Лингвистические термины
АББРЕВИАТУРА – сложносокращенное слово, образованное из начальных букв, звуков или частей слов: УПК РФ, РОВД, ИТК.
АНТИТЕЗА – изобразительное средство, строящееся на противопоставлении понятий, мыслей, образов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или общая на них точка зрения. Напр., «Начал за здравие, а свел на упокой», «Ученье свет, а неученье тьма».
Тропы, входя в антитезу, могут еще более скрывать ее логическую ясность и точность. Напр., «Ныне полковник, завтра покойник», «Не купи гумна, купи ума», «Складно думает, да подслеповато рожает» и т.п.
Как средство усиления выразительности, антитеза употребляется при сопоставлении образов или понятий, контрастирующих между собою. Напр., в «Евгении Онегине»:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Антитетические понятия или образы могут своей совокупностью выражать нечто единое. В таком случае антитеза обычно выражает или контраст, уже заключающийся в самом содержании выражаемого предмета, или величину его. Так, у Державина антитезы «Я царь – я раб, я червь – я бог» и пр. выражают понятие человека, как существа контрастного, антитетического по своей природе. Величина «русской земли» у Пушкина выражается антитезами географических ее пределов: «От Перми до Тавриды, от финских хладных скал до пламенной Колхиды, от потрясенного Кремля до стен недвижного Китая». Антитетический образ (или понятие) может привлекаться для оттенения другого образа, который стоит в центре внимания. фигуре сравнения. Так, у Державина:
«Где стол был яств,
Там гроб стоит».
ВЫСКАЗЫВАНИЕ – предложение в звучащей речи.
ГИПЕРБОЛА (греч. – преувеличение) – троп, заключающийся в количественном усилении свойств, признаков предмета, явления, процесса (Тысяча извинений, напугал до смерти). Многие восторженные, ласкательные или бранные выражения обыденной речи являются гиперболами (напр., «ангел мой», «божественный», или «сущий черт», «осел», «чудовище» и т.п.). Особенно богат такими гиперболическими фигурами в нашей литературе стиль Гоголя: «Слышишь ли, как у ног твоих собрался весь мир и, потрясая копьями, слился в одно восклицание!» («Жизнь»).
ГРАДАЦИЯ – (лат. Gradatio, ступенчатое повышение) – стилистическая фигура, состоящая в последовательно нарастающей группировке выражений, относящихся к одному предмету. Напр.: «Пришел, увидел, победил» (слова Цезаря); «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» (Грибоедов); «И где-ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?» (Пушкин); «В заботе сладостно-туманной Не час, не день, не год уйдет» (Боратынский); «Не то, что мните вы, природа – Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык». (Тютчев). Это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит в себе усиливающее смысловое или эмоционально – экспрессивное значение.
ДИАЛЕКТ – разновидность общенародного языка, употребляемая людьми, связанными одной территорией, социальной или профессиональной общностью.
ЖАРГОН – социальная разновидность речи, характерная для людей, объединенных общностью интересов, профессии, времяпрепровождением.
КЛИШЕ – готовый речевой стандарт, легко воспроизводимый в стандартной речи, в условиях стандарта. Клише являются необходимыми элементами деловых бумаг.
МЕТАФОРА – употребление слов в переносном значении на основе их сходства. С помощью метафоры С.А. Андреевский точно обозначил состояние влюбленности: «Это невыразимо дорогое существо врезалось в его мозг и сердце».
МЕТОНИМИЯ – троп, в котором перенос значения слов происходит на основе смежности: суд орган правосудия; суд – здание, в котором помещается суд.
ОКСЮМОРОН (греч.oxymoron – остроумно-глупое) – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух противоречащих друг другу слов, связанных определительными отношениями: живой труп, горячий снег.
ПАРОНИМЫ – однокоренные слова, близкие по звучанию, но различающиеся значением (Напр.адресат - адресант; боцман - лоцман; кремень - кремний; абонемент - абонент; орудие – оружие; консерватория – консервация).
ПАФОС – страстное воодушевление, подъём.
ПЛЕОНАЗМЫ – излишнее сочетание слов, в которых первое слово заключает в себе значение второго (белая блондинка, мёртвый труп, крупный лайнер).
РЕПРОДУЦИРОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ – в устной публичной речи: чтение написанного текста вслух.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – высказывание утверждения в вопросительной форме (напр., «Какая ложь, какая сила Тебя, прошедшее, вернет?» – Блок). По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ – различные изобразительно-выразительные средства, помогающие оратору достичь эффекта общения со слушателями. Выступающий старается придать своей речи «разговорность», используя для этого различные способы: непосредственное обращение к слушателям; эмоциональность, экспрессивность высказываний; особый разговорный синтаксис – вопросы, восклицания, неполные предложения, вводные слова и словосочетания, вставные, присоединительные конструкции, прямую речь, короткие, преимущественно односоставные предложения...
СЕМАНТИКА – значение слов. Значение слова в словаре описывается с помощью словарной дефиниции, илитолкования, которая представляет собой выражение на том же самом естественном, в котором значение толкуемого слова представлено более развернуто. Так, значение русского слова холостяк в словаре семантического компонента описания русского языка может быть представлено, как это делается в обычных толковых словарях, в виде обычного русского словосочетания «мужчина, достигший брачного возраста и не состоящий и никогда не состоявший в браке».
СПОНТАННОСТЬ – отсутствие момента предварительного обдумывания высказывания.
ТАВТОЛОГИЯ – повторение одного и того же слова или однокоренных слов.(Я прошу Вас, определяя меру наказания по статье 213 части первой, определить минимальную меру наказания по этой статье; милиционер ночной милиции). Обилие тавтологии в произведениях народной словесности связано с особым «певческим» характером их исполнения, при котором тавтологии служили для заполнения «музыкального» «времени». Это, напр., совершенно очевидно в известном стихотворении Бальмонта:
«Я мечтою ловил уходящие тени,
«Уходящие тени погасавшего дня.
«Я на башню всходил, и дрожали ступени,
«И дрожали ступени под ногой у меня.
ТРОП – (поворот, оборот речи) – слово, традиционно называющее один предмет (явление, действие, свойство, процесс) используется в данной речевой ситуации для обозначения другого предмета (явления, действия), связанного с первым по смыслу. К тропам относят метонимию, метафору, иронию.
ФИГУРА (лат. Figura) – термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, поскольку они имеют стилистическую значимость и направлены к тому, чтобы придать высказываемой мысли определенную выразительность.
Примерами фигур, варьирующих содержание высказывания, могут служить: гипербола, литотес, оксиморон, перифраза. К этой же категории следует отнести антитезу, градацию, сравнение, риторический вопрос.
ФРАЗЕЛОГИЗМ – устойчивое в своей структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в речи в виде готовой единицы (суд не на осуд, а на рассуд).
ЭКСПРЕССИВНОСТЬ – выразительность речи.
ЮРИДИЧЕСКОЕ КЛИШЕ – те устойчивые единицы юридического характера, которые являются необходимыми элементами нормативных и процессуальных актов, способствующих однозначному их восприятию. В понятие «юридические клише» включаются:
- Устойчивые предложения: Допрошенный в качестве обвиняемого виновным себя не признал; Дело выделено в отдельное производство; Виновность доказана; Предъявлено обвинение;
- Глагольно-именные конструкции, основанные на несвободном употреблении глагола, имеющем ослабленное лексическое значение: возбудить уголовное дело, применить статью, признать потерпевшим, отвечать перед законом;
- Лексические стандарты: обвинительное заключение, места лишения свободы, уголовное дело, должностное преступление, в соответствии с требованием статьи, на основании изложенного и т.д.
Учебное издание