Дж. Оруэлл. его настоящее имя — Эрик А. Бпэйр
Художник острого, иронического ума Джордж Оруэлл прожил недолгую жизнь. Но самый знаменитый и лучший роман Оруэлла — "1984", – написанный четыре с лишним десятилетия назад, и сегодня сохраняет свою жгучую актуальность и остается итогом его жизненного и писательского пути. Важной вехой на этом пути было и другое не менее знаменитое его произведение — сатирико–аллегорическая повесть "Скотский двор" (1945г.) — одно из первых художественных обличений сталинизма (есть несколько русских переводов повести и под другими заголовками — "Звероферма", "Ферма животных" и тому подобное).
В "1984" Оруэлл изобразил будущее мировое общество ("Океания") как тоталитарный иерархический строй, основанный на изощренном физическом и духовном порабощении. Строй, пронизанный всеобщим страхом и ненавистью, где обыватели не живут, а существуют под неусыпным наблюдением "Старшего брата". О конкретном прообразе мира, встающего со страниц "1984", спорили, и трудно сказать, согласился ли бы сам Оруэлл придать Старшему Брату2 физическое сходство со Сталиным, как поступили экранизаторы романа в 1989 г.1 Сталинизм3 имеет, конечно, самое прямое отношение к тому порядку вещей, который установлен в Океании, но не только сталинизм.
Как и в "Скотном дворе", говорить надо не столько о конкретике, сколько о социальной болезни, глубоко укорененной в атмосфере XX столетия и по–разному проявляющейся, хотя это все та же самая болезнь, которая методически убивает личность, укрепляя идеологию и власть. Это может быть власть Старшего Брата, глядящего с тысячи портретов, или власть анонимной бюрократии. В одном варианте это идеология сталинизма, в другом — доктрина расового и национального превосходства, а в третьем — комплекс идей агрессивной технократии, которая мечтает о всеобщей роботизации. Но все эти варианты предполагают ничтожество человека и абсолютизм власти, опирающейся на идеологические концепции, которым всегда ведома непререкаемая истина и которые поэтому не признают никаких диалогов. Личность по логике этой системы необходимо обратить в ничто, превратить в лагерную пыль, даже если формально оставлена свобода. А власть ни при каких условиях не может удовлетвориться достигнутым могуществом. Она обязана непрерывно укрепляться на все более и более высоких уровнях, потому что таков закон ее существования: ведь она не создает ничего, кроме рабства и страха, как не знает ценностей или интересов, помимо себя самой. По словам одного оруэлловского персонажа, ее представляющего, "цель репрессий — репрессии. Цель пытки — пытка. Цель власти — власть". Речь идет об О’Брайен, пытающий и расстреливающий в подвалах Министерства любви, лишь с откровенностью формулирует основное побуждение, двигающее тоталитарной идеей, которую привычно украшают более или менее искусно наложенным гримом, чтобы выдать ее за триумф разума, справедливости и демократии. В XX столетии идея проложила себе многочисленные торные дороги, став фундаментом утопий, которые, осуществляясь, оказывались кошмаром. Оруэлл показал общество, где это произошло. И оно узнаваемо, как модель, имевшая достаточно слепков и подражаний. Вообще надо сказать, что в истории зарубежной литературы почти нет романов, образный ряд которых произвел бы на публику такое же сильное впечатление, как картинки из "1984" Джорджа Оруэлла. Старший Брат. Полиция Мыслей. Половое преступление. Комната 101. Все это – знаки современной культуры, известные даже тем, кто не читал книгу и не видел снятый по ней кинофильм4. Именно в этот контексте надо воспринимать название государственной идеологии, правящей Океанией: "Ангсоц"5. Оруэлл вовсе не хотел, вопреки попыткам утверждать обратное, указать этим названием на то, что "Английский социализм" неизбежно ведет к тирании. Напротив –– он указывал на то, что ничто не защищено от того тоталитарного этоса, чье развитие он наблюдал, и что даже его собственная традиция, традиция английского социализма, может быть искажена и вывернута в кошмарную догму.
19. Творчество Борхеса и литература постмодернизма. Постмодернизм. Смысл термина. Эстетические основания.
Теория постмодернизма была создана на основе концепции одного из самых влиятельных современных философов Жака Деррида. Согласно Деррида, «мир – это текст», «текст – единственно возможная модель реальности». В употребление ввел в 1969 г. американский литературовед Л. Фридлер. В литературе не сложилось единого мнения о значении термина "постмодернизм". Как правило, постмодернизм относят к послевоенной европейской и американской культуре, однако встречаются и попытки распространить это понятие на более ранний период или, наоборот, отнести его к искусству будущего, после или вне современности. Несмотря на расплывчатость термина, за ним стоят определенные реалии современного искусства. Постмодернизм родился из критики модернизма и представляет собой реакцию на искусство предшествующей эпохи, знаменует переоценку ценностей. Основной акцент смещен с проблем художественной формы на проблему интерпретации художественного явления. Искусство постмодернизма отрицает художественное качество, для него не существует единых правил. Произведения постмодернизма отличаются очевидным эклектизмом, возвращением к традиционным художественным формам. Большое значение имеют заимствования из искусства далекого и недавнего прошлого, цитирования. При этом постмодернизм стремится преодолеть элитарный характер модернистских течений, используя так называемую систему двойного кода, когда язык образов и форм, понятный массовому потребителю культуры, имеет одновременно и второй смысл - для подготовленного зрителя.
Литература рубежа 20-21 века более тесно связана с лит теорией, чем когда-либо. Многие писатели являются одновременно и теоретиками и преподавателями: Лодж, Бренбери, Лорен, Набоков. Постмодернизм рассматривает человека и его сознание как продукт языка, как своего рода повествование. Говорю – значит, существую. Самосознание личности равно некоей сумме текстов, и все, что его окружает воспринимается как бесконечный текст. Новейшая постмод трактовка сознания видит в нем не просто текст. Способность человека познать себя определяется его способностью описать себя и свой жизненный опыт в виде связного повествования. Знание современной литературной теории имеет большое общекультурное значение. Литра – важнейший канал приобщения к человеческой культуре. В постмодернизме ответвляется постструктурализм.
Ролан Барт провозгласил тезис о смерти автора в 1968. Он говорит, что, начиная с Малларме, говорит не автор, а язык, и письмо – это изначально обезличенная деятельность. Личность автора ничего не значит. Ему вторит Фуко. Автор – есть не более чем проекция. Это исторически обусловленный конструкт. Автор в тексте на правах гостя. История для Фуко – самое масштабное из проявлений человеческого безумия, тотальный беспредел бессознательного. Специфическое видение мира как хаоса, предстающего сознанию лишь в виде неупорядоченных фрагментов, получило определение «постмодернистской чувствительности». Любой текст оказывается цитатой другого текста. Мы знаем что-то, следственно можем выразить это словами. Откуда мы их знаем? Услышали, прочли – узнали. Все, что мы не знаем, тоже описывается словами. Наша культура состоит из культурного контекста. Отличительная черта постмодернизма – концептуальность. В произведении закрепляется видение писателем мира, а не просто описывается мир. Мы получаем картинку, как она возникает в сознании автора.
Семиотическая парадигма. Литра рассматривается как система знаков.
Хорхэ Борхес. (1899-1986)
Родился в Аргентине, юность провел в европе. Там в 20-е гг. первый опыт авангардного искусства – он вступил в кружок авангардистов. После возвращения в Аргентину становится там предводителем кружка. Сначала пробует силы в поэзии, потом – в прозе. Но его проза не укладывается в рамки классического романа, для его романов характерно сращение жанров, что является чертой постмодернизма. Сборники Всемирная история бесчестия, Вымыслы, Алеф, Книга песчинок. Особенности его стиля:
1) вторичность, сознательное использование других текстов. Познать жизнь нельзя, а толковать можно.
Новелла «Пьер Менар – автор «дон Кихота»» - восхищение Пьером Менаром, а не Сервантесом. Автор говорит, что роман Менара глубже, и он неизбежен, а вот сервантесовский дон кихот мог бы и не существовать.
«Вавилонская библиотека» - нет единственной истины, искусство – игра.
2) соединение низких массовых жанров с философской прозой. Гл объект – человеческий ум и его взаимоотношения с миром. Борхес – агностик, не верит в познаваемость мира. Он создает условную реальность. Мимитрия вымысла под реальность. Он соединяет факты с вымыслом. Например, «Аналитический язык Джона Уилкинса». Текст –не лингвистическое исследование его жизни, а опять средство для выстраивания той концепции, которая присуща Борхесу. Все выливается в философское эссе. Чтение – есть интерпретация мира. Мы – строки или слова текста. Все наши знания относительны.
«По поводу классиков» - размывается само понятие оценки, критерия, сглаживаются границы между высоким и массовым. Литра начинается мифом, и им и заканчивается.
«Борхес и я» - множественность «я».
«Сад расходящихся тропок» - в детективный текст вкраплено эстетическое эссе. Жизнь – это лабиринт со множеством ответвлений.