Симфонии №2 «Богатырской» А.П.Бородина

Симфонии №2 «Богатырской» А.П.Бородина - student2.ru

Другой важнейший вид - полифоническая фактура

Полифония – вид многоголосной фактуры, в которой все голоса равноправны. Каждый голос полифонической фактуры – самостоятельная мелодия. Количество голосов в полифонической фактуре варьируются от двух до двенадцати. Однако, в большинстве полифонических произведений количество голосов не более четырех. Полифония своего расцвета достигла в эпоху барокко, в творчестве немецких композиторов И.С.Баха и Г.Генделя. Большой популярностью до сего времени пользуется «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха, состоящий из двух томов, в каждом из которых 24 прелюдии и фуги, написанных во всех тональностях мажора и минора. Фуга C-dur из I тома ХТК – яркий образец четырехголосной полифонической фактуры.

Симфонии №2 «Богатырской» А.П.Бородина - student2.ru

Часто в различных произведениях можно найти сочетание гомофонно-гармонической и полифонической фактуры.

Таким образом, фактура – это способ изложения всех составляющих музыкального материала: мелодии, аккордов, фигураций, подголосков и т.д. В процессе сочинения того или иного произведения композитор комбинирует эти средства музыкальной выразительности, обрабатывает: ведь factura дословно переводится как «изготовление», «обработка». Фактура неразрывно связана с жанром музыкального произведения, его характером, стилем.

Лад – не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность, слаженность. Лад - это объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу. Основной звук лада – самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, - называется тоника.

Лад влияет на характер музыки, придает ей эмоциональную окраску. Традиционно считается, что музыка, написанная в мажоре, светлая, веселая, бодрая, радостная. А минорная – грустная, печальная, лиричная.

Во все времена в обсуждение художественной выразительности этих двух противоположных ладов вовлекались не только музыканты, но и писатели, поэты и философы: «мое убеждение таково, - писал великий немецкий писатель и мыслитель И.В.Гете, - мажорный лад побуждает к деятельности, отправляет в широкий мир… Минорный выражает все невыразимое и томительное».

Сравним «Польку» и «Старинную французскую песню» из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Обе пьесы написаны в размере 2/4, звучат в умеренном темпе. Однако при прослушивании «Польки» мы ощущаем радость, а «Старинная французская песня» навевает грусть. Причина проста. Автор выбрал для написания веселого танца Си-бемоль мажор, а «Старинная французская песня» звучит в соль миноре.

Мажор и минор – самые известные и самые распространенные лады. Нередко композиторы подчеркивают выразительность этих ладов, сопоставляя их. Этот прием помогает выявить особенности, подчеркнуть выразительность мелодии, показать тот или иной образ с разных сторон. Так, например, происходит в «Песне Сольвейг» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». Подобный прием мы находим и в классических вариациях В.Моцарта, Л.ван Бетховена. Одна из вариаций всегда звучит в одноименном миноре.

Интересным примером использования мажора и минора является детская пьеса Д.Б.Кабалевского «Клоуны». Их чередование в мелодии рисует изменчивый характер клоуна, моментальную смену эмоций, смеха и грусти.

Симфонии №2 «Богатырской» А.П.Бородина - student2.ru

Однако музыкальные лады не ограничиваются только мажором и минором. Существуют разновидности этих основных ладов: натуральный, гармонический, мелодический; старинные диатонические лады - лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский и т.д., а так же пентатоника. Существуют лады, придуманные композиторами для музыкальной характеристики определенных образов и персонажей: хроматический, целотоновый и т.д.. Целотоновую гамму использовал М.И.Глинка для создания фантастического образа Черномора в опере «Руслан и Людмила».

В музыке XX столетия появились новые тенденции ладовой окраски произведений. Появилась атональная музыка, лад которой невозможно определить. Примером может служить пьеса №1 А.Шенберга из «5 пьес для фортепиано».

Симфонии №2 «Богатырской» А.П.Бородина - student2.ru

Темп – «tempus» в переводе с латинского означает «час». Этот термин означает скорость исполнения произведения или отдельных его частей. От темпа во многом зависит характер мелодии. Для обозначения темпа используются итальянские термины.

Медленные темпы:

Grave – медленно, торжественно;

Lento - медленно

Largo – очень медленно и широко;

Adagio – медленно, спокойно;

Средние темпы:

Andante – в темпе спокойного шага. Аndantino -

Moderato – умеренно, сдержанно;

Быстрые темпы:

Allegro – быстро, весело. Аllegretto – довольно оживленно.

Vivo – живо, Vivace – очень живо

Presto – скоро, Prestissimo – очень скоро

Кроме этих, основных темпов, часто встречаются такие разновидности, как

Иногда к этим определениям темпа прибавляют такие итальянские слова, как molto или assai – очень; poco – немного; non troppo – не слишком.

Кроме обозначения скорости исполнения произведения, композиторы часто добавляют обозначение характера.

Аgitato – взволнованно Grazioso - грациозно

Animato –с душой Leggiero - легко

Brilliante – блестяще Maestoso - торжественно

Commodo – удобно Risoluto - решительно

Con brio – живо Semplice - просто

Con fuoco – с огнем. Giocoso – игриво, весело

Cantabile – певуче Doloroso - скорбно

Dolce – нежно

Energico – энергично

Espressivo – страстно

Для точного исполнения темпа произведения в нотном тексте имеются особые значки, при помощи которых исполнитель узнает сколько четвертей он должен сыграть в минуту. Так, если = 60, то каждую секунду надо играть одну четверть или должное количество длительностей ей соответствующих. Особый прибор – метроном помогает измерению пульсации четвертей.

Существуют музыкальные жанры, которые имеют определенный, постоянный темп, ритм и размер. Прежде всего это танцевальные жанры. Так, например, для итальянского танца тарантеллы характерны быстрый, стремительный темп, размер 6/8, равномерное ритмическое движение восьмыми нотами. «Тарантелла» С.С.Прокофьева из сборника «Детская музыка» отвечает всем признакам жанра. Беспрерывно кружащаяся мелодия намекает на легенду о происхождении танца: итальянцы представляли, что танцуя, они уворачиваются от укусов ядовитого паука – тарантула.

Постоянные ритм, метр и темп принадлежат австрийскому танцу вальсу и испанской сарабанде. Вальс имеет размер ¾, пружинистый и равномерный ритм с метрической опорой на первую долю, довольно подвижный темп. Сарабанда – танец-шествие, для нее также характерен трехдольный метр, неторопливый темп и специфический ритм.

Чешский танец полька имеет двудольный размер, живой темп, веселый характер. Польки писали композиторы разных стран: чешские композиторы Б.Сметана и А.Дворжак, русские - М.И.Глинка, С.В.Рахманинов, австрийцы - отец и сын Штраус. Полька «Трик-трак» Иоганна Штрауса написана в размере 2/4, исполняется в быстром темпе.

Симфонии №2 «Богатырской» А.П.Бородина - student2.ru

Жанр марша так же имеет свой специфический ритм, метр и темп. Большинство маршей написаны в размере 4/4, имеют пунктирный ритм и умеренный темп. И.Штраус «Марш Радецкого».;

Симфонии №2 «Богатырской» А.П.Бородина - student2.ru

Динамика. Музыкальная динамика возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие, как и разнообразные оттенки, существует и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит еле слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. И даже такие чисто музыкальные особенности как crescendo –постепенное нарастание звучности и diminuendo – постепенное ее ослабление, так же присутствуют и в природе. Динамические оттенки или нюансы так же связаны в музыке с разными уровнями звучности и придают музыкальным произведениям выразительность и напряженность. Динамические оттенки обозначаются в нотах латинскими буквами.

f– форте, громко;

ff– фортиссимо, очень громко;

mf – меццо форте, не слишком громко;

mpмеццо пиано, не слишком тихо;

p – пиано, тихо;

pp– пианиссимо, очень тихо;

crescendo– постепенное усиление звука;

diminuendo – диминуендо, постепенное затихание;

sf – сфорцандо, резкий акцент.

sottovoce – сотто воче, вполголоса

Во вступлении к I части Концерта для фортепиано с оркестром №2 С.В.Рахманинова партия фортепиано иллюстрирует всю палитру динамических оттенков. Начинается тема с ppи, постепенно, с каждым новым аккордом динамика возрастает (crescendo), достигая вершины звучности на ffу всего оркестра.

Симфонии №2 «Богатырской» А.П.Бородина - student2.ru

Регистр.Человеческий голос, голос каждого музыкального инструмента имеет свой диапазон (расстояние от самого нижнего до верхнего звука). Диапазон делится на регистры: низкий, средний и верхний, то есть зоны звучания. Произведения в низком регистре звучат мрачно, тяжело, в среднем - напевно и мягко, в высоком – звонко и прозрачно.

Симфонии №2 «Богатырской» А.П.Бородина - student2.ru

низкий регистр средний регистр высокий регистр

Тембрынередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения и его настроение, музыкальные тембры также передают его образы и эмоциональное настроение. Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит. Каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен ее исполнять. Таким образом, тембр является важным выразительным средством, сообщая музыкальному произведению необходимую характерность звучания.

Удар пальцев по инструменту может быть мягким, ласковым, резким, крепким. Звукоизвлечение, дыхание у вокалиста или исполнителя на духовых инструментах тоже возможно в разной манере. Все это – артикуляция( с латинского –«ясно произносить») или штрихи - способ извлечения звука музыкантом.

Главные штрихи:

Legato(легато) – связно.

Nonlegato (нон легато) – не связно.

Marcato (маркато) – подчеркивая, выделяя.

Staccato (cтакатто) – отрывисто.

Pizzicato (пиццикато) – игра у струнных пальцем по струнам.

Arco(арко) – игра смычком.

Glissando(глиссандо) – скользя по струнам или клавишам.

Симфонии №2 «Богатырской» А.П.Бородина - student2.ru

От вида избираемых композитором и исполнителем штрихов зависит создаваемый образ. Например, в пьесе П.И.Чайковского «Сладкая греза» использован штрих legato, поэтому она звучит мягко и лирично. А в «Пещере горного короля» Э.Грига без штриха staccato и акцентов невозможно было бы создать фантастические образы гномов и троллей, которые добывают в горных пещерах золото.

Таким образом, каждый музыкальный инструмент имеет свой характерный набор штрихов, свою звуковую палитру, свой диапазон и свой тембр.

Наши рекомендации