Социокультурный ландшафт России на рубеже XIX - XX вв

Проблема выбора пути развития России в начале ХХ в. из области теоретических дискуссий перешла в сферу практики. На рубеже веков в России происходит нарастание тех противоречий, которые накапливались на протяжении всей ее истории. Подобно тому как в социальном плане усиливалось социальное расслоение, в культуре оформляется идейное размежевание, подрываются прежние классические основания культуры как носительницы просвещения, прогресса, гуманизма и народности.
Анализ общественно-культурной жизни конца XIX в. показывает, что на смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е гг., приходит какая-то психологическая напряженность, ожидание "великого переворота" (Л. Толстой). В одном из писем 1901 г. М. Горький отмечал, что "новый век воистину будет веком духовного обновления".
С середины 90-х г. в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подъем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно-демократических выступлениях.
Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры.
Все эти тенденции протекали на фоне растущего многообразия духовной жизни, сопровождавшего развитие капитализма и ослабление авторитарного контроля со стороны самодержавия.
Итак, Россия накануне эпохи революций представляла собой огромное образование из частей различных культурно-исторических регионов, глубоко противоречивых, разрываемых на противоположные начала сразу в нескольких направлениях. Одна из основных причин такой специфики состоит в том, что на этом огромном российском геокультурном пространстве отсутствовали устойчивые механизмы социальной регуляции, которые могли бы обеспечить хотя бы относительную стабилизацию, единство и преемственность в развитии общества.
Конечно, в Российской империи, как и в других странах, были важны внешние причины, поставившие под сомнение сохранение внешнего порядка. Военные поражения, понесенные Россией на Востоке и на Западе, были несомненными признаками эфемерности огромной империи. Как и повсюду, насущная потребность в модернизации вызвала острые социальные противоречия. Сочетания этих факторов уже было достаточно для революции. Россия стала не только первой и ведущей страной торжествующей революции. В ней она продержалась дольше, чем где бы то ни было. Как свидетельствует история, российское общество долго выходило из революционного состояния. Особенности культурологической мысли. Культурологическая мысль в России в качестве самостоятельной отрасли знаний развивалась с некоторым опозданием и имела на рубеже XIX - XX вв. ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, пограничным положением русских между Европой и Азией и их неповторимым духовным миром. Особую специфику культурологическим теориям того времени придавало ощущение неустойчивости, нестабильности, неопределенности и нервозности в русской культуре конца XIX - начала XX вв.
Первые попытки самоосознания специфики русской национальной культуры восходят к реформам Петра I, когда было пробито "окно в Европу" и русские задумались над тем, "какие они" и "какие мы". В XIX-XX вв. зарождавшаяся культурологическая мысль получила новые импульсы в результате таких крупных исторических событий, как Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов, отмена крепостного права, три русские революции начала ХХ в.

· В целом становление отечественной культурологии характеризовалось следующими особенностями:

o культурологическая мысль России, так же как и на Западе, делала свои первые шаги в недрах философии и художественной литературы. Иными словами, основы новой науки закладывали первые русские философы и вся классическая русская литература в лице таких ее корифеев, как Гоголь, Толстой, Достоевский;

o понимание сущности культуры было в России теснейшим образом связано с религиозным видением мира, в частности с православием и шире - с христианством;

o культурологическая мысль часто носила патриотический характер, была преимущественно сосредоточена на раскрытии своеобразия исторических судеб России, а следовательно, нередко переплеталась с политикой;

o на культурологическую мысль России оказывали огромное влияние происходившие в стране резкие социальные сдвиги и революционные катаклизмы, глубочайшим из которых стали события 1917 г. Ни в одной стране Запада или Востока не существовало, например, таких длительных и устойчивых дихотомий, как славянофильство и западничество, споры представителей которых тянутся до наших дней; таких духовных движений, как религиозное подвижничество и народничество; таких социальных типов, как юродивые, "святые" старцы и странники.

20. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. В условиях страны с запоздалым капиталистическим развитием почву русского П. составило преимущественно движение широкой крестьянской демократии. Собственно буржуазия в России свой либерализм с самого начала поставила на службу идее примирения и уступок. Все же западное П. оказало известное влияние на развитие буржуазных идей в русской литературе. Влияние это определялось ростом капитализма в России и обращением к Западу за помощью в оформлении идеологии этого роста.. Подобно зап. просветителям и русские просветители связывали все отрицательные продукты и моменты историч. процесса с системой феодального самодержавия, не предвидя будущих, еще более глубоких противоречий капитализма. К числу достоинств следует отнести и высокую оценку значения эстетики и искусства. Совсем не случайно и Белинский, и Чернышевский, и Добролюбов, несмотря на то, что защищали линию самого беспощадного и прозаического реализма, не переставали открыто и, так сказать, принципиально восторгаться пластической и художественно законченной формой пушкинской поэзии. В идеал «прекрасной жизни» Чернышевский вкладывал не только политическое, но и эстетическое содержание. Наконец в политическом и философском отношении русское П. естественно быстрее эмансипировалось от просветительских иллюзий идеального прогресса и в лице гениального Чернышевского близко подошло к той грани, за которой начинается мировоззрение пролетарского коммунизма. Только отсутствие сложившегося пролетариата помешало замечательной плеяде русских просветителей перейти эту грань.

20. Особенности русского просвещения.Идейная борьба, к-рую вели буржуазные классы с политической и культурной системой феодально-абсолютистской государственности, носит в истории название «П.». Против идеологии феодализма революционная буржуазия выдвинула свою идеологию, основанную на «разуме», пропагандирующую П. в противовес религии и суевериям — наследию феодального строя. В условиях страны с запоздалым капиталистическим развитием почву русского П. составило преимущественно движение широкой крестьянской демократии. Собственно буржуазия в России свой либерализм с самого начала поставила на службу идее примирения и уступок. Все же западное П. оказало известное влияние на развитие буржуазных идей в русской литературе. Влияние это определялось ростом капитализма в России и обращением к Западу за помощью в оформлении идеологии этого роста. Благодаря более низкому по сравнению с Европой XVIII в. уровню промышленного развития русское П. избежало такой разновидности, как руссоизм с его отвращением к прогрессу. С другой стороны, радикальная его природа вызвана была и более жестокими формами крепостнической эксплоатации, царившими в полуазиатской, полуевропейской России. Кроме того русское П. развивалось все же в окружении далеко ушедшей вперед Европы русского П., характер классического европейского П., повторяют особенности просветители разделяют все достоинства точки зрения своих предшественников на значение народного просвещения — всеми средствами, включая искусство, — хотя и в этом проявляется общая черта всякого просветительства: переоценка роли «разума». К числу достоинств следует отнести и высокую оценку значения эстетики и искусства. Совсем не случайно и Белинский, и Чернышевский, и Добролюбов, несмотря на то, что защищали линию самого беспощадного и прозаического реализма, не переставали открыто и, так сказать, принципиально восторгаться пластической и художественно законченной формой пушкинской поэзии. в политическом и философском отношении русское П. естественно быстрее эмансипировалось от просветительских иллюзий идеального прогресса и в лице гениального Чернышевского близко подошло к той грани, за которой начинается мировоззрение пролетарского коммунизма. Только отсутствие сложившегося пролетариата помешало замечательной плеяде русских просветителей перейти эту грань. Просвеще́ние философская, социальная и этическая концепция, нашедшая своё выражение в европейском искусстве, и литературе в частности. Хронологическими рамками Просвещения принято считать 1688–1789 гг. (окончание английской буржуазной революции – начало Великой французской революции). Центральным понятием в построениях просветителей был Разум, представлявшийся единственным действенным инструментом познания мира и человека. Конечной целью своей деятельности просветители считали создание «царства Разума», единого человеческого общежития, идеального сообщества счастливых и добродетельных граждан. Просветители верили в возможность скорого наступления «Золотого века» (образ Аркадии появляется в литературных произведениях эпохи очень часто). Просветители считали, что исправлению сограждан могут служить образование и воспитание, исправление должно происходить в результате прямого общения с аудиторией. Порочные люди, познакомившись с содержанием просветительских сочинений, должны принять изложенные там аргументы и отторгнуть порок. Требуется лишь, чтобы нравственные постулаты были изложены ясно и доступно. В основу просветительской доктрины была положена философская концепция английского философа Дж. Локка, в главном сочинении которого («Опыт о человеческом разумении») представлена теория опытного познания, т. н. сенсуализм. Эта концепция отрицала теорию «врождённых идей» и признавала единственным способом познания чувственный опыт. Согласно Локку, по своей натуре человек не злой и не добрый, он лишь способный, и необходимо развить его склонность к добру. Просвещение – не литературное, но интеллектуальное явление, однако господствовавшие в обществе идеи не могли не найти своего отражения в литературе. Просветительские идеи нашли выражение в некоторых литературных жанрах: культ дружбы – в стихотворных посланиях, культ Природы – в пасторалях, рассуждения общего характера – в эссе. Однако центральным жанром литературы Просвещения стал роман. Характерной чертой литературы Просвещения является популяризаторство, автор обращается к широким читательским кругам, отсюда – большие тиражи издаваемой печатной продукции и рост количества журналов (например, английские «Болтун», «Зритель», «Опекун» Стила и Адиссона, где можно было писать о чём угодно, кроме политики, поскольку подобные статьи сеют в обществе рознь). Родиной Просвещения была Англия, французское Просвещение базировалось на идеях английских философов . В России Просвещение хронологически совпало с формированием классицизма. преобладают призывы к соотечественникам отринуть порок и стать добродетельными. Одной из центральных тем русской поэзии стала наука и образование В России Просвещение было возведено в ранг государственной политики. Ситуация изменилась после начала Великой французской революции, воспринимавшейся как результат деятельности французских философов

19. XVIII в. в качестве очевидных последствий петровских реформ демонстрирует нестабильность: огромное количество дворцовых пере­воротов, временщики, восстание Пугачева, еще большая поляризация русской культуры, отсутствие поступательного движения, откаты и кризисы. Диалог России и Запада изначально неравноправен, влияние •западной культуры порождает множество противоречий, усиливая ста­рые противоречия. При Петре Россия ощущает себя культурной перифе­рией, испытывает ощущение национальной неполноценности. Поскольку Петр избирает Европу в качестве эталона, то основной целью России становится догоняющее развитие по отношению к Европе. Лавинообразность влияния Запада, неосмысленность ряда заимс­твований, сопровождающиеся усилением социальных, экономических и политических противоречий способствовали еще большему закреплению русской реакции на чужое - либо неприязнь, либо некритичное рабс­кое поклонение западному, сопровождающееся неуважением к своему. Часто обращение к западному опыту вызывало откат, возврат к архаи­ке, мистике, усилению националистических настроений. Часто перифе­рия бунтовала против центра. В ходе реформ Петра и в дальнейшем все более проявляется оп­ределенная тенденция в движении русской культуры, характеризующая ее в некоторых чертах как более близкую к Востоку. Эта тенденция проявляется в том, что периоды бурного развития сменяются резким спадом. Кроме того, . после реформ Петра достаточно отчетливо проявля­ется колебательное, маятниковое движение русской культуры: от центра к периферии, то в сторону Востока, то в сторону Запада. В ходе реформ Петра формы рабства переносятся в духовную область. Так, превращая церковь в государственный орган, власть устанавли­вает контроль над духовной жизнью. Это вызвало мощную обратную ре­акцию, выразившуюся в культурной эмиграции, культурном подполье, в использовании эзопова языка.

Наиболее значимые реформы Петра 1:

1) городская и губернская-как попытка ввести самоуправление;

2) создание современной армии и флота;

3) заложены основы естественно-научного и технического обра­зования;

4) ликвидированы приказы и созданы коллегии сената (вместо Боярской Душ);

5) церковная реформа (упразднена Патриархия как орган самоуп­равления русской православной церкви, взамен создан Синод, являющийся государственным органом);

,6) заложены основы развития российской науки;

7) реформа судопроизводства.

Все реформы имели противоречивые последствия. Так, армия (по техническому оснащению, по строю, умению вести войну по европейс­ким правилам, имеющая квалифицированных офицеров) так и не стала вольнонаемной (принцип формирования армии в западных странах). Ос­новным принципом набора армии оставалась рекрутчина. Самоуправление в городах не реализовалось. Органы самоуправ­ления не были изначально выборными, не выражали интересов сосло­вий; это были государственные органы, чиновники которых назнача­лись "сверху". Европейское судопроизводство тоже не привилось, отторгалось, было непонятно русским. Кроме того, в судопроизводстве сохранялась старая система пыток. В системе образование и в науке позиции заняли иностранцы, унижающие часто русских и русскую культуру. В ходе церковной реформы священники превратились в государс­твенных чиновников, через которых власть реализовала надзор за ду­ховной жизнью верующих. Так как, в основном, реформы отторгались, сворачивались, то единственным гарантом их реализации могла выступить только госу­дарственная власть, которая и усиливалась. Печальные итоги преобразований таковы: в три раза выросли на­логи и подати с крестьян; уже к 1710 г. население, платившее нало­ги, сократилось в два раза; крестьяне уходили с земель, что приво­дило к экономическому запустению целых районов; в целом убыль на­селения по стране за 10 лет составила 15%.

18. Предмет культурологи, ее структура.

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя предметом культурологии является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом. Культурология - система знаний о сущности, закономерностях существования и развития, значении и способах постижения культуры.

Предметом культурологии выступает совокупность следующих элементов:

· все явления материальной и духовной культуры;

· механизмы формирования, сохранения и трансляции явлений культуры;

· условия и предпосылки, определяющие форму феноменов культуры;

· законы развития культурных явлений, соположенных и взаимодействующих между собой.

Культурология включает два основных раздела:

- теоретическую(фундаментальную) культурологию;

- эмпирическую и прикладную культурологию.

К теоретическому уровню относятся все виды познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры, т.е. логически организованной системы знаний о культуре, ее сущности, закономерностях функционирования и развития. В системе теоретического познания культуры различают общую и частные теории культуры. К основным проблемам общей теории культуры относятся проблемы ее сущности, структуры, функций, генезиса, исторической динамики, типологизации. Частные теории культуры изучают отдельные сферы, виды и стороны культуры. В их рамках исследуются экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная культура, культура быта, сферы обслуживания, управления, культура личности, культура общения, управление культурой.

Фундаментальная культурология:

§ Социальная(что порождается людьми в ходе их жизни)

§ Психологическая(человек)

§ Культурная семантика

К эмпирическому уровню относятся те формы научного познания культуры, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, обработка и систематизация материала о конкретных культурах и их компонентах. Эмпирический уровень дает наиболее конкретное, детальное и многообразное знание о культуре.

Прикладная культурология использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Теоретический и эмпирический уровни исследования культуры органически взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирические исследования дают материал для теоретических обобщений и являются критерием проверки истинности и эффективности теоретической концепции. Теория логически объединяет эмпирические данные и дает им смысловое объяснение, интерпретацию.

Кроме того, теория направляет эмпирические исследования. Осознает или не осознает это исследователь, но именно теория,теоретический замысел, идея дают ориентиры по поводу того, что изучать, как изучать и для чего изучать.

17.. Исследовательские методы культурологи.

v Диалектический(рассматривает изучаемые объекты в развитии)

v Системный(рассматривает, изучаемые объекты и описывает их взаимодействие)

v Системно-функциональный(выделение не только элементов и структур изучаемых объектов, но и выявление функций)

v Описательный(самый ранний метод, он описывает особенности жизни народа или группы народов, которые имеют общие системы развития:

ü Наблюдение

ü Интервью)

v Аналитический(выявление общих повторяющихся черт данного объекта, построение диалектического)

v Семиотический(семиотика-наука о знаках; изучение знаков с помощью которых организуется жизнь общества)

v Исторический(изучение предпосылок появления того или иного культурного объекта)

v Компаративный(сравнение объектов, выявление общего и различного, выявление повторяющегося и специфического)

v Типологический( построение классификаций культур и цивилизаций)

v Интуитивный(самый познавательный факт)

v Логический(выявление цели развития данной системы)

v Психологический метод (предполагает возможность выяснить посредством анализа мемуаров, хроник, мифов, летописей, эпистолярного наследия, трактатов наиболее типические реакции людей той или иной культуры на наиболее значимые для них явления: голод, войны, эпидемии. Такие реакции проявляются как в форме социальных чувств, так и ментальности в целом. Под ментальностью, менталитетом понимается как причина, то есть социально-биологическая обусловленность духовности, так и следствие, то есть готовность к действию, психологическая установка.)

v Диахронический метод (предполагает выяснение хронологической, то есть временной последовательности изменения, появления и протекания того или иного явления культуры.)

v Синхронический метод(исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон).

16. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Таким образом, перед Русью IX-X вв. стояли задачи:1 создать единое государство, с помощью которого завершить процесс объединённия восточных славян в единый народ;2 определить свое мёсто среди цивилизованных соседей, войти в систему этих государств на равных (среди влиятельных культурных соседей Руси того времени практичес­ки не было языческих);3 определить союзников и врагов, сосредото­чить свое внимание на отражении возможных угроз (как правило, они шли с Востока).

Процесс становления государственности наталкивался на межпле­менные противоречия. Языческие ценностные ориентации верования и регуляторы,- локальные по своему характеру, акцентирующие свое вни­мание на'"своем" и "чужом", противодействовали процессу консолида­ции, что ярко продемонстрировала языческая религиозная реформа Владимира, не дав ему достичь желаемой цели объединения восточ­но-славянских племен.

Кроме того, в древнерусском социуме шел процесс социальной дифференциации, что порождало круг новых феодальных отношений,- строящихся на господстве и подчинении, эксплуатации, которые, в свою очередь, давали противоречия, регулировать и разрешать кои языческая система ценностей не могла, так как она предполагала, в основном, кровно-родственные отношения и отношения человек-природа.

Межплеменные и социальные противоречия срывали процесс формирования государственно-культурной целостности и задачу обеспечения территориального единства и неделимости и социально-этнического единства.

Для реализации этих задач необходима была иная единая__культурная система ценностей, ориентиров, то есть новая вера-идеоло­гия, способная сформировать соответствующее ценностное отношение к формирующейся сильной государственности. Христианство обеспечивало такие внутренние, прочные связи в обществе и государстве на всех уровнях (от государства до личности).

Выбор Христианства был сознательным, шел сверху, насильствен­но, что вызвало сильное обратное движение со стороны язычества, породило феномен двоеверия, христианско-языческий синкретизм, и заложило бинарность русской культуры: ее раздвоенность, противорёчивость, последующие взрывы..

Язычники отрицательно оценивают смерть, полагая, что за ней стоят злые силы. В язычестве сильны ориентации на волю, свободу, независимость.

От Христианства русские унаследовали созерцательность, отказ от чувственных удовольствии, Крайние формы юродства во Христе, стремление к Еысшей правде, в связи с чем постоянная неудовлетво­ренность действительностью, толкающая русских на радикальное ее изменение.

/ ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ДЛЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В XIX-XX вв. православная теологическая мысль и культу­рологическая оценка сводится к следующему.

1)Христианство способствовало сплочению русского народа. Именно принцип строгого монотеизма (один Бог, отец всех людей, он же единый творец всего) способствовал интеграции народа в одну большую религиозную общину (через церковь как тело Христа). Допол­нительное и важное значение здесь имеет и сплочение через идею всеобщего спасения.

2)Благодаря этим же принципам, включая братскую любовь, Христианство стало духовной -основой формирования общности "русский народ".

3)Христианство дало основы прочности единой государственной

власти, освящая ее именем единого Бога. В ситуациях кризисов и потрясений это способствовало сохранению общности как историчес­кого и культурного явления.

4)Христианство, обращаясь к личности (а не к коллективу), способствует раскрытию возможностей конкретного человека через ак­тивное деятельное поведение индивида. Это связано с тем, что в Христианстве спасение зависит от воли и выбора человека.

5)Христианство изменило и саму личность человека. До приня­тия Христианства русы (по свидетельствам культурных соседей) отли­чались жестокостью, звериным нравом. Христианство, неся идеи гума­низма, заставляет человека подчинить грубый эгоизм духовно-нравс­твенному контролю. Подавляются эгоистические порывы и принципы, обесценивается грубая физическая богатырская сила, воинственность. Христианство несет дух любви, смирения, бескорыстия, самоотвержен­ности. Русские перестают быть насильниками, превращаясь в на­род-миротворец, для которого важным мотивом поведения становится заступничество за слабых и угнетенных.

6). Принятием Христианства ознаменован переход к новому миро­созерцанию. миропониманию, новому типу духовности и знанию, накоп­ленному Востоком и Западом. Этот синтез мировых культурных ценнос­тей с язычеством способствовал формированию самобытной русокой на­циональной культурной традиции. С Христианством связано утвержде­ние нового типа духовности, гуманной нравственной системы ценнос­тей. Пришла в русскую культуру богатая система символов и смыслов, на основе которых разворачиваются последующие сюжеты русской исто­рии, литературы, искусства.

7) Принятие Христианства Русью означало выбор европейской культурко-цивилизационной ориентации, так как Христианство являет­ся культурно-цивилизационной основой европейской культуры.

8) . Принятие Христианства обеспечило Руси вхождение в семью европейских народов, благодаря чему активизировались экономичес­кие, политические, ic/льтурные контакты с ними.

9) . С Христианством появляется школа, при храмах и монастырях возникают училища, центры книжного просвещения. Вместе с книгой приходит 'сложное письмо (кириллица и глаголица).

10) .С Восточным Христианством приходят традиции церковного песнопения, то есть новое музыкальное искусство, литература, ико­нопись, традиции зодчества, инженерные знания, агрономические зна­ния.

11) Православие повлияло на русское законодательство, внеся- в него элементы гуманизма. С Христианством упорядочиваются семей- но-брачные отношения. Особенно это сказывается на моральном и пра­вовом статусе женщины- матери.

12) .Православие стадо мощным фактором формирования патрио­тизма русских, так как оно воспитывало дух преданности церкви, ца­рю, отечеству. Православная церковь часто вдохновляла воинов на подвиги во имя защиты отечества.

Некоторые особенности русской культуры и свойства духовной жизни русского народа прямо или опосредованно связаны с принятием Православия (Восточного Христианства) от Византии.

В Православии сакрализована императорская власть. В частнос­ти, это связано с сильным языческим началом в Восточном Христианс­тве, то есть с традицией обожествления власти верховного правителя (вождя, деспота).

С Православием в русское сознание пришли и такие черты как эсхатологиэм (катастрофическое сознание), догматизм, насторожен­ность, недоверчивое отношение к Западу и дух мессианизма. Мессиан­ское сознание утверждается особенно прочно после падения Византии в XV в., когда формулируется иноком Филофеем доктрина "Москва - третий Рим". С тех пор русские ощущают себя гарантами в деле спа­сения всего человечества, так как они обладают Высшей Истиной, данной истинной верой - Православием.

Как видно, - выбор, сделанный в X в., был во многом закономер­ным, осознанным, неоднозначным по своим последствиям для русской культуры, русского народа. Но этот выбор на многие века определил национально- психологический строй русских, место, судьбу и путь России в мировом культурном пространстве.

15. культура славян язычников. Картина мира, ценностные ориентации. Культура славян язычников. Картина мира, ценностные ориентации.Язычество – это древнейшая религия на Земле. бывшую до возникновения христианства предоставлялось право на существование в соответствии с интересами Римского государства. Им Что касается древнерусского многобожия, отношение к нему после принятия христианства было воинствующим. Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Перун поражал молнией злодеев. Лада покровительствовала влюбленным. Чур оберегал границы владений. Велес являлся олицетворением хозяйской мудрости, а также был покровителем охотничьей добычи. Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Пантеон богов был связан с выполнением родом хозяйственных функций: земледелием, скотоводством, борт-ничеством, ремеслом, торговлей, охотой и т. д. И не следует считать, что язычество – это всего лишь поклонение идолам. Ведь даже мусульмане продолжают кланяться черному камню Каабы – святыне ислама. У христиан в этом качестве выступают бесчисленные кресты, иконы и мощи святых. Многобожие – это религиозные верования не только славян, но и большинства народов. Оно было характерно для Древнего Египта, Греции, Рима, Так и не смогло христианство полностью искоренить язычество. Не принимали люди чуждую веру и свершали языческие обряды. Приносили жертвы водяному – топили коня, или улей, или черного петуха; лешему – оставляли в лесу коня или хотя бы масленый блин или яйцо; домовому – ставили плошку с молоком, обметали углы смоченным в петушиной крови веником.

14. Запад и Россия: различие цивилизационно-культурных оснований (понятия «бинарная культура», «тринальная», «инверсия», «медиация»)

Различие З и Р определяется географическими условиями, историческими событиями, культурным наследием и теми взаимодействиями, которые обусловлены окружением.

1.Географич. Фактор.

Безграничные пространства, ширь, относительная однородность ландшафта, множество равнин, малое кол-во природных ограничителей. Во многом это воспитывало вольный хар-ер наших предков, нелюбовь к ограничениям, стремление к некой однородности (крестьянские войны, церковные реформаторы, цари, революционеры). Но безграничность пространства при отсутствии или слабости коммуникаций определяла задачу создания и укрепления сильного централизованного гос-ва. Цель-защита от внешних врагов. Постоянное осознание необходимости сильного гос-ва прочно входит в сознание русских.

Однородность и однообразие окр природной среды обусловила и относительно однотипные виды хозяйственно-трудовой деятельности, что не способствовало дифференциации труда, обмену, торговле (в отличие от З)

Природные ресурсы Зап.Европы достаточно ограничены, концентрация насел выше.

Т.о в Европе сложились предпосылки для развития интенсивного ведения хозяйства, что воспитывало установку сознания на постоянный поиск оптимальных решений хоз-ых проблем

Безграничность Р создавала условия для решения хоз-ых проблем за счет освоения новых ресурсов (экстенсивный путь развития хоз-ва)

Р. Сильные климатич.колебания(в отличии от Европы) Мягкий климат Европы создает предпосылки для сельскохоз-ой деят-и в течении года, что придает привычку к систематическому труду.

В Р длит период суровой зимы сменяется непродолжительными весной и летом.для русских естественны перерывы в труде, отсюда неторопливость, терпеливость и способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой

В Европе город был местом, где существовали элементарные демократические свободы (воздух города делал чел свободным). Не только власть контролировала общество, но и общество – власть., т.е общественные силы пытаются договориться.

Рус. Города, в основном, играли роль административных и региональных центров, а так же выполняли функции крепостей . на Руси в средневековье нет баланса власти. Фактически отсутствуют предпосылги для фомирования гражданского общества.

Если в Европе крестьяне бежали от феодалов в город, то на Руси – в сибирь, на окраины.

После татаро-монгольского завоевания утверждается принцип единоличной верховной власти, ничем не ограниченной

В Европе в борьбе за ограничение власти феодалов верховная королевская власть опиралась на самоуправляющие и церквью, находя компромиссы.

тринальные (от три) имеют как бы три основных компонента: два из них продуцируют раз­нонаправленные тенденций , интересы, установкиf ориентации и т.д. в реэультате м\у этими полюсами идет борьба, направленная на взаи­моисключения. Но в тринальных культурах выработан третий,серединый компонент, представляющий собой поле диалога, сопряжения, реф­лексии, где идет поиск механизмов разрешения противоречий, снятия их, в результате чего культура не разрушает сама себя, а переходит на новый качественный этап. В бинарных культурах практически толь­ко борющиеся полюса ( два или больше). Поле срединной культуры слабое, неустойчивое или в зачаточном состоянии.

Бинарная культура построена на механизме (инверсии/ (переста­новка борющихся полюсов местами). В такой культуре острые противо­речия, борения накапливаются, не осмысливаются, отсутствует поиск промежуточных вариантов г практически нет накопления опыта.

Логика такой культуры - перемена полюсов местами. Инвер­сия всегда приставляет собой поиск простого выхода - выбор между двумя полосами: раскол- двоевластие; президент - вицепрезидент; центр -республика; сегодня - вчера (власть плохая - вернемся к прошлому).

Наши рекомендации