CVE— 34144—5
Шуберт — Рахманинов. «Ручей» из цикла «Прекрасная мельничиха», где песня называется «Куда»: BVE —34145 —7
1926 22 февраля «Белилицы, румяницы вы мои» в обработке для голоса с
фортепиано; исполнена с участием Н. В. Плевицкой: пробная запись
1927 5 апреля Мендельсон. Этюд F-dur из ор. 104: BVE — 37453 — 4
Мендельсон. Этюд a-moll из ор. 104: BVE — 37454 — 4
Падеревский. Менуэт G-dur из ор. 14: CVE— 24651 —5
Шопен. Вальс cis-moll из ор. 64: BVE — 24645 — 5
Шопен. Вальс As-dur из ор. 64: BVE — 37455 — 6
Шопен. Ноктюрн Es-dur из ор. 9: CVE — 37465 — 3
Штраус — Таузиг. «Живут только раз»: ст. 1 _CVE — 37466 — 1,
ст. 2 — CVE — 37467 — 3
1928 22 марта Бетховен. Соната G-dur из ор. 30, совместно с Ф. Крейслером:
ст. 1 —CVE — 41759 — 8, ст. 2 — CVE — 41760 — 4,
ст. 3 — CVE — 41761—5, ст. 4 — CVE — 41762 — 7
4 апреля Рахманинов. «Полька В. Р.»: CVE — 25651—6
Рахманинов. Прелюдия cis-moll из ор. 3: BVE — 25650 — 23
11 апреля Чайковский. «На тройке» из ор. 37 bis: CVE— 23983 — 8
25 апреля Мендельсон. «Песня за прялкой» из ор. 67: BVE —24646 —21
14 и 15 сентября Григ. Соната c-moll, ор. 45, совместно с Ф. Крейслером: ст. 1—CL — 4511—5, ст. 2 —CL —4512 —5, ст. 3 —CL — 4513 — 5,
ст. 4 —CL —4514 —5, ст. 5 —CL —4515 — 6, ст. 6 —CL —4516 —5
20 21 декабря Шуберт. Соната A-dur, ор. 162, совместно с Ф. Крейслером:
ст. 1 — CVE — 49280 — 5, ст. 2 —CVE —49281 — 5, ст. 3 — CVE — 49282 — 2, ст. 4 — CVE — 49283 — 4, ст. 5— CVE —49284 —3, ст. 6 — CVE — 49285 — 4
1929 9, 10 и 12 Шуман. «Карнавал», ор. 9: ст. 1 — CVE — 51089 — 7, ст. 2 — CVE —
апреля 51090 — 2, ст. 3 — CVE —51091—3, ст. 4 — CVE — 51092 — 5,
ст. 5 —CVE —51093 —3, ст. 6 — CVE — 51094 — 3
10 и 13 апреля Рахманинов. Концерт № 2 c-moll, ор. 18, при
участии Филадельфийского оркестра под упр. Л. Стоковского: ст. 1 — CVE — 48963 — 2, ст. 2 — CVE — 48964 — 2, ст. 3 — CVE — 48965 — 2, ст. 4 —CVE —48966— 1, ст. 5 — CVE — 48967 — 1, ст. 6 — CVE — 48968 — 3, ст. 7 —CVE —48969 —2, ст. 8 — CVE — 48970— 1, ст. 9 —CVE —48971 — 3, ст. 10 — CVE — 48972 — 3
16 апреля Римский-Корсаков — Рахманинов. «Полет шмеля» из оперы
«Сказка о царе Салтане»: BVE— 51805 — 1, BVE —51805 —2, BVE —51805 —3, BVE —51805 —4, BVE —51805 —5 (выпущен только первый вариант записи)
Скрябин. Прелюдия fis-moll из ор. 11: BVE— 51806—1, BVE —51806 —2 (выпущен первый вариант записи)
20 апеля Рахманинов. «Вокализ» из ор. 34 (в авторском варианте
для симфонического оркестра), при участии Филадельфийского оркестра: CVE — 48978 — 3
Рахманинов. «Остров мертвых», ор. 29, с участием Филадельфийского оркестра: ст. 1 — СУЕ — 48973—5, ст. 2 — СУЕ — 48974—4, ст. 3—СУЕ — 48975 — 4, ст. 4 — СУЕ — 48976—5, ст. 5 — СУЕ — 48977 — 4
1930 18 февраля Шопен. Вальс f-moll из ор. 70: не выпущена Шопен.
Вальс e-moll (посмертное издание): BVE —59415 —3
Шопен. Соната b-moll, ор. 35: ст. 1 — BVE — 59408 — 2, ст. 2 — BVE — 59409 — 2, ст. 3 — BVE —59410 —2, ст. 4 — BVE — 59411 — 2, ст. 5 —BVE —59413 —2, ст. 6 — BVE — 59414 — 1, ст. 7 — BVE — 59412 — 2
23 декабря
1934 24 декабря Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини, ор. 43,
с участием Филадельфийского оркестра под упр. Л. Стоковского: ст. 1 — CS — 87066— 1, ст. 2 —CS —87067 — 1, ст. 3 —CS — 87068 — 1, ст. 4 —CS —87069, ст. 5 — CS — 87070 — 1, ст. 6 — CS — 87071 — 1
1935 8 января Бах — Рахманинов. Прелюдия из Партиты для скрипки соло
E-dur: CS — 87284 — 1 — 4 (не выпущены)
8 января и Мендельсон — Рахманинов. Скерцо из музыки к пьесе
23 декабря «Сон в летнюю ночь»: CS—87283 — 4 (не выпущена), CS —87283 —6
23 декабря Бородин. Скерцо As-dur: BS—98394—1
Шопен. Мазурка a-moll из ор. 68: BS — 98395 — 1
1936 3 января Гендель. Ария и Вариации из Сюиты № 5 е-то11: СУЕ —98393 —3.
Рахманинов. «Серенада» из ор. 3: ВБ — 98396 — 3
1938 Рахманинов. «Итальянская полька» для фортепиано в четыре руки,
с участием Н. А. Рахманиновой, любительская запись
1939 4 декабря Рахманинов. Концерт № 1 fis-moll, ор. 1,
с участием Филадельфийского оркестра под упр. Ю. Орманди: ст. 1 — СБ —045621 — 2, ст. 3 — СБ — 045623 — 2, ст. 4 —СБ — 45624— 1
Рахманинов. Концерт № 3 d-moll, ор. 30, с участием Филадельфийского оркестра под упр. Ю. Орманди: ст. 1 — СБ — 045627 — 1, ст 2— СБ —045628—1, ст. 3 — СБ — 045629 — 1, ст. 4 — СБ — 045630—1, ст. 5 —СБ —045631— 1, ст. 7 —СБ —045633— 1, ст. 9 — СБ — 045635 — 1
1940 24 февраля
11 декабря Рахманинов. Симфония № 3 a-moll, ор. 44, с
участием Филадельфийского оркестра: ст. 1 — CS — 045636—2. ст. 2 — CS — 045637— 1, ст. 3 — CS —045638 —2, ст. 4 — CS — 045639— 1, ст. 5 — CS — 045640 — 2, ст. 6 — CS —045641 — 1, ст. 7 —CS —045642— 1, ст. 8 —CS—045643—1, ст. 9—CS—045644-1
1940 24 февраля Рахманинов. Концерт № 1 fis-moll, ор. 1,
с участием Филадельфийского оркестра под упр. Ю. Орманди: ст. 2 — CS — 045622 — 3, ст. 5— CS —045625 —3, ст. 6 — CS — 045626—3
Рахманинов. Концерт № 3 d-moll, ор. 30. с участием Филадельфийского оркестра под упр. Ю. Орманди: ст. 6 — CS — 045632 — 2А, ст. 8 — CS — 045634 — 3 18 марта
18 марта Рахманинов. «Восточный отрывок»: BS —048185 — 2
Рахманинов. «Маргаритки»: BS —048184 — 2
Рахманинов. «Музыкальный момент» es-moll из ор. 16: BS— 048176— 1
Рахманинов. Прелюдия Ges-dur из ор. 23: BS —048177—1
Рахманинов. Прелюдия E-dur из ор. 32: BS— 048178—1
Рахманинов. Прелюдия f-moli из ор. 32: BS— 048179 — 2
Рахманинов. Прелюдия F-dur из ор. 32: BS— 048179—2
Рахманинов. «Этюд-картина» C-dur из ор. 33: BS —048182 —2
Рахманинов. «Этюд-картина» Es-dur из ор. 33: BS —048183 —2 9 апреля
9 апреля Рахманинов. «Мелодия» E-dur из ор. 3: BS—048174 —4А
Рахманинов. «Юмореска» из ор. 10: BS —048175 — 2
1941 20 декабря Рахманинов. Концерт № 4 g-moll, ор. 40, с
участием Филадельфийского оркестра под упр. Ю. Орманди: ст. 1 — С5 — 071277 — 2, ст. 2 —С5 —071278 —2, ст. 3 — С5— 071279 — 1 А, ст. 4 —СБ — 071280— 1, ст. 5— СБ — 071281 — 1. ст. 6 —СБ — 071282 — 1. ст. 7 —СБ — 071283—1, ст. 8 —С5—071284— 1
1942 25 февраля Моцарт. Andante grazioso из Сонаты A-dur (по Кёхелю № 331):
PCS —072124— 1 (не выпущена)
Шуман. Новеллетта fis-moll из ор. 21: PCS— 072125— 1, PCS —072126— 1 (не выпущены)
26 февраля Бах — Рахманинов. Гавот и Жига из Партиты для скрипки соло
E-dur: PCS —072128—2
Крейслер — Рахманинов. «Радость любви»: PCS —072133—1
Рахманинов. «Сирень»: PCS —072132 —1
Чайковский — Рахманинов. «Колыбельная песня» из ор. 16: PCS —072131 — 1
27 февраля Бах — Рахманинов. Прелюдия из Партиты для скрипки соло
E-dur: PCS —072127 —3
Шопен — Лист. «Возвращение на Родину»: PCS —072137—1
Шопен — Лист. «Желание девушки»: PCS — 072136—1
Шуберт —Лист. «Серенада»: PCS—072138—1
Шуман — Таузиг. «Контрабандист» из ор. 74: PCS —072137 — 1