Начало Сибирского театра. Театр есть школа народная
Из всех сибирских городов Барнаул имеет самую старинную историю театрального искусства, своими корнями уходящую в середину XVIII века.
К этому времени – концу царствования Елизаветы Петровны и началу «Екатерининского века» - восходят истоки всех культурных начинаний в молодом сибирском «царском имении», на Колывано-Воскресенских заводах, центром которых являлся Барнаул. Элементы театра чрезвычайно оживляли светский быт города: маскарады, балы, фейерверки, музыкальные и литературные вечера, “живые картины”, которые в качестве праздничных развлечений устраивались в домах барнаульских сановников.
Екатерина Великая признавала за театром высокое воспитательно-образовательное значение. Достоянием всех прописей стало известное изречение императрицы:
«Театр есть школа народная; она должна быть непременно под моим надзором, я старший учитель в этой школе, и за нравы народа мой первый ответ Богу».
Идея светского театра шагнула в сибирский горный город с самой молодой и просвещенной российской сцены, выпестованной самой императрицей, - ученической сцены Санкт-Петербургского Кадетского корпуса.
Начало театральным традициям в Барнауле было положено в начале 1760-х гг., когда на Алтай прибыл горный командир Андрей Иванович Порошин, назначенный императрицей Екатериной Великой еще в 1753 году, но несколько лет управлявший Колывано-Воскресенскими заводами из Санкт-Петербурга. Во исполнение сенатского указа «для обучения в горных науках молодых дворян небогатых и доброго состояния», Порошин привез с собой группу молодых кадетских сержантов, набранных в Петербургском Кадетском корпусе и Московском университете. Хорошо знакомые с традициями столичной «учебной сцены», порошинские кадеты явились инициаторами и устроителями первых светских театральных представлений в Барнауле. Эти представления поначалу носили чисто любительский характер и не были регулярными, но со временем театральное любительство в Барнауле все более «профессионализировалось».
«Театральный дом» в Барнауле
Барнаульский «Театральный дом» был построен в 1776 году. Это было первое в Сибири и одно из первых в российской провинции специально возведенное для театра здание. По аналогии со столичным, «екатерининским» театром, его называли еще «Оперным домом».
Деревянное одноэтажное строение театра, срубленное из половинных бревен и крытое тесом, было около 30 метров длиной и шириною – 13 метров. Внутри здание имело квадратную, со стороною 6,4 метра, сценическую площадку, приподнятую от пола на 0,7 метра, и зрительный зал, площадью около 100 кв. метров. В зале были установлены в два ряда скамьи для публики и имелись специальные кресла для знатных особ. Вместимость первого барнаульского театра была не менее 100 человек. При сцене имелась комната для переодевания актеров – «горенка убиральная», помещения для театрального гардероба, различных сценических принадлежностей и декораций. В здании была установлена кирпичная печь, отапливающая и небольшое зрительское фойе с гардеробом, и зрительный зал со сценою.
Строительство и начало деятельности «Театрального дома» осуществлялось в бытность начальника Колывано-Воскресенских заводов А.А. Ирмана. Новый горный правитель, также как и его предшественник, Порошин, был направлен на Алтай волею императрицы Екатерины II, и вместе с собой тоже привез целую команду молодых выпускников Санкт-Петербургского Горного Кадетского корпуса, которые активно поддержали местные театральные традиции.
Труппа первого барнаульского театра была набрана из «охотников играть комедии», добровольных актеров-любителей из числа младших горных офицеров и солдат Колывано-Воскресенского горного батальона, и составляла не более 10 человек. По традиции «кадетского» театра женские роли в спектаклях исполняли юноши. Известно даже имя одного из «актиоров» барнаульского театра – Афанасий Волков, сержант горного батальона, «27 лет от роду, из заводских детей Барнаульского завода». Сержанту горного батальона Ивану Пузину было поручено «смотрение» театра, то есть осуществление хозяйственной стороны представлений. Управлял делами театра и ведал его художественной частью в 1780-е гг. капитан Николай Олин, асессор воинского суда, учрежденного при Колывано-Воскресенском горном батальоне.
В ведении капитана Олина находился и военный оркестр, числившийся в штате Колывано-Воскресенского батальона. Оркестром руководил капрал Степан Иванов, создавший в Барнауле первую музыкальную школу. Оркестр был непременным участником всех театральных представлений, кроме того, давал на сцене «Театрального дома» концерты и музыкальные вечера.
Спектакли устраивались обычно в праздники: на святки и масленицу, а также в воскресные и «викториальные» дни. Исключались, в соответствии с указом 1783 года, для «играния комедий» семь недель Великого поста, пасхальная неделя и две недели поста Успенского, а с 1790 года деятельность театра была сокращена еще на три недели Рождественского поста.
Барнаульская труппа за зимний театральный сезон могла давать 20-30 спектаклей, а за летний – 8-10. Таким образом, «охочие комедианты», в свободное от основной службы время, в течение года готовили не менее 30 новых пьес и опер.
Спектакли были платными, и приносили неплохой доход, позволяющий содержать большой и дорогостоящий театральный гардероб, изготовлять приличные декорации и бутафорию.
С уверенностью можно сказать, что «Театральный дом» в Барнауле явился первой сибирской моделью екатерининского «кадетского» театра – «школы народной», предназначенной для воспитания и «полирования» молодых людей. Об этом говорит и уникальная запись в Книге ведомостей казенных строений Барнаульской горной конторы за 1780 год, раскрывающая «назначение» «Театрального дома»:
«Во оном производится разного звания молодым людям обучение или разговоры от светских гисторий, для чего оный дом только и состоит».
Основной целью театрального заведения в Барнауле было просвещение молодой развивающейся части барнаульского общества, воспитание верноподданеческих и патриотических традиций, благородных чувств и стремлений, посредством представления на сцене в качестве своеобразных «уроков», нравственно поучительных «разговоров от светских гисторий», «гисторических и людских комедий, трагедий и всяких разных интермедий».
Находился Барнаульский «Театральный дом» рядом со зданием архива горнозаводской конторы (по улице Ползунова). В 1794 году здание архива было разрушено наводнением. Пострадал и театр. Но в ближайший год «оперный дом» был отремонтирован и просуществовал еще около двух десятилетий. В 1817 году, когда П.К. Фролов принимал должность начальника Колывано-Воскресенских заводов, в представленной ему «Ведомости городских строений в Барнауле» театральное здание значилось «ветхим», и представления в нем, очевидно, уже не устраивались.
Роль и значение «Театрального дома» в истории культуры Барнаула трудно переоценить. Достаточно значим сам факт первой не только в Сибири, но одной из первых в российской провинции, попытки организовать театр не как «великосветскую затею», а с целью просвещения и воспитания молодой и активной части общества, от которой в дальнейшем зависели все судьбы культурного развития города.