Летний сад и летние петербургские увеселения при Петре Великом
Автором очерка «Летний сад» является Сергей Николаевич Шубинский (1834-1913), журналист, историк, редактор популярных в то время журналов «Древняя и Новая Россия» и «Исторический вестник». Его работы, не претендующие на самостоятельное творчество, основаны на изучении оригинальных источников.
При Петре I Летний сад был весьма обширен. У самой Невы, на месте нынешней набережной, были выстроены три длинные деревянные галереи со спусками к воде; в средней из них стояла на высоком пьедестале превосходная мраморная статуя Венеры. От этой галереи вдоль всего сада шла главная, весьма широкая аллея. В ней были сделаны две площадки с красивыми фонтанами. Первая площадка называлась дамской, потому что здесь обычно, в жаркие дни, сидела императрица со своими дамами; вторая носила название шкиперской и была любимым местом Петра. Слева от площадки находится огромный птичник. Тут были орлы, черные аисты, попугаи, фазаны. Здесь, впрочем, содержались и некоторые животные: медведи, волки, шакал, олень, серна, синяя лисица, большой еж. Звери тихого нрава выпускались гулять по всему саду Против птичника был устроен мраморный фонтан, а сзади него оранжерея. На другой стороне шкиперской площадки, недалеко от статуи, стояла маленькая беседка, окруженная водой, в ней всегда проводил время Петр, когда желал остаться один. Далее, влево от беседки, находился обширный грот. Перед гротом, на большом лужке, были размещены искусно выбитые из меди и олова фигурные изображения эзоповых басен с написанными снизу их толкованиями. От грота, вплоть до дворца, тянулась дубовая роща. Сам дворец уцелел почти в том виде, каким был и при Петре I.
При Петре в Летнем саду почти каждую неделю происходили гулянья, на которые были обязаны являться без исключения все петербургские жители высшего и среднего сословий. В назначенный день по сигналу пушки все чиновные особы, дворяне, канцелярские служители, корабельные мастера и даже иностранные матросы должны были спешить в сад. С наступлением вечера сад освещался разноцветными фонарями, и начинались танцы на дамской площадке, а в дурную погоду – в средней галерее. Гулянье кончалось обыкновенно фейерверком или, как называли его тогда, «огненной потехой».
Любимой забавой Петра было катание на лодках. В то время на Неве не существовало ни одного моста. Государь раздал петербургским жителям для переправы суда: вельможам было подарено по яхте, по буеру и по две шлюпки, прочим жителям меньше, смотря по чину. В назначенный для катанья день все суда, принадлежащие придворным лицам, должны были к известному часу собираться близ крепости. По пушечному выстрелу вся флотилия выступала в поход. Адмирал Апраксин открывал шествие. Потом следовала императорская шлюпка, где находилась государыня; рулем правил сам Петр, одетый в белое матросское платье. За этой шлюпкой плыли остальные, без разбора.
Рисунок35. Усадьба А. Д. Меньшикова. Фрагмент гравюры “Васильевский остров при Санкт - Питербурхе”. А.Ф.Зубов. 1714
5.4 Значение панорам М.И.Махаева в изучении истории архитектуры
Еще один мастер, рисунки которого стали ценнейшим материалом для последующих исследователей архитектуры Петербурга.
Рисунок36. Петербург. Невский проспект. Гравюра по рисунку М.И.Махаева 1753
М.И.Махаев. (1718-1770)
Михаил Иванович Махаев родился в 1718 году а Петербурге. В одинадцатилетнем возрасте поступил в Академию математических и навигационных работ, где получил начальные знания в математике и геометрии. В 1731 году переведен в инструментальную мастерскую по изучению новых тогда приборов - теодолитов. Вскоре перевели на изучение изготовления литеров и гравировке карт. Тем временем он сам изучил по книгам законы перспективы, немецкий, посещал уроки рисования с натуры.
К 1740 году Махаев стал лучшим "литерным" специалистом в Академии наук.
Махаеву было поручено гравировать тексты на щитах гробницы Александра Невского, хотя он был подмастерьем.
В 1748 году Махаев стал обучаться правилам перспективы у ведущих мастеров Академии, принял участие в составлении юбилейного альбома с видами города. План и альбом были отпечатаны в 1753 году.
В 1756 году Махаев получил звание мастера. Все годы работы он выполнял рисунки и перспективы во всех царских резиденциях. в Петербурге и Москве. Его рисунки имеют неоценимое значение в истории изучения архитектуры.
Талант художника и тяжелый труд не принесли ему материального благосостояния. Жил он на 15 линии Васильевского острова, по тем временам "глухая окраина". Когда он умер в 1770 году, его жена и двое детей остались без средств.
Рисунок 37. Проспект по реке Фонтанке от Грота и Запасного дворца. Гравюра Г. А. Качалова по рисунку М. И. Махаева. 1753.
Этот лист очень красив по техническим данным и по колористической гамме. Справа – зеленые кусты деревьев Летнего сада и Грот – павильон, отделанный внутри туфом и раковинами. Слева, на берегу Фонтанки, видна небольшая часть деревянного, так называемого Запасного, дворца или двора, включавшего ряд построек: сюда привозили припасы для нужд Летнего дворца, излишние же продукты продавались жителям по дешевым ценам. Дальше, на берегу Фонтанки, - двухэтажный дом Олсуфьева, перестроенный в 1770-х годах в «Придворный прачечный дом». Он также не сохранился до наших дней. Гравюра Г. Качалова по рисунку М. Махаева позволяет нам представить себе облик города середины XVIII века. (см.: Виды Петербурга и его окрестностей середины XVIII в. Гравюры по рисунками М. И, Махаева. Составитель альбома и автор текста Г. Н. Комелова. Л., 1968).
Рисунок 38. Государственных коллегий и части гостиного двора. 1753. Гравюра по рисунку Махаева.
Вдоль всего западного фасада здания коллегий, выходящего во двор, в 18 веке проходила открытая каменная галерея, где предполагалось разместить лавки. Вдоль другого, восточного фасада был вырыт канал, соединяющий большую и малую Неву, предназначенный для подвоза товаров к гостиному двору. Построенный в 1730 году канал просуществовал очень недолго. На гравюре мы видим его частично засыпанным.
На открытой площади перед зданием коллегий художник множество народа, повозок, экипажей, карет, показывая значение площади, являющейся центром города.
Любопытна сценка на среднем плане у высокого столба - своеобразного лобного места Петербурга - большая толпа, в центре ее глашатай, читающий указ под барабанный бой какой-то указ. Известно, что на площади устраивались публичные наказания "... На Васильевском острову, противу коллегий чинена будет экзекуция", газетное объявление.
Справа видно, не сохранившееся до наших дней, здание Гостиного двора, построенного по проекту Трезини в 1723-17735 годах. Это было большое двухэтажное здание, имевшее форму неправильного пятиугольника, в первом этаже которого размещались склады. Васильевский остров был центром и гостиный двор был портовым.