Творчество Камю. «Посторонний»
Французский писатель, драматург, один из основателей французского "атеистического" экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Альбер Камю родился в 1913 во французском Алжире. По окончании лицея Камю поступает на философско-исторический факультет местного университета. Завершая обучение в университете, пишет дипломную работу "Христианская метафизика и неоплатонизм". В студенческие годы вступает в коммунистическую партию, а в 1937 году из нее уходит. В конце 30-х годов появляются первые сборники его прозы; написан и отложен первый роман "Счастливая смерть", начата работа над философским эссе "Миф о Сизифе". В начале 1938 года Камю устраивается журналистом в газету "Республиканский Алжир. Работа в газете прекращается вскоре после начала второй мировой войны. Через знакомых он получает место в столичной газете "Пари-Суар" и впервые приезжает в Париж. Газета закрывается, и Камю возвращается в Алжир. В феврале 1941 года он заканчивает "Миф о Сизифе". В 1942 году писатель возвращается во Францию, вступает в подпольную группу "Комба", руководит газетой, где печатает "Письма немецкому другу". В годы войны выходят повесть "Посторонний" и эссе "Миф о Сизифе". В 1947 году выходит роман "Чума". Последнее и самое значительное философское произведение Камю - "Бунтующий человек", последний роман писателя - "Падение". В 1957 году Камю присуждается Нобелевская премия. 4 января 1960 года Камю погибает в результате автомобильной катастрофы.
Близкие Сартру основы облекаются Камю в совершенно иную художественную форму. Камю намеренно абстрагируется от всякой конкретности. Повесть «Посторонний» посвящена доказательству извечного якобы разрыва между человеческим разумом и абсурдным миром. В центре повести – подчёркнуто отчуждённая, безразличная к миру позиция героя Мерсо – среднего, ничем не примечательного французского служащего в Алжире, который не разделяет ни чувств, ни стремлений, ни расчётов окружающих его персонажей. Большие страсти, повседневные заботы, вера в бога- всё оставляет его совершенно равнодушным.
Даже в эпизоде со смертью матери нас поражает эмоциональная скупость героя, его отчуждённость, неподверженность переживаниям, он лишь фиксирует отдельные моменты происходящего. То же состояние безразличия и вялости характерно для Мерсо на протяжение всей повести. Когда сосед Мерсо вовлекает его в аферу со своей любовницей, и просит Мерсо помочь наказать её, тот не находит никакого повода для отказа. Когда во время загородной прогулки брат обиженной женщины поднимает на нег руку, Мерсо не раздумывая убивает его. Даже в тюрьме Мерсо не покидает чувство вялости, отчуждённости и безразличия, он не может понять, почему люди ненавидят его. Впрочем, к тюремной жизни он быстро привыкает, так как считает, что жизнь на свободе ничуть не лучше. Герой Камю ничего не осознаёт, ничем не мучается, ни о чём не рассуждает и, главное, не возмущается. Пропасть между внутренним миром и миром внешним у героя Камю ещё больше, чем в произведениях Сартра. Но и сам внешний мир представляется герою лишь бессвязным нагромождением нелепых случайностей, которые ничем не обусловлены и ни к чему не приводят. Повесть не прикреплена ни к какому определённому времени, хотя 1942 год был для Франции годом тяжелейших испытаний, принесённых фашистской оккупацией, об этой ситуации не напоминает ничего, кроме ощущения тусклой безысходности, царящей в мире.
В своей повести Камю иллюстрирует полную невозможность взаимопонимании между людьми(особенно сцена суда, речи свидетелей). Язык героя Камю состоит из кратких, лаконичных, безэмоциональных фраз, обозначающих чаще всего прямые непосредственные действия: я пошёл, я сделал и т.д.
"За" и "против" не существует, первооткрыватель ни прав, ни неправ, потому что нет этой категории правоты, нет этой схемы, нет этой зависимости, системы нет никакой. Каждое явление уникально и отдельно в этом абсурде. И абсурд — это не обличение, это констатация, все случайно, все само по себе. Мерсо — это канонический тип свободного человека.
Эссе «Возмущённый человек», «Миф о Сизифе». Повесть «Падение» - автор растерял все остатки гуманизма, нет уже речи об активном вмешательстве в судьбы людей.
Философия Камю – философия обречённости, абсолютного бездействия, и в конечном итоге- самоуспокоения в своем воображаемом бунте, который ничего не меняет.
В одном из своих трактатов Камю говорит, что выход из этой ситуации – самоубийство, но это самый несправедливый способ. Все выходит из хаоса. Все существует: и материальный, и духовный мир. Все существует против своей воли. Есть подлинное и неподлинное существование. Если человек смиряется с абсурдом, то он порождает еще и социальный абсурд, и эти формы отнимают самое главное – свободу. Наступает пограничная ситуация, и тогда человек задумывается о смысле жизни и о его собственной свободе. Бытийный абсурд не сокрушить, но человек может создать своим существованием некий смысл. В этой ситуации обнаруживается нечто, и тогда его существование предшествует сущности. Нужно обрести бытие-для-себя.
6. Театр абсурда. Антидрама. Ионеско.
В начале 50-х создается театр абсурда, театр парадокса, антидрама. Представители: Ионеско, Беккет, Пинтер, Арробаль, Мрожек (Польша). 1950 – афиша на постановку Ионеско «Лысая певица». Зритель был воспитан на бульварном театре, традиционной тематикой был любовный треугольник, мораль, счастливый конец, но когда зритель пришел на Лысую Певицу, он был обескуражен. Вся стихия пьесы направлена против традиционных устоев. На 1 плане – минус-прием. К Ионеско присоединяется Беккет «В ожидании Годо». Эта пьеса была воспринята как эстетическое хулиганство. Причина появления театра абсурда – кризис сознания. Абсурд – переводится как отсутствие смысла. Мир – как хаос (одна из главных черт и экзистенциализма тоже). Понятие абсурда связано с кризисом гуманизма. Истоки театра абсурда – Альфред Жарри «Убю», Гейом Аполлинер, Кафка, Брехт. Но в отличие от них, у театра абсурда будет боязнь всякой идеи, превращающуюся в идеологию. Это признак дезангажированности.
Огромное влияние на театр абсурда второй половины ХХ века оказала не конкретно философия Ницше, а учения об абсурде экзистенциалистов. Можно назвать представителей антитеатра последователями экзистенциализма, основными представителями которого были Мартин Хайдеггер, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. В интерпретации абсурда они опираются на концепции Кьеркегора и Ницше. Абсурдное сознание — это переживание отдельного индивида, связанное с острым осознанием этого разлада и сопровождающееся чувством одиночества, тревоги, тоски, страха. Окружающий мир стремится обезличить каждую конкретную индивидуальность, превратить ее в часть общего бытия. Поэтому человек ощущает себя «посторонним» в мире равнодушных к нему вещей и людей. В постоянный обиход слово абсурд внедрилось не только под влиянием философии экзистенциалистов, но и благодаря ряду театральных произведений, появившихся в начале 1950-х гг.Это были представители театра абсурда Эжен Ионеско и Самюэль Беккет, а также Фернандо Аррабаль и другие. Первым теоретиком абсурда был Мартин Эсслин, в 1961г. Он опубликовал книгу «Театр Абсурда». Трактуя абсурд, Эсслин говорит о том, что человек не лишает действительность смысла, а, наоборот, вопреки всему человек пытается наделить смыслом нелепую действител Антидрама заняла промежуточное, переходное положение между модернизмом послевоенных лет и «антироманом».. Представители театра абсурда не принимали театр идейный, особенно театр Бертольда Брехта. Ионеско заявил, что «у него нет никаких идей перед тем, как начинает писаться пьеса». Его театр — «абстрактный или нефигуративный. Интрига не представляет никакого интереса. Антитематический, антиидеологический, антиреалистический. Персонажи лишены характеров. Марионетки».Абсурд Ионеско можно назвать нигилистским, ибо отрицание у него всегда было тотальным, даже, в какой-то мере, декадентским.Для создания ощущения абсурда антидраматурги использовали следующие приемы: Автоматизм языка Игра с пространством Смешение реального и призрачного Нарушение причинно-следственной связи в речи героев Алогизм Нарушение обшей памяти Тавтология Гротеск
Самая репертуарная и одна из популярнейших пьес Эжена Ионеско - пьеса «Стулья», жанр которой, как определил сам автор, - фарс-трагедия. В пьесе действует множество невидимых персонажей и трое реальных — девяностопятилетний Старик, такая же Старушка и Оратор. Старик, перевесившись через подоконник, пытается разглядеть подплывающие лодки с гостями, а Старушка просит его закрыть окно, потому что пахнет гнилой водой. Уже в начале читая описание дома, который находится над стоячей водой, от нее исходит мерзопакостный запах, мы понимаем, что речь пойдет о такой же «протухшей» и зря прожитой жизни этих двух стариков. Чета обитает где-то на самом верху дома, но верх - только в буквальном смысле, а так-то они в самом низу социальной лестницы. На исходе жизни Старик со Старухой уязвлены, что жизнь прожита не так, как мечталось. Потому они продолжают грезить, и фантазия оттесняет реальность, начинается главное в трагифарсе - игра воображения. Хронотоп в произведении условно значимый – остров стариков. Истина скрывается за потоком слов.
Носороги. По улице ходил Носорог. Потом – стада носорогов. Но они уже были из людей. На лбу у людей появляется шишка, и они превращаются в носорогов. Главный герой – Беранже. Пьеса заканчивается тем, что и возлюбленная, и друзья героя превращаются в носорогов. Он смотрит в зеркало и боится. Многие исследователи считают, что речь идет о болезни нацизма (коричневая болезнь). Но Ионеско сам сказал, что эта пьеса антифашистская, антисоц, против всякой идеи, которая способна превратить людей в носорогов, т.е. в стадо.