VI. Чтение и анализ начала сказки
1.Словарно-лексическая работа.
ИМЕНИТЫЙ — почтенный и знаменитый. ЗАМОРСКИЙ — (устар.) находящийся за морем, за границей, приехавший или привезенный оттуда. НЕ ВЕДАЮ - не знаю.
ПАРЧА — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.
ТУВАЛЕТ — туалет, стол с зеркалом и всеми принадлежностями.
ВЕНЕЦ — 1) то же, что венок (устар.); 2) (перенос.) успешное завершение чего-нибудь как награда за труды, старания; 3) драгоценный головной убор, корона. САМОЦВЕТНЫЙ - о драгоценных или полудрагоценных минералах, поделочных камнях. САЖЕНЬ — старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м).
БЕСПОРОЧНЫЙ — (устар.) безукоризненный, честный.
ДОПОДЛИННЫЙ - (разг.) точный, верный. СХОДНЫЙ — (разг.) подходящий, недорогой.
2. Чтение начала сказки (до слов: «Бродит он по тому лесу дремучему, непроездному, непроходному...», с. 198.)
3. Работа после чтения.
—Что вы узнали о семье купца?
—Что можете сказать о самом купце? (Что он был честным, известным. Очень любил своих дочерей.)
—Можем ли мы уже сказать о характере сестер? Какое мнение о них у вас сложилось и почему?
— Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?
VII. Итог урока
—С каким писателем ознакомились на уроке? Что о нем узнали?
—Какую сказку начали читать?
Домашнее задание:прочитайте с. 195—206 (до слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного...»).
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
На доске — путаница:
...Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум серые кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет, А рыбы читают веселые книжки, Отняв потихоньку их у мальчишки...
1. Чтение путаницы «птичьим базаром».
2. «Распутывание» путаницы.
3. Чтение скороговорки с разными интонациями.
III. Работа над сказкой
1. Краткий пересказ прочитанных на прошлом уроке час
тей текста.
— Расскажите кратко о том, что мы прочитали на прошлом
уроке.
2. Чтение сказки (заданные страницы домой — с. 198—206).
3. Словарно-орфографическая работа.
(На усмотрение учителя — по ходу чтения или перед чтением.)
КОЛОДА — короткое толстое бревно (через пень-колоду — делать что-нибудь кое-как, плохо). ПОЧИТАЙ - 1) (прост.) то же, что почти; 2) (вводи, слово) пожалуй что, вероятно.
ТОРНАЯ — о дороге: гладкая, ровная, наезженная. (Торный путь — образ действий, лишенный самостоятельности.)
ЧЕРТОГ — (устар.) пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА — сохранять, беречь больше, чем глаза.
УТЕШАЛСЯ - радовался.
ВО ЕДИНОЕ ОКА МГНОВЕНИЕ - очень быстро. ГВАЛТ — (разг.) крик, шум.
ПЯЛЬЦЫ — рама для натягивания ткани, для вышивания. («Повскакали дочери из-за пялец своих...») ПОЧАЛИ — начали, стали. ЛЕБЕЗИТЬ — заискивать, угодничать. «И СКАЖУ ВАМ ОБ НЕЙ ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ» -скажу завтра.
РЕХНУЛСЯ — (прост.) то же, что и помешаться. ЗАУТРА — завтра утром.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работынад содержанием сказки
1. Беседа о сюжете сказки.
—В какой лес попал купец?
—Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?
—В каком дворце оказался купец? Какие слова использует автор, чтобы показать его богатство?
—Как он понял, что нашел тот самый цветок, который заказывала младшая дочь?
—Что случилось после того, как был сорван цветок?
—Как должен был быть наказан купец?
—Какое условие поставило чудище? Что оно хотело?
2. Беседа о характере купца.
—Почему купец решил вернуться домой? Он что, хотел отправить за себя одну из дочерей?
—Какую черту характера подчеркивает автор? (Его честность. «Зверь лесной, чудо морское... и записки с него заруч-ной не взял».)
—Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? (Старших волновало — не потерял ли он своего богатства великого. Меньшая же сразу заметила, что на душе отца какая-то тяжесть.)
—Как отреагировали дочери на рассказ отца и на предложение спасти его?
— Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправить
ся на погибель вместо близкого вам человека? (Очень лю
бить человека. Нести ответственность за свои поступки.)
VI. Итог урока
— Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое
название: «Алый цветок», «Сестры», «Подарки», «Чуди-
ще-юдище»?
Домашнее задание:дочитать сказку до конца; поделить текст на части, озаглавить их.
Ход урока 3