Место и роль буддизма в древней Индии

Другая религиозная система Индии, которая сформировалась в 5 тыс. до н.э. – это буддизм. Буддизм – одна из трех мировых религий, возникает как следствие неких реально существовавших событий. У этой религиозной системы есть основатель, его зовут Сиддхартха Гаутама. Согласно учению буддизма стать Буддой (просветвленным) может каждый, пройти путь подобный тому, что прошёл Гаутама, может любой человек. В этом заключается одна из особенностей буддизма как религии, в которой, по сути, нет бога как изначально заданной единицы, как трансцендентной силы, которая стоит над людьми, живущими на земле, силы недосягаемого и непостигаемого божества. Гаутама превращается в Будду, достигает вечности, бессмертия. Но весь путь, который этому предшествует, реален, понятен, достижим и другими людьми.

Согласно учению буддизма человек проходит этапы духовного развития, в буддизме их называют восьмеричным путем. В буддийской художественной системе восьмеричный путь представляется в виде восьми дисков нанизанных на стержень, как ступени восхождения от низшего к высшему. Все эти этапы благородной и праведной жизни постигает буддист в ходе своей жизни и шаг за шагом приближается к просветлению, к нирване.

В буддизме сформировались две основные школы. Первая школа называется Хинаяна, это школа, согласно которой состояния нирваны достигает только представитель брахманов, только жрец. Вторая школа – это Махаяна, школа, согласно которой любой человек, если задастся целью, может достигнуть нирваны. Хинаяна переводится как малая колесница или малый путь, т.е. путь для избранных, для брахманов, для жрецов, а Махаяна – большой путь, большая колесница. Эта школа не делает практически никаких различий для представителей разных каст и дает возможность любому человеку пройти путь духовного совершенствования, овладеть основными приемами буддийского учения и достигнуть просветления, стать праведным человеком в ходе духовного развития.

Буддизм оказал очень сильное влияние на культуру в целом. Буддизм – это религия, которая ставит человека в условия духовного роста. От него самого зависит, в соответствии с какими ценностями будет его жизненный путь, какие приоритеты в своих действиях он станет выделять. Очень большое воздействие буддизм оказал и на скульптуру и живопись, где существовал определенный канон изображения Будды, определяющий, в какой позе следует изображать Будду, каковы должны быть движения пальцев, расположение тела, какой должна быть одежда. Были возведены в строгий закон: тип прически и выражение лица. Наиболее последовательная канонизация и образа Будды, и буддийских построек, и скульптурных сооружений приходится на правление Ашоки, одного из выдающихся представителей династии Маурьев, при котором буддизм был объявлен официальной религией. Ашока издал ряд указов, согласно которым все должны были познакомиться с этим учением. Буддизм не отрицал индуизм, и жители Древней Индии, которые традиционно исповедовали индуизм, могли спокойно оказаться сторонниками новой религии. Эти два учения не противоречат друг другу. В буддизме, также как в индуизме, встречаем те понятия, которые составляют суть миропонимания человека Древней Индии. Это понятия о реинкарнации, о двойной сущности человека, о сансаре. При Ашоке начинается строительство культовых сооружений буддизма. Стали создаваться буддийские сооружения, своего рода архитектурные и скульптурные знаки этой религиозной системы: ступы, стамбхи, чайтьи. Ступы – мемориальные сооружения, напоминающие ритуальные холмы, полусферы, выложенные камнем. Чаще всего их сооружали на платформах в виде барабана, а на верху этой полусферы размещали реликварий – небольшие прямоугольные сооружения, в которых хранились буддийские реликвии, совершались обряды и жертвоприношения. Стамбхи представляли собой буддийские столбы, завершающиеся капителями. Первоначально их создавали повсеместно на пути паломников, тех людей, которые шли к ступам. Человек, который совершал многодневный путь к сакральной ступе, встретив на своем пути стамбху, мог совершить ритуальные действия. На стамбху были нанесены тексты, гимны, буддийские заповеди. Чайтьи – это буддийские храмы, которые обычно не строили, а выдалбливали в пещерах, в горах. Они были спрятаны от человеческого взора. Внутри храмов были осуществлены великолепные декоративные работы, до блеска отполированы мраморные полы и колонны, украшены фресками стены, созданы великолепные скульптуры. О существовании этих храмов знали немногие, поэтому здесь совершались самые важные обряды и ритуалы буддизма. Рядом с чайтьями сооружались вихары – небольшие кельи для буддийских монахов-отшельников. И вихары, и чайтьи были знаком памяти о годах уединения Будды. Иногда встречаются комплексы, в которых содержалась не одна чайтья, а несколько сооружений. Одним из крупнейших из подобных памятников архитектуры является комплекс Аджанта.



Наши рекомендации