Искренность и выразительность
Взаимодействие людей
В жизни и на сцене
_________________
Режиссура
как построение
зрелища
МИР ИСКУССТВА
Москва 2010
П..М. Ершов. Режиссура как практическая психология. Взаимодействие людей в жизни и на сцене. Режиссура как построение зрелища. - М.: Издательство «Мир искусства», 2010. - 408 с. ISBN 978-5-904407-04-9.
Издательство «Мир искусства» приступило к созданию новой книжной серии «Золотой фонд режиссерской мысли», в которой предполагается собрать всё лучшее, что написано о режиссёрской профессии.
Открывает серию, не имеющую аналогов не только в России, но и за рубежом, знаменитая книга П.М. Ершова «Режиссура как практическая психология». Автор создал оригинальную систему режиссерского искусства, как в своё время К.С. Станиславский разработал систему актёрского мастерства.
Книга не случайно имеет подзаголовок «Взаимодействие людей в жизни и на сцене». Изложенные в ней идеи о параметрах общения применимы не только в театре и кино. Эта книга - непревзойденный учебник жизни, предназначенный буквально каждому, кто по роду своей деятельности связан с людьми или хочет научиться понимать себя и других. Почитатели таланта автора в первую очередь именно за эту работу назвали Ершова «русским Карнеги».
Легендарная книга по режиссуре выходит к 100-летию автора. Особая примечательность публикации состоит не только в том, что в ней вновь оживут замечательные страницы об искусстве режиссуры и о человеческих взаимоотношениях, и не только в том, что в книге сохранены Предисловия первых двух изданий, написанные выдающимся театральным деятелем и российским ученым-психофизиологом с мировым именем. В данном издании впервые увидела свет еще одна работа мастера. «Режиссура как построение зрелища» - таково название неизвестного до сих пор читателям авторского труда П. Ершова, как всегда необычайно оригинального и полезного.
Ответственный редактор А.П. Ершова
Предисловие, составление и общая редакция серии СВ. Тютин
Предисловие к первому изданию О.Н. Ефремов
Предисловие ко второму изданию П.В. Симонов
Подготовка текста М.А. Малашенкова
Дизайн и верстка Издательство «Радуница»
Все права защищены.
Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было
средствами без письменного разрешения владельца
авторских прав.
© П.М. Ершов, наследники, 1972, 1997, 2010
© СВ. Тютин, предисловие, 2010
© О.Н. Ефремов, наследники, предисловие к первому изданию, 1972, 2010
© П.В. Симонов, наследники, предисловие ко второму изданию, 1997, 2010
© А.П. Ершова, В.М. Букатов, об авторе, 1997, 2010
© АНО «Творческое объединение «Мир искусства», 2010
ISBN 978-5-904407-04-9.
Предисловие
Дорогие друзья!
Творческое объединение «Мир искусства» начинает издание новой книжной серии «Золотой фонд режиссерской мысли». Ее появление сегодня нам кажется особенно важным. Наше кино не может конкурировать на мировых рынках в основном из-за недостатка профессионализма. Большинство современных кинопродюсеров жалуются на отсутствие в стране достаточного количества качественно подготовленных режиссеров. Это частично связано с проблемой режиссерского образования. В большинстве вузов, где есть режиссерские факультеты, утверждается, что «режиссуре научить нельзя, а научиться можно». Из этого легко сделать вывод, что режиссерские факультеты не нужны. А тому, кто хочет стать режиссером, надо заниматься самообразованием.
Только пресловутой невозможностью обучить режиссерской профессии можно объяснить отсутствие в нашей стране отечественного учебника по кинорежиссуре. Первый и последний такой учебник вышел в 1941 году, написал его Лев Владимирович Кулешов и называется он «Основы кинорежиссуры». И вот прошло без малого 70 лет, и до сих пор никто не рискнул сочинить новый. Факт удивительный.
Тема эта была для меня особенно актуальной, когда я, закончив режиссерский факультет театрального училища имени Б. Щукина, учился на факультете игрового кино на Высших курсах сценаристов и режиссеров у Алексея Юрьевича Германа. Сначала я подумал, что учебника по кинорежиссуре нет и в других странах. Однако в Лондоне в магазине «История кино» при Британском киноинституте я увидел целый шкаф, наполненный книгами по режиссуре, а среди них - не менее десятка различных учебников. Многие из них были довольно смешные, напоминали рецепты блюд из Макдоналдса, но объясняли шаг за шагом азы кинорежиссуры. Были и посерьезнее. Но самое важное, что они были! Мне стало обидно за нашу державу.
Правда, многие западные учебники начинаются с описания открытий российских кинематографистов, и именно в нашей стране была предпринята Сергеем Эйзенштейном дерзкая попытка написать трехтомный учебник по кинорежиссуре, попытка гениальная, к сожалению, до конца не реализованная. Но даже то, что было им сделано, поражает глубиной и размахом в подходе к этой важной задаче. По сравнению с его размышлениями европейские и американские книжки кажутся чтением для детского сада.
Хорошо, что профессия режиссера существует и в театре. Там дела обстоят благополучнее. Для практиков кино абсолютно логично использовать театральный опыт осмысления режиссерской профессии, хотя очевидно, что кинорежиссура имеет свои особенности. Тем не менее, сходств гораздо больше, чем различий, поэтому мы решили обратить внимание кинематографистов на замечательную книгу Петра Михайловича Ершова «Режиссура как практическая психология», в которой автор предложил необычный и глубокий взгляд на сущность этой профессии.
Ершов начинает с определения средства выражения (материала) режиссерского искусства и делает из этого определения чрезвычайно плодотворные практические выводы, которые излагает в виде оригинальной системы в своей книге. Кинорежиссер Андрон Кончаловский давно применяет открытия Петра Ершова в кино и на каждом своем мастер-классе рекомендует книгу Ершова как лучшее, что написано о режиссуре в мире.
Книга имеет подзаголовок «Взаимодействие людей в жизни и на сцене». И не случайно - оказалось, что изложенные в ней идеи применимы не только в театре и кино, но касаются буквально каждого, кто по роду своей деятельности связан с людьми и хочет научиться понимать себя и других. Многие читатели назвали Ершова «русским Карнеги» и оценили его книгу так: «В ней гораздо больше практически полезных знаний для жизни, чем в сотнях книг по психологии». Может быть, поэтому «Режиссура как практическая психология» входит в список обязательной литературы при подготовке психологов и социологов. Особенно широкое применение новые знания о поведении человека нашли у педагогов. Им показалось, что можно рассматривать педагогику как практическую режиссуру. Дочь Петра Михайловича, Александра Петровна, внедрила эти инновации в работу многих школьных учителей, дополнив их разработанными совместно с Евгением Шулешко и Вячеславом Букатовым социо-игровыми технологиями для образования.
Книга Ершова давно стала библиографической редкостью, поэтому мы решили именно с нее начать новый книжный проект «Золотой фонд режиссерской мысли», с помощью которого будем знакомить читателей с самым ценным, что написано об этой профессии на нашей планете. Легендарная книга по режиссуре впервые будет дополнена неизвестной читателям работой Ершова «Режиссура как построение зрелища», написанной мастером в 1984 году и до сих пор не опубликованной.
Сергей Тютин, кинорежиссер,
художественный руководитель
Творческого объединения «Мир искусства»
Предисловие к первому изданию
На одной из первых страниц предлагаемой читателю книги написано, что «многолетняя педагогическая и экспериментально-лабораторная практика, а также и «производственная» работа в театрах привели автора, после многократных проб и ошибок, к предлагаемой концепции». Мне как практику театра — и, очевидно, не только мне, а и другим режиссерам, стоящим на позиции «театра Станиславского», руководствующимся принципами режиссуры Станиславского, которые очень точно сформулированы в этой книге, — предлагаемая концепция не кажется неожиданной; она воспринимается как теоретическое обобщение нашего творческого опыта.
Понимание профессии режиссера как умение выстраивать борьбу, налаживать взаимодействия людей на сцене демонстрируется многими современными спектаклями.
Наконец, в высказываниях Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда, Вахтангова, Дикого, современных театральных деятелей (кстати, многие из этих высказываний автор очень удачно использует в своей книге) мы видим желание перевести нашу работу в план более серьезный, конкретный, профессиональный.
Читая эту книгу, я отмечал, что в практической работе все время пользуюсь теми или другими «измерениями» борьбы, предлагаемыми автором, может быть, только не употребляя этих формулировок. Да и не только я. Те режиссеры, с которыми я знаком, тоже идут в своей практике в этом направлении. Все это говорит о том, что книга П. Ершова является итогом, систематизацией творческой практики не только его самого, но и многих режиссеров.
В книге сделан важный шаг к цели, поставленной еще Станиславским, — вырвать искусство театра из такой приятной для всякого краснобая или лентяя атмосферы дилетантизма. Поэтому читать эту книгу и брать на вооружение систему, предлагаемую автором, будут режиссеры, действительно заинтересованные в изучении своей профессии, в совершенствовании ее.
Книга эта возникла в результате изучения театральной практики и написана, на мой взгляд, для усовершенствования той же практики. Поэтому она адресуется в первую очередь практикам театра. Причем с особенным интересом ее будет читать тот режиссер, которого чтение застанет в момент решения самых острых практических задач. Приведу пример. Мне предложили написать предисловие к этой книге. Когда я начал читать ее, то стал делать необходимые для этого заметки. Но постепенно я стал отвлекаться от этой задачи. Как у всякого режиссера, в голове у меня постоянно живет спектакль, который я сейчас ставлю, и вот постепенно я стал, сам того не замечая, делать заметки, совершенно не имеющие прямого отношения к предисловию. Отвлекаясь от прочитанного, мысленно проверяя положения книги, я вовлекся в работу над спектаклем. Я замечал себе, что эту сцену я выстраивал неверно, что «инициатива» должна принадлежать другому действующему лицу, записывал, что в другой сцене мы с актрисой упускали решение «соотношения сил» и от этого сцена не получалась, что в следующей сцене все дело не в том, что персонаж выдает информацию, а в том, что он ее должен добывать, и т.д. и т.п. Я работал над спектаклем, поверял его теми закономерностями взаимодействий, которые систематизированы в книге П. Ершова.
Очевидно, я правильно читал эту книгу; очевидно, такую цель преследовал и автор. Но дело в том, что я являюсь режиссером именно такого толка, и все, что я читал, было мне близко, понятно и вызывало «желание действовать». Книгу же будут читать не только последователи Станиславского. И вот тут, мне кажется, мы сталкиваемся с другим значением этой книги. Она не только помогает практикам в их непосредственной работе, она убедительно и доказательно объясняет, что такое реалистическое направление в театральном искусстве, агитирует за это направление, утверждает и развивает «школу Станиславского» в театре. А это очень важно сейчас, так как существуют очень превратные толкования системы, примитивное ее понимание.
Особенно я советовал бы читать эту книгу молодым режиссерам. Она поможет им оторваться от словоблудия, от так ненавидимого Станиславским «вообще», определит ориентиры, научит их работать с актерами, а самое главное — заставит их взглянуть на режиссуру как на профессию серьезную и ответственную, возбудит желание изучать ее. А когда же этим заниматься, как не в молодые годы?
Нужно читать эту книгу и актерам. И не для того только, чтобы знать, как с ними будет работать режиссер, а потому, что искусство театра, на мой взгляд, вступает в новую фазу, когда уже мало знать актеру, что я делаю, а необходимо знать, что мы, актеры, делаем. Искусство режиссера состоит в том, чтобы объединить всех в выстраиваемой им борьбе. Это главное его назначение. Актер же в силу сосредоточенности на познании одного персонажа, роль которого ему надлежит играть, подчас является тормозом в процессе такого объединения. Но понять, что познание своего персонажа плодотворнее и вернее, когда оно идет одновременно с изучением и познанием связей его с другими персонажами, — необходимо. Это облегчит творческий процесс, это - путь к более совершенному искусству и, самое главное, путь к созданию нового ансамбля актеров, которые строят свое искусство на взаимодействии. Понять же, что такое взаимодействие во всей его сложности, поможет эта книга.
Наконец, очень бы хотелось, чтобы театроведы тоже ее прочитали и поняли, что они по сравнению с критиками других искусств, может быть, несколько отстают. Они в своих работах не всегда учитывают специфику театрального искусства. Музыковед, разбирая музыкальное произведение, кроме разбора идейного содержания, определения темы произведения, обязательно говорит и о специфических особенностях, то есть говорит о построении гармонии, о звучании; критик, оценивающий живопись, говорит о цвете, о линиях. Мне думается, что и театровед должен разбираться в «материале» театрального искусства. В данной книге он может многое в этом смысле почерпнуть.
И последнее. Читать эту книгу трудно, если не воодушевлен желанием совершенствовать свою работу, если надеешься только на вдохновение и талант. Усвоить все написанное не так легко, это потребует усилий от читателя. И вот тут, мне думается, может корениться повод для будущей критики этой книги, порожденной нежеланием употреблять эти усилия, косностью и ленью. Хотя вооружена эта критика может быть самыми «правильными» аргументами: «измерения» могут де привести к штампам, к представлению и т.д. На это можно ответить, что ведь и «система Станиславского» не так легко пробивала себе путь и до сих пор встречается кое-кем в штыки. «Система» — а эта книга является прямым продолжением поисков Станиславского — не учит приемам и готовым решениям, а устанавливает общие закономерности. Она никак не отменяет, а, наоборот, предполагает обязательное наличие таланта и вдохновения у художника. «Система» помогает ему творить. А творчество, конечно, определяется в первую очередь личностью художника, его мировоззрением, его гражданскими и эстетическими устремлениями. «Система» целиком взята из жизни.
Должен заметить, что автор в своих высказываниях опирается не только на театральную практику, но и на последние данные психофизиологии, и даже, как говорит в своем предисловии профессор П. Симонов, ее будет полезно прочитать ученым, так как она дает материал для психологии, для изучения межличностных отношений. И не зря автор всякий раз подчеркивает, что предлагаемые им «измерения» — это общие закономерности, значение которых можно сравнить со знанием языка. Изучать язык — это значит выучить слова и нормы их применения в сочетаниях. Знание языка — это когда ты уже мыслишь словами. Человека же выражает не знание языка, а то, как он им пользуется. Процесс творчества — это и есть отбор и расстановка слов.
Такая книга должна была появиться, так как в подобной систематизации нуждается наша практика. Эта книга поможет нам развивать свое искусство, даст нам ключ, чтобы открывать новые грани правды «жизни человеческого духа» на сцене.
О.Н. Ефремов[1]
народный артист СССР
Предисловие ко второму изданию
Пожалуй, ни в одной другой области человеческой деятельности разница между талантливым дилетантом и профессионалом не ощущается так остро и очевидно, как в искусстве. Попытки некоторых писателей-фантастов представить художественную деятельность наших потомков в виде увлекательного досуга чуть ли не всего населения Земли лично у меня вызывают глубокое сомнение. Во всяком случае предшествующая история свидетельствует об обратном. Прогресс искусства прежде всего и главным образом реализуется в совершенствовании его технологии, в его нарастающем и требовательном профессионализме. Необходимость овладения профессиональной техникой в музыке, балете, композиторском творчестве, архитектуре и пении бесспорна до тривиальности. Творческий подвиг Станиславского включил в этот ряд искусство драматического актера.
Само понятие технология предполагает наличие материала. Полвека тому назад автору книги, которой мы предпосылаем наши вступительные замечания, понадобилось написать специальную работу для обоснования того, что действие есть материал актерского искусства[2]. Сегодня подобное утверждение кажется само собой разумеющимся. Впрочем, такова судьба многих утверждений, отразивших, объективную сущность исследованного явления.
Что же является материалом искусства режиссуры как разновидности художественной деятельности, отнюдь не сводимой к организаторскому объединению усилий актеров, музыкантов и оформителей? Сколько-нибудь однозначного и общепринятого ответа на поставленный вопрос пока не существует. Видные режиссеры не раз высказывали свое мнение о природе режиссерского творчества. В трудах и выступлениях выдающихся мастеров сцены и кино мы находим интереснейшие мысли, проницательные догадки, тонкие наблюдения, взятые из режиссерской практики.
П.М. Ершов предлагает свое решение проблемы. Он приходит к выводу, что материалом режиссерского искусства служит борьба.
Определение Ершова не может не импонировать. В самом деле, в фундаменте любого драматического произведения от античной трагедии до водевиля заложен конфликт. Незыблемость этой первоосновы драматического искусства доказана не только усилиями целой плеяды теоретиков от Аристотеля и Гегеля до Волъкенштейна и Лоусона, но и блестящим по результативности экспериментом, развернувшимся полвека тому назад. Попытка создать "бесконфликтную" драматургию обогатила историю искусства уникальными данными: было экспериментально продемонстрировано, что вместе с ликвидацией конфликта исчезает сама драматургия.
Но если конфликт есть основа основ драматургии, если все остальные компоненты драматического спектакля служат выявлению, развитию и обогащению того, что дано в пьесе, то никто и ничто на сцене, в том числе и так называемый "образ спектакля", не имеют значения и смысла без конфликта - без его возникновения, развития и разрешения, и тогда возражать П.М. Ершову становится все труднее: материалом режиссерского искусства оказывается действительно борьба.
В четком определении специфики материала режиссерского творчества мы видим первую заслугу автора книги. Подобно большинству открытий нашего времени, вывод П.М. Ершова не кажется обескураживающим: прочитали и сейчас же начали вспоминать что-то похожее, близкое, перекликающееся, что встречалось ранее и там, и у такого-то, и в своих собственных раздумьях. Естествоиспытатели давно уже убедились в призрачности "абсолютных приоритетов" и сделали для себя вывод: "Важна не столько оригинальность идеи, сколько ее плодотворность" (Дж. Хатчинсон). Определение П.М. Ершова представляется мне в высшей степени плодотворным.
Знание борьбы, ее законов, ее тончайших оттенков режиссер черпает в окружающей жизни, в литературе, в других областях искусства: По-видимому, известную пользу ему должна принести и наука, прежде всего психология. Но откройте любой учебник психологии - и вас постигнет разочарование. Вы сможете там прочесть о восприятии, представлениях, памяти, мышлении, воле, характере, даже кое-что об эмоциях... но о законах взаимодействия людей между собой вы не найдете практически ничего. Современная психология, то и дело подчеркивающая социальную природу человека, общественную детерминированность его психики, поразительно индивидуалистична. Изучение межличностных отношений началось совсем недавно в ответ на острейшие нужды практики, связанные с формированием так называемых "малых групп", будь то экипаж космического корабля, арктическая экспедиция или производственная ячейка, призванная как можно эффективнее решить поставленную перед ней задачу.
У П.М. Ершова не оставалось иного выбора, как попытаться установить то, чего нет в руководствах по психологии: основные координаты, в системе которых протекает реальное взаимодействие людей. И здесь режиссер пришел на помощь психологу: искусство театра обернулось моделью для изучения закономерностей межличностных отношений.
Использование сценического взаимодействия в качестве модели для исследования межличностных отношений, по-видимому, требует краткого разъяснения. Ведь моделировать, полагают некоторые, можно только уже познанное, уже известное автору модели. В чем же тогда заключается эвристическая ценность модели, присущее ей свойство быть инструментом и способом познания?
Обратимся к примеру. Существует минимум два способа выяснить, как будет работать гидроэлектростанция при различных водных режимах. Первый способ - построить гидростанцию и наблюдать за ее работой. Этот путь окажется крайне расточителен, если выяснится, что громадное сооружение построено неудачно. Вот почему обычно сооружают модель гидростанции, испытывают ее в различных режимах и вносят коррекции в проект до того, как начнется строительство самой гидроэлектростанции. Таким образом, обладая знанием многих существенных свойств модели, автор использует ее для получения сведений о свойствах, качествах, возможностях, которые исходно ему совершенно неизвестны.
А теперь вернемся к режиссеру. Организуя борьбу сценических персонажей, он в известном смысле моделирует, воспроизводит взаимодействие людей в их повседневной жизни. Но, в отличие от наблюдателя реальных жизненных конфликтов, режиссер обладает уникальной возможностью изменять различные стороны взаимодействия, в том числе изменять их последовательно, избирательно, изолированно от других, или путем возможных комбинаций. Ощущая своей художественной интуицией фальшь, искусственность, неправдоподобие происходящего на сцене, режиссер ищет причину этой фальши и в своих поисках вскрывает закономерности борьбы, ее параметры, ее внутреннюю структуру. Моделирование борьбы на сцене становится инструментом постижения законов взаимодействия между людьми.
На возможность использования актерского творчества в качестве объекта исследования высшей нервной деятельности (поведения) человека в свое время указывал И.П.Павлов. Мы также воспользовались этой ценнейшей моделью для изучения эмоциональных реакций путем произвольного влияния на исходно непроизвольные эмоционально-вегетативные сдвиги в организме[3]. Сотрудничество с актерами театра "Современник" позволило получить экспериментальные данные относительно эмоциональной окраски речи[4], которые приобретают все более важное прикладное значение. В настоящее время с помощью модели актерского "перевоплощения" мы исследуем систему и взаимодействие человеческих мотивов, детерминированных их многообразными, прежде всего общественными, потребностями.
Для П.М. Ершова режиссерское искусство стало инструментом анализа параметров (измерений) взаимодействия людей, их борьбы, понимаемой в смысле достаточно широком, сопоставимом с термином "игра" в современной математической теории игр. Мы не будем комментировать каждое из предлагаемых автором "измерений". Заметим только, что результаты проведенного анализа существенно пополняют психологию межличностных отношений. О глубине и тонкости этого анализа свидетельствует, например, установленная автором зависимость обмена информацией (давать или добывать) от инициативности и соотношения сил, а не от целей борющегося, как можно было бы предположить.
Говоря о возрасте, автор сосредоточивает свое внимание не на внешних его чертах, а на эволюции потребностей человека как определяющем факторе возрастной динамики психического развития.
Число подобных примеров можно увеличивать вновь и вновь, но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о значительном вкладе автора в науку о поведении. И все же труд П.М. Ершова в первую очередь адресован работникам театра - режиссерам, театральным педагогам, студентам художественных вузов.
На ярких примерах из творческой практики автор демонстрирует жизненность и продуктивность предлагаемых им "измерений". Он вскрывает дефект неудавшегося спектакля, обнаруживая в его основе погрешности по тому или другому "измерению"; так, отсутствие в сценической борьбе инициативы или злоупотребление ею в равной мере разрушают даже самые благие намерения режиссера. Ершов убедительно показывает, как преждевременно определившееся соотношение сил ослабляет интерес к спектаклю. Одно из лучших мест книги - тонкий анализ сложнейшего соотношения силы актера и силы изображаемого им лица. Слабость актера перед лицом художественной задачи неизбежно ведет к суетливости, к выдаче избыточной информации, что нередко вступает в противоречие с характером сценического персонажа.
Какова практическая ценность столь подробно изученных "измерений борьбы"? Ответ на этот вопрос явно выходит за пределы нашей профессиональной компетенции. Решающее слово здесь, бесспорно, будет принадлежать режиссерской практике. Но один из бытующих мифов мы хотели бы опровергнуть незамедлительно.
Говорят, что склонный к анализу режиссер уподобляется сороконожке, которая в заботах об отдельных лапках утрачивает способность ходить. С точки зрения естествоиспытателя, этот пример абсолютно неверен. Настоящая живая сороконожка "не думает" о своих лапках только до тех пор, пока все у нее идет беспрепятственно и гладко. Любое осложнение автоматизированных действий, их неудача сейчас же ведут к мобилизации аварийных, в том числе самых "сознательных" механизмов организации движений. Это - один из фундаментальнейших законов живой природы: высшие уровни регуляции поведения вмешиваются тогда и до тех пор, пока что-то не ладится, что-то не получается, что-то идет не так.
Мы осмеливаемся сравнить значение "параметров борьбы" Ершова (как и любых других технологических приемов профессионального мастерства) с тем, что имеет место в законах регуляции сложных живых систем. Не для того нужны эти "параметры", чтобы бесконечно дробить живую ткань спектакля там, где и без "параметров" возникает убедительное и содержательное взаимодействие вовлеченных в драматургический конфликт героев. Подлинное значение "измерений" проявляется там, где спектакль "не идет", где сценическое действие отдает наигрышем, где все явственнее нависает над сценой призрак знаменитого "не верю!". Именно в такие моменты профессиональное знание законов борьбы призвано заменить мучительную трату времени и сил, слепой поиск методом "проб и ошибок".
Если материалом режиссерского искусства служит борьба взаимодействующих лиц спектакля, то неизбежно возникает вопрос о движущих силах этого взаимодействия, о потребностях сценических персонажей - их мотивах, стремлениях, желаниях, интересах и продиктованных этими потребностями целях борьбы.
К сожалению, комплекс наук о человеке, куда входят и нейрофизиология, и психология, и социология, сегодня не располагает сколько-нибудь общепринятой классификацией потребностей человека. Каждый автор называет свое число потребностей: у Маслоу их 15, у Мак Дауголла - 18, у Мер-рей и Пъерона - 20. Польский психолог К. Обуховский насчитал свыше 120 классификаций, предложенных в разное время разными авторами.
Разрабатывая при нашем участии свою классификацию потребностей, П.М. Ершов опирался, в первую очередь, на идеи В.И. Вернадского, представления Гегеля и Достоевского[5]. Были выделены пять исходно самостоятельных фундаментальных мотиваций: витальные, социальные (для себя и для других), идеальные (познания и творчества), потребность в компетентности (вооруженности знаниями и умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, обычно именуемая волей. Глубокий анализ сферы человеческих побуждений позволил П.М. Ершову интегрировать метод физических действий Станиславского с его учением о сверхзадаче (доминирующей потребности) в нерасторжимое единство. Без сверхзадачи метод физических действий бесполезен. Без метода сверхзадача безоружна.
Но значение предлагаемой вниманию читателей книги П.М. Ершова далеко выходит за пределы искусствоведения и театральной педагогики. Разработанная автором классификация потребностей человека представляет собой новое и оригинальное слово в общем человековедении. Она, несомненно, вызовет интерес у каждого, кто по роду своей деятельности обращается к анализу человеческого поведения, будь то философ, психолог, социолог, юрист, руководитель коллектива.
В последнее время не раз приходилось слышать о перспективах и потенциальных возможностях синтеза науки и искусства в познании человека. Книга П.М. Ершова - яркий пример плодотворности подобного синтеза.
П.В. Симонов[6]
академик
ВВЕДЕНИЕ
Искренность и выразительность
Искренность подкупает. А в театральном искусстве ей принадлежит едва ли не решающая роль. И на вступительном экзамене в театральную школу и при воплощении сложнейшего образа мировой драматургии прославленным мастером первое, что привлекает, подчиняет, очаровывает, - это искренность. Она убеждает в подлинности. Но, как ни велико ее значение, одной искренности в искусстве мало. Совершенно искренен всякий спящий человек, всякий действительно испытывающий физическую боль...
Два актера совершенно искренни в одной и той же роли или сцене: разве это значит, что работы их равноценны? Отличия объясняют чаще всего уровнем дарования, таланта того и другого. Такие объяснения нельзя опровергнуть, их бесполезно оспаривать; более того - с ними нельзя не согласиться. Но объяснять успехи талантом, а неудачи недостатком дарования - это значит уклоняться от вопроса, переадресовывать его в ту инстанцию, которая вообще ответов не дает.
«Всякий талант неизъясним» - сказал Пушкин (116, т.5, стр. 278). Область таланта безгранична. Поэтому любые адресования таланту только в том случае не похожи на письмо «на деревню дедушке», когда указывают, в чем именно обнаруживается его мощь или его недостаток, а не только космические пространства неисследованного.
Более точное адресование в принципе возможно; это доказано многовековой практикой человечества буквально во всех отраслях деятельности. Значит, у таланта можно «отвоевывать» территорию - переводить ее из ведомства интуиции в ведомство сознания и мастерства. Причем из безграничного можно вычесть любую величину без всякого для него ущерба. Так что и тревожиться за интуицию нет оснований.
Без искренности, простоты и правды нет и не может быть волнующего и покоряющего театра. Это истина номер один. Она стала общепризнанной только после того, как к простоте и естественности на сцене были найдены рациональные пути. Но должны существовать также пути и к выразительности, не в ущерб и не в замену им, а для их утверждения и торжества. Нет у них более опасного врага, чем натуралистическая серость и бесформенность, по пятам за которыми идет скука.
Где лежит то общее, что ведет к выразительности правды и искренности? Что присуще не тому или другому деятелю театра, а многим и разным явлениям театрального искусства, когда правда и искренность выразительны? Наметить хотя бы ориентировочные контуры этого общего применительно к искусству режиссуры - такова дерзкая цель этой книги.
Многолетняя педагогическая и экспериментально-лабораторная практика, а также «производственная» работа в театрах привели автора, после многократных проб и ошибок, к предлагаемой концепции. Все, что читатель найдет в книге, возникло в практике и проверялось ею, но ничто, разумеется, не претендует на окончательность. Да она здесь, видимо, и неуместна.
Я призываю читателя - режиссера и актера - сделать некоторые общие выводы из тех известных ему разнообразных и многочисленных случаев, когда простота и искренность выступают яркими явлениями театрального искусства. Чтобы подтолкнуть к таким выводам, я предлагаю свои. Читатель, знакомый с моей книгой «Технология актерского искусства» (М., ВТО, 1959; 2-е изд.: М., РОУ, 1992), поймет меня, я надеюсь, точнее и конкретнее; но и тот, кто с этой книгой не знаком, думаю, не встретит чрезмерных неудобств. Дело ведь не в терминологии, а в общем направлении интересов и поисков. Не претендуя на занимательность, я адресуюсь к читателям любознательным, как и двенадцать лет тому назад.