Этапы проведения практического занятия. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
Модуль _____________Культурология в системе гуманитарного знания. __________
(наименование модуля)
учебной дисциплины (модуля)____ Культурология__________
(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)
для специальности 060105 Медико-профилактическое дело__________________
(шифр-наименование специальности)
курс _____I______ семестр _____I_____
Составитель: _Геец Н.Ф._стар. преподаватель (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность) Рецензент:__Коваленко С.В. к.и.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность |
Владивосток - 2013г.
Структура рекомендаций
1. Тема занятия: «Теоретическая и прикладная культурология».
2. Мотивация изучения темы. Рассмотреть процесс эволюции исторической мысли о культуре через призму теоретических концепций и представлений различных школ и направлений.
3. Цели занятия.
3.1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060105 «медико-профилактическое дело» (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ПК-2)
3.2. Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
1. «Знать» - эволюцию основных культурологических теорий (XVIII- XX вв.), разрешение основных дискуссионных проблем, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры. Студент должен иметь представления об основных культурологических школах и направлениях, и концепции лидеров.
2. «Уметь» - анализировать принцип трансформации и эволюции развития представлений о мире о культуре и месте человека в этом пространстве, формировать понимание феномена культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности.
3. «Владеть» - навыками оценивания достижений культуры на основе знания исторического контекста их создания.
4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
1. Особенности развития теоретических представлений человека о культуре в XVIII, XIX и XX вв. (обществознание - школьный курс).
2. Понятие культура, эволюция воззрений, психологический, натуралистический социологический подходы (обществоведение - школьный курс)
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
5.2. Задания для СРС во внеучебное время (Составить сравнительно историческую таблицу «Общественно-исторической школы»: Н.Я. Данилевский и его труд «Россия и Европа», О. Шпенглер и его труд «Закат Европы», А. Тойнби и «Постижение истории»
5.3. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
1.Кто из представителей функциональной школы связывал функционирование культуры с удовлетворением деятельностных потребностей человека?
а) А.Р. Редклифф-Браун;
б) Б. Малиновский;
в) А.Н. Уайтхед.
2.В рамках какого направления происходит включение личности в культуру?
а) структурализм;
б) функционализм;
в) психологического.
3.Кто из английских антропологов является автором трудов: «Первобытная культура», «Введение к изучению человека и цивилизации (Антропология)»?
а) Г.Г. Гадамер;
б) Э.Б. Тайлор;
в) М. Мид.
4.Кто считается основателем социологической школы?
а) П. Сорокин;
б) Платон;
в) В. Вебер.
5. Какие авторы являются представителями структурально-символического направления?
а) Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Лакан, Ю. Лотман.
б) Ф. де Соссюр; Ч. Пирс, Ч. Моррис, Г. Фишер, М. Блок.
в) все перечисленные.
6.Как называется работа Н.Я. Данилевского, в которой он представлял концепцию культурно-исторических типов?
а) «Будущее одной иллюзии»;
б) «Россия и Европа»;
в) «Кризис нашего времени».
7.Какие эпохи выделял К. Ясперс в работе «Смысл и назначение истории»?
а) прометеевская, эпоха Великих цивилизаций, осевое время, научно-техническая эпоха;
б) первобытнообщинная эпоха, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая эпоха;
в) дикость, варварство, цивилизация.
8. Какую идею разработал О. Шпенглер в работе «Закат Европы»?
а) полицикличность исторического процесса;
б) эволюционности истории;
в) прогресса в историческом развитии.
9. Какое основание использовал Н.Я. Данилевский для типологии культуры?
а) все ниже перечисленное;
б) историко-географическое;
в) разряды культурной деятельности человека;
г) основание «уединенности» или «преемственности».
10. Кто из исследователей рассматривает архетип (структурный элемент коллективного бессознательного) как основу культурного развития?
а) З. Фрейд;
б) Ж. Пиаже;
в) К. Юнг.
Этапы проведения практического занятия.
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время | |
I. Вводная часть занятия | ||||
Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 3% | ||
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Цель преподавания дисциплины «Культурология» состоит в необходимости подготовки высоко квалифицированных специалистов, умеющих решать профессиональные задачи на уровне последних достижений мировой науки и техники, специалистов-интеллектуалов, в русской традиции – интеллигентов, т.е. культурных, духовно богатых людей, профессионально занимающихся творческим умственным трудом, развитием и распространением культуры. Изучение культурологии выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих, эстетических и этических функций. Приобретение знаний поможет понять ее место в мировом культурном процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию, историю национальной культуры, ее достижения. Культурология обладает огромным ценностно-нормативным воздействием. Значение культуры своего отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять моральные и нравственные качества человечества, их генезис и отношение к ним. Изучение культурологии решает задачи не только воспитания, но и просвещения, формирования культурно-эстетического отношения к миру и самому себе. Задачей преподавания культурологии является освоение студентами теоретических знаний и практических навыков, норм, ценностей, архетипов, анализ многообразия культурных картин мира для формирования способности выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки историко-культурных явлений и процессов глобализации, самостоятельно соотносить и сравнивать исторические и культурные факты во времени и пространстве. Выработка толерантности и уважения к традициям представителей других культур. Мотивация занятия: пробудить интерес к культурному наследию прошлого и настоящего. Цель занятия:- Учебные задачи темы: - рассмотреть разные подходы к изучению культурологии как науки и как предметной дисциплине, - дать представление о принципах и методах культурного исследования, - проследить становление, этапы и характерные черты термина культура, - познакомить с кругом дискуссионных исследовательских проблем терминологии. Практические задачи темы: - выработка у студентов навыков культурного исследования, - умения читать научную и теоретическую литературу, - находить и анализировать информацию в окружающей действительности и культурных артефактах, - владеть необходимым культурным инструментарием. | 7% | ||
II. Основная часть занятия | 5-11% | |||
Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка знаний основных терминов и понятий:культура, цивилизация, «локальщики», «всемирщики», культурологические школы (общественно-историческая, натуралистическая социологическая), и направления культурологии ( эволюционизм, функционализм, диффузионизм, структурализм), | 10% | ||
Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 1.Установление соответствия: автор - название работы. | 2 % | ||
Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД). | 2% | ||
Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 1. Выделение 10 ключевых слов и словосочетаний по теме семинара. Их аргументация. | 20% | ||
Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 1.Устные ответы студентов по вопросам семинарского занятия. 1. Защита презентацияй. | 50% | ||
Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 6% | ||
III. Заключительная часть занятия | ||||
Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 3% | ||
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 7% |
7. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время.
Реализация планируемой формы занятия:
1. Практическая культурология: понятие предмет, цели и задачи.
2. Теоретическая культурология: понятие предмет, цели и задачи.
3. Теоретическая культурология в XVIII веке. (Ж.Ж. Руссо, И. Гердер, В. Гумбольд).
4. Теоретическая культурология в XIX веке (Ф. Ницше, школа «всемирщиков» и «локальщиков». Общественно-историческая школа (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, концепция «Осевого времени» К. Ясперса.
5. Натуралистическая школа (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) и социологическая школа (Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин) в культурологии.
6. Основные направления культурологии:
А) эволюционизм (Г. Спенсер, Э.Б. Тайлор);
Б) диффузионизм (Ф. Ратцель);
В) функционализм (Радклифф-Браун, Б. Малиновский);
Г) структурализм (Э. Эванс-Притчард, К. Леви-Стросс).
1 вопрос.
В зависимости от уровня познания и обобщения различаются теоретическая и прикладная культурология.
Специфика прикладного уровня культурологического знания состоит в его интегративном характере. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (например, экономические, политологические, социологические, психологические науки) углубляет лишь свой, узкоотраслевой аспект познавательной деятельности, а практические рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены для профессионального отраслевого использования, то для культурологического подхода характерны такие особенности, как интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его исторической динамике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценностно-смысловой, традиционалистский, инновативный, групповой, индивидуально-личностный и др.
Прикладной уровень культурологического познания формировался в 20 в. в развитых странах мира в рамках практического применения результатов культурной и социальной антропологии. Важнейшие причины расширения потребностей специалистов и управленческого персонала в знании результатов культурологического анализа можно свести к следующим глобальным факторам: в мире начали интенсивно расширяться межкультурные контакты и развиваться международный туризм; во многих странах стали усиливаться процессы аккультурации и внедрения социокультурных инноваций; для многих традиционных обществ стали актуальными явления модернизации и постмодернизации, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы поведения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменялось соотношение между городской и сельской культурой; трансформировался традиционный тип личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; во многих странах мира появлялась новая проблема социокультурной реадаптации общества и человека к нездоровой, чреватой ката строфами экологической обстановке, порождаемой техногенно - антропологическим фактором.
Прикладная культурология – это совокупность концепций, методологических принципов, методов и познавательных процедур культурологического знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение определенных практических эффектов в этих областях.
Прикладная культурология ориентирована на применение знаний о культуре для прогнозирования, управления и регулирования культурных процессов, разработку способов передачи культурного наследия в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.
Прикладная культурология разрабатывает принципы и технологии целенаправленного управления культурными процессами. Эти принципы и технологии реализуются на трех уровнях – культурной политики, деятельности культурных институтов и внеинституциональных взаимодействий.
Первый уровень - культурная политика – это совокупность идеологических принципов и практических мер, осуществляемых через образование, просветительские, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские, коммуникационные государственные и общественные институты. Целью культурной политики является систематизация и регулирование процессов социализации и инкультурации людей. (Инкультурация – процесс придания личности культурной компетентности по отношению к установлениям того общества, в котором она живет.)
На втором уровне культурные институты занимаются реализацией той самой культурной политики.
Культурные институты можно разделить на три группы:
1. Институты по непосредственной социокультурной работе с населением, в числе которых:
а) институты просвещенческого профиля (библиотеки, музеи, выставки, мемориальные сооружения);
б) институты эстетического воспитания (художественные музеи и выставки, концертные организации, кинопрокат);
в) культурно-досуговые институты (дворцы культуры, детские досуговые учреждения, структуры самодеятельного художественного творчества).
2. Творческие институты (театры, студии, оркестры, художественные коллективы и творчески объединения и др.).
3. Культуроохранные институты (органы по учету, охране и использованию памятников культурно-исторического наследия).
Третий уровень исследований – это проблемы межличностных социокультурных контактов и взаимодействий в семьях, служебных и учебных подразделениях, компаниях по интересам и пр.
Прикладная культурология взаимодействует на стыке фундаментальной культурологии с политологией, социологией, психологией и педагогикой
Вопрос.
Теоретическая культурология – это область культурологической науки, которая разрабатывает основы культурологического познания, формирует категориальный аппарат, рассматривает культуру в ее теоретическом и историческом аспекте. В рамках теоретической культурологии могут быть выделены ряд предметных направлений: социальная и культурная антропология, историческая культурология, психологическая антропология, культурная семантика.
Теоретическая культурология исследует культуру на уровне всеобщего и строит свое знание о ней как целостность понятий, обладающих внутренней связью и доказательностью, что и позволяет ей воспроизвести базовые, фундаментальные черты культуры. Теоретическое исследование культуры опирается на глубокие философские традиции, которые ее генетически связывают с философией истории и философией культуры. Возможности культурологии в построении обобщающей модели культуры привлекают внимание представителей других наук, прежде всего — археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Но только в середине XX века начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. У истоков формирования теоретического уровня культурологии стоит итальянский исследователь XVIII века Дж. Вико.
Цель теоретической (фундаментальной) культурологии – изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей.
В фундаментальной культурологии сформированы три направления исследований:
социальная культурология (ее предметная область и задачи рассматривались выше);
психология культуры исследует проблемы «субъективации» культурной личности, проявляющейся в ее творческом, интепретативном подходе к культурным нормам, образцам и стереотипам, заданным культурой общества, психологической мотивации отношения индивида к общепринятым образцам поведения и суждений.
культурная семантика - изучает культурные феномены как средство коммуникации между обществом и личностью, индивидами внутри сообщества, различными сообществами как культурными целостностями, как систему культурных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется социально значимая информация, выраженная на том или ином вербальном или невербальном языке, в символических чертах технологий и продуктов всякой человеческой деятельности.
Вопрос.
С момента возникновения философии культурология оформляется как специфическая сфера гуманитарного знания. Это определение относится к Новому времени и связывается с философской концепцией исторического процесса у Д.Б. Вико (1668–1714), И. Гербера (1744–1803), Г.В. Гегеля (1770–1831).
В XVIII веке сформировались 2 противоположные позиции по вопросу культурного развития человека. 1-ая оптимистическая позиция утверждала, что культура – есть добро, польза, благо для человека. Её идеологом стал И.Г. Гердер и Гумбольд.
2-ая пессимистическая позиция, утверждала что культура – это зло для человека, она ведет его к деградации. Главным автором являлся Ж.Ж. Руссо.
Теория культурного совершенствования человечества в философии И. Г. Гердера.
В период Просвещения развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя историческую периодизацию и внутренние закономерности.
Значительный вклад в этом направлении сделал немецкий философ и культуролог Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). В своем фундаментальном сочинении в 4-х томах «Идеи к философии истории» (1784-1791) философ дает свое видение общей истории развития человечества. Он представляет ее как органичный эволюционный процесс развития, как саморазвивающееся целое. Согласно Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, является ее продолжением, постепенно достигая более высоких ее ступеней. Последним звеном в этой эволюции является человек. Именно культура отличает его от животного. Культура истолковывалась Гердером как второе рождение человека.
Гердер подробно анализирует феномен культуры, подчеркивая, что в ней проявляют себя два начала:
А) надприродная сущность культуры;
Б) историческая причина развития данного явления.
Согласно пониманию Гердера, культура «захватывает человека и формирует его голову и ... члены его тела». Более того, именно она выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого человеческого сообщества.
Гердер рассматривает общественное развитие в историко-географическом ключе. Он последовательно анализирует группу культурно-исторических регионов, обращая внимание читателей на природные условия и традиции, населяющих их народов. Каждый регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны, подчеркивают его оригинальность, а с другой - представляют его как этап развития человеческой культуры вообще.
Различные типы культуры, размышляет философ, не должны разделять людей на «просвещенные и непросвещенные народы». Гердер отмечает, что данное различие — не качественное, а количественное. Поэтому единая цепь культур имеет «... бесчисленные оттенки, цвета меняются с местом и временем»
Постоянно подчеркивая единство человеческой культуры, философ объясняет его - общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность». Согласно концепции Гердера всеобъемлющее распространение гуманности в человеческом обществе позволит:
1) разумные способности людей сделать разумом;
2) данные человеку природой чувства реализовать в искусстве;
3) влечения личности сделать свободными и красивыми.
Неоднозначно Гердер решает вопрос о прогрессе культуры. «Культура движется вперед, - пишет он в своих «Идеях к философии истории человечества»,- но совершеннее от этого не становится; на новом месте развиваются новые способности; прежние, развившиеся на старом месте, безвозвратно уходят»
Согласно Гердеру, история развития культуры крайне изменчива и непостоянна. Культура может состоять из крайне динамичных и статичных отрезков, ей свойственны взлеты, падения и состояния инерции. Философ приходит к выводу о том, что ни одной из культур, никогда в истории человечества не было свойственно поступательное прогрессивное развитие. Идеи И. Г. Гердера оказали значительное влияние на становление данной области гуманитарного знания.